Эрман - Иисус до Евангелий - Как обрывочные воспоминания превратились в учение

Со всеми книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Барт Д. Эрман - Иисус до Евангелий. Как обрывочные воспоминания нескольких человек превратились в учение о Господе, покорившее мир
Религиозный бестселлер
Иисус умер примерно в 30 году н.э., но древнейший отчет о его жизни (Евангелие от Марка) был написан лет через сорок. В промежуточный период — и даже спустя годы после написания евангелий — воспоминания об Иисусе передавались изустно. Первыми рассказчиками были люди, которые видели его дела и слышали его слова. Но как до возникновения письменных евангелий передавалась «память» об Иисусе (подчас искаженная) — теми, кто реально знал Иисуса, и теми, кто спустя годы и десятилетия пересказывал истории о нем?
 
Эта книга посвящена историческому Иисусу, памяти и искаженной памяти. Историческим Иисусом я заинтересовался в начале 1970-х годов, когда стал изучать Новый Завет с научной точки зрения. В то время я слышал от некоторых преподавателей точку зрения, которой и нынче не удивишь: евангелия основаны на свидетельстве очевидцев, а значит, исторически достоверны; в устных культурах (например, в древнеримском мире) люди имели более развитую память, чем мы, и лучше сохраняли предания о прошлом, поскольку были неграмотными и не могли узнать о прошлом из письменных источников. Но так ли это?
 
Лишь несколько лет назад я понял, сколь ценные и серьезные данные можно получить из исследований памяти, написанных учеными, которые являются специалистами не по Новому Завету, а по другим респектабельным дисциплинам: психологии, социологии и антропологии. Их наработки особенно важны для понимания того, как ранние христиане рассказывали и пересказывали истории об Иисусе — до написания евангелий. Это был таинственный период устной передачи, когда рассказы распространялись далеко не только очевидцами. Допустим, верующий узнавал об Иисусе от знакомого, тот — от кузена, кузен — от соседа, сосед — от делового партнера, а деловой партнер — от матери, которая лет пятнадцать назад слушала рассказы очевидца. Подобные ситуации возникали все чаще.
 
Как такие люди — в конце длинного периода передачи — рассказывали об Иисусе? Сколь хорошо они помнили то, что услышали от собеседников (которые и сами получили информацию из третьих-четвертых рук)? Сколь точно воспроизводили услышанное? И насколько это отражало реальные слова и дела Иисуса? Или истории формировались, переделывались, а то и выдумывались в процессе рассказов, запоминаний и пересказов? Сильно ли они изменились за те 40-65 лет, что отделяют смерть Иисуса от первых евангелий? Много ли в них точных воспоминаний? Быть может, современные исследования в области памяти прольют свет на эти наболевшие вопросы.
 
Уже года два я уделяю почти все свободное время чтению трудов, посвященных памяти: что пишут когнитивные психологи об индивидуальных воспоминаниях; что пишут социологи о коллективной памяти; что пишут антропологи об устных культурах и сохранении в них устных традиций.
 
И чем больше читаю, тем больше удивляюсь, что многие специалисты по Новому Завету — наверное, основная масса — никогда не занимались этими вопросами серьезно. Сколько здесь важного и актуального! Даже те исследователи Нового Завета, которые вникали в подобные вещи, зачастую брали один узкий ракурс. Но копать нужно глубже. Далее я попытаюсь показать, какое значение имеет весь этот спектр исследований памяти и исторического Иисуса.
 

Барт Д. Эрман - Иисус до Евангелий - Как обрывочные воспоминания нескольких человек превратились в учение о Господе, покорившее мир

Барт Д. Эрман. - Москва : Эксмо, 2018. - 384 с.
Религиозный бестселлер
ISBN 978-5-699-99261-4
 

Барт Эрман - Иисус до Евангелий - Как обрывочные воспоминания нескольких человек превратились в учение о Господе, покорившее мир - Содержание

  • Введение
    • Память и Иисус
      • Память о Линкольне
      • Память о Колумбе
      • Память об Иисусе
1.УСТНЫЕ ТРАДИЦИИ И УСТНЫЕ ВЫДУМКИ
  • Память об Иисусе
  • Воспоминания о спутниках Иисуса
  • Воспоминания о рождении и детстве Иисуса
  • Память о жизни и смерти Иисуса
  • Подлинные воспоминания об Иисусе
2.ИСТОРИЯ ИНВЕНЦИИ
  • Герман Самуэль Реймарус
  • Критика форм
  • Научный контекст
  • Начало критики форм
  • Разве предания не заучивались?
  • «Контролировались» ли традиции?
  • Как распространялись предания
3.СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ И СОХРАНИВШИЕСЯ ЕВАНГЕЛИЯ
  • Как исследовали свидетельства очевидцев
  • Воспоминания о Бааль-Шем-Тове
  • Иисус и очевидцы
  • Евангелия и свидетельства очевидцев
  • Евангелия в древнейшей Церкви
  • Свидетельство Папия
  • Евангелия в конце II века
  • Почему Матфей, Марк, Лука и Иоанн?
  • Подлинные авторы евангелий
4.ИСКАЖЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ И СМЕРТЬ ИИСУСА
  • Изучение памяти: в начале
  • «Запоминание», 1932
  • Дальнейшие исследования
  • Мы помним суть?
    • Случай с Джоном Дином
  • Суть воспоминаний о смерти Иисуса
    • Иллюстрация метода: суд перед Пилатом
  • Вход в Иерусалим
  • Очищение Храма
  • Мечи в саду
  • Сцена с Вараввой
  • Разрыв завесы в Храме
  • Воспоминания о страданиях Иисуса
5.ИСКАЖЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ И ЖИЗНЬ ИИСУСА
  • Сильнее ли память в устных культурах?
  • Начало изучения устной словесности: сказители Югославии
  • Дальнейшие подтверждения
  • Повествовательные предания в устных культурах
  • Достоверные предания о жизни Иисуса
    • Иллюстрация метода: Нагорная проповедь
  • Искаженные воспоминания об учении Иисуса
  • Учение Иисуса: изменение сути
    • Искаженные воспоминания о делах Иисуса
  • Воспоминания, которые меняются при пересказе
6.КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ И ДРЕВНЕЙШЕЕ ЕВАНГЕЛИЕ:ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА
  • О коллективной памяти: Морис Хальбвакс
  • Ян Ассман и изучение «истории памяти»
  • Коллективная память о Масаде
  • Память об Иисусе в Евангелии от Марка
    • Начало Евангелия
    • Иисус - могущественный Сын Божий
  • Иисус - непонятый Сын Божий  
  • Память Марка об Иисусе
7.КАЛЕЙДОСКОП ВОСПОМИНАНИЙ ОБ ИИСУСЕ:ИОАНН, ФОМА И ДРУГИЕ
  • Память об Иисусе в Евангелии от Иоанна
    • Христос - воплощенное Слово Божье
    • Свидетельствующие об Иисусе
    • Откровение Иисуса о самом себе
    • Иоаннова альтернативная память об Иисусе
  • Память об Иисусе в Евангелии от Фомы
    • Вводное воспоминание об Иисусе
    • Истолкование тайных учений  
    • Община Фомы
  • Другие воспоминания об Иисусе
    • Память Павла об Иисусе
    • Память Q об Иисусе
    • Память Матфея об Иисусе
  • Итоги: память об Иисусе в Новом Завете
  • Память об Иисусе в Евангелии от Иуды
    • Память Маркиона об Иисусе
    • Память Феодота об Иисусе
  • Более поздняя память об Иисусе
8.В ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ХВАЛА ПАМЯТИ
Благодарности
Примечания
Указатель имен
Указатель древних источников
 

Барт Эрман - Иисус до Евангелий - Как обрывочные воспоминания нескольких человек превратились в учение о Господе, покорившее мир - Память и Иисус

 
Об Иисусе остались лишь воспоминания. Ни один живописец не запечатлел его на портрете, ни один стенограф не записал его слова. Да и вообще нет ни одного рассказа о нем, который был бы записан при его жизни. У нас есть лишь воспоминания о его личности, его словах и делах. Воспоминания, записанные позже. И намного позже. И записанные людьми, которые лично не знали Иисуса.
 
Исследователи-критики давно доказывали, что известные нам тексты об Иисусе — евангелия — не воспоминания очевидцев. Это воспоминания более поздних авторов, которые слышали об Иисусе от других людей. А те узнали все отнюдь не от очевидцев. Значит, перед нами лишь дальние отголоски воспоминаний. Чтобы понять евангелия и узнать что-нибудь о человеке Иисусе, не обойтись без знаний о памяти.
 
В целом, воспоминания — вещь довольно надежная. Если бы дело обстояло иначе, мы не смогли бы существовать и даже выживать в очень сложном мире. Мы полагаемся на воспоминания в тысячах поступков, которые делаем изо дня в день: от пробуждения утром до засыпания ночью. Однако и забываем многое: не только ключи от машины и имена старых знакомых, но и ценные факты, и даже события, подчас важные, которые с нами происходили. Хуже того, подчас мы помним неправильно. И чем старше мы становимся, тем больше осознаем: иногда нам кажется, что мы точно помним, что и как происходило. А потом оказывается, что все было иначе.
 
Это бывает с каждым из нас. Это бывало с каждым человеком, жившим на Земле. И это бывало с учениками Иисуса. И с людьми, которые слышали рассказы о нем. И с людьми, которые услышали эти рассказы и передали их другим. И с людьми, которые услышали эти рассказы, уже взятые из третьих рук, и пересказали их. И со всеми, кто передавал эти рассказы, пока те не попали к евангелистам. И с евангелистами. Каждый человек в этой цепочке от Иисуса до евангелистов вспоминал услышанное. Или пытался вспомнить.
Когда мы хотим узнать о евангелиях и об историческом Иисусе, все упирается в память. И не безупречную память. И не совершенную память. И подчас — ошибочную память.
 
Памятью - об окружающем мире, полученной информации, произошедших событиях и знакомых людях - обладают не только индивиды. Памятью обладают и группы людей относительно того, что с ними происходило в коллективном прошлом. Общество не может развиваться без памяти о людях и событиях, которые сплачивали и продолжают сплачивать его. Мы должны помнить наши истоки, нашу историю, наши войны, наши экономические кризисы, наши ошибки и наши успехи. Без воспоминания о прошлом мы не в состоянии жить в настоящем и стремиться к будущему.
 
Однако поразительно, сколь разные воспоминания — и на индивидуальном, и на коллективном уровне — у нас о событиях и людях прошлого и сколь часто наши воспоминания о важных событиях и лицах далеки от исторической реальности.
Приведу в доказательство пример «социальной памяти». Это подведет нас к разговору о воспоминаниях об Иисусе.
 
2018-04-28
 
Важная книга для понимания этой книги Эрмана - Шоу - Ложная память - Почему нельзя доверять воспоминаниям
 
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя ElectroVenik