Эрман - Как Иисус стал богом

Барт Эрман - Как Иисус стал богом
Иисус был иудейским проповедником из низших слоев общества, жившим в глубинке сельской Галилеи, который был осужден за нарушение закона и распят за преступления перед римским государством.
 
Тем не менее вскоре после его смерти его последователи стали утверждать, что Иисус был божественным существом.
 
Впоследствии они зашли еще дальше, заявляя, что он был не кем иным, как самим Богом, Творцом неба и земли.
 
Каким образом о распятом крестьянине стали думать как о Господе, начале всех вещей? Как Иисус стал Богом?
 

Барт Эрман - Как Иисус стал богом

 
Bart D. Ehrman - How Jesus Became God: The Exaltation of a Jewish Preacher from Galilee
Барт Эрман; [пер. с англ. С. Горячевой]
Москва : Эксмо, 2016. — 576 с.
Религиозный бестселлер
ISBN 978-5-699-70880-2
 

Барт Эрман - Как Иисус стал богом - Содержание

 
От автора
Предисловие

Глава 1. Божественные мужи в Древней Греции и Древнем Риме

Об одной необычной жизни
Исторический и легендарный Аполлоний
Аполлоний и Иисус
Три модели «божественных мужей»
Боги, ставшие на время людьми
Божественные существа, рожденные от бога и смертной женщины
Человек, ставший божеством
  • Ромул
  • Юлий Цезарь
  • Цезарь Август
  • Культ императора
  • Человек, не являющийся правителем: о кончине Перегрина
Божественные мужи в греческом и римском мире
Божественная пирамида
Иисус и сфера божественного

Глава 2. Божественные мужи в раннем иудаизме

Иудаизм в Древнем мире
Широко распространенные иудейские верования
Возможно ли разнообразие божественных существв иудаизме?
Божественные существа, ставшие на время людьми
Ангел Господень как Бог и человек
Другие ангелы как Бог и люди
Люди, ставшие ангелами
Божественные существа, родившие полубогов
Другие божественные личности, не являющиеся людьми
Сын человеческий
Две силы на небесах
Божественные ипостаси
  • Премудрость
  • Слово
Люди, ставшие богами
Царь Израиля
Моисей как Бог
Божественные мужи в иудаизме

Глава 3. Считал ли Иисус себя богом?

Исторический Иисус: проблемы и методы
Проблемы с евангелиями
Методы
Исторический и культурный контекст жизни Иисуса  .
Дуализм
Пессимизм
Суд
Близость конца
Иисус как апокалиптик
Независимое подтверждение апокалиптической вести Иисуса
Критерий несходства и весть Иисуса
Начало и конец как ключ к середине
Кем считал себя Иисус?
Еврейский Мессия
Иисус как Мессия
Мессианское самосознание Иисуса
Объявлял ли Иисус себя богом?

Глава 4. Воскресение Иисуса: чего мы знать не можем

Почему историки испытывают трудности, обсуждая воскресение
Евангельские повествования о воскресении
Послания апостола Павла
Воскресение и историк
Воскресение: чего мы знать не можем
Получил ли Иисус достойное погребение?
Общие соображения
Римская практика распятия
Греческая и римская практика использования общих могил для преступников
Особенности политики Понтия Пилата
А была ли пустая гробница?
Могли ли женщины у гробницы быть вымыслом?..
Необходимость в пустой гробнице

Глава 5. Воскресение Иисуса: что мы можем знать

Вера учеников
Воскресение духовного тела
Воскресение духа
Воскресение смертного тела
Видения Иисуса
Важность видений для веры в воскресение
Что такое видения: вопросы терминологии
Кто имел видения? Исследуя «традицию сомнения».
Видения в более широкой перспективе
Видения, вызванные тяжелой утратой
Видения почитаемых религиозных персонажей
  • Пресвятая Дева Мария
  • Явления Иисуса в современном мире
Видения Иисуса учениками
Следствие веры

Глава 6. Зарождение христологии: Христос, вознесенный на небо

Верования первых христиан
Старейшие из христианских источников, дошедших до нас
Долитературные традиции: выявляя источники, стоящие за источниками
Вознесение Иисуса
Рим 1:3-4
Речи в книге Деяния апостолов
Деян 13:32-33
Деян 2:36
Деян 5:31
Лука и ранние традиции
Оценивая ранние взгляды на Христа
Движение вспять в христианстве
Иисус как Сын Божий с момента крещения
  • Крещение у Марка
  • Крещение у Луки
Иисус как Сын Божий с рождения
  • Рождение Иисуса у Луки
  • Рождение Иисуса у Матфея
Иисус как возвышенный Сын Божий

Глава 7. Иисус как бог на земле: ранние христологии воплощения

Христологии возвышения и воплощения
Христология воплощения у Павла
Христос как ангел у Павла
Поэма о Христе в Флп 2
  • Поэма из Послания к Филиппийцам как до-Павлова традиция
Поэма о Христе и Адам
Поэма о Христе и христология воплощения
Другие пассажи у Павла
Христология воплощения у Иоанна
Возвышенные учения об Иисусе в Евангелии от Иоанна
Пролог Евангелия от Иоанна
  • Пролог как долитературная поэма
  • Учение Пролога
Другие следы христологии воплощения
Послание к Колоссянам
Послание к Евреям
За пределами воплощения

Глава 8. После Нового Завета: христологические тупики II и III веков

Ортодоксия и ересь в ранней Церкви
Путь, который отрицает божественность
Эбиониты
Феодотиане (римские адопционисты)
Путь отрицания человечности
Докетисты, обличаемые в Первом послании Иоанна
Докетисты, обличаемые Игнатием
Маркиониты
Путь отрицания единства
Христианский гностицизм
«Сепарационистская» христология
Раннехристианские гетероортодоксии
Модализм
  • Модалистская точка зрения
  • Оппозиция со стороны Ипполита и Тертуллиана
  • Доктрина Троицы как результат
Христология Оригена Александрийского
Тупики и широкие пути ранних христологии

Глава 9. Орто-парадоксы на пути к Никее

Орто-парадоксы
Христологический орто-парадокс
Богословский орто-парадокс
Иустин Мученик
Христос как Ангел Господень
Христос как Логос Божий
Новациан
Дионисий Римский
Арий Александрийский
Александр Александрийский
Арианский спор и Никейский собор
Роль Константина
Никейский собор
Итоги Собора

Эпилог. Иисус как бог: последствия

События IV века н.э
Бог Христос и языческий мир
Бог Христос и иудейский мир
Бог Христос и христианский мир
Маркелл Анкирский
Аполлинарий Лаодикийский
Несторий
Заключение
Примечания
Указатель имен
Указатель ссылок на древние источники
 

Барт Эрман - Как Иисус стал богом - ПредисловиеБарт Эрман - Как Иисус стал богом - Предисловие

 
Как Иисус стал Богом?
 
Вся ирония, заключающаяся в этом вопросе, не приходила мне в голову до недавнего времени, когда я отправился на длительную прогулку с одной из моих ближайших подруг. По ходу беседы мы обсуждали привычные темы: книги, которые мы прочли, фильмы, которые мы видели, философские взгляды, над которыми мы размышляли. В отличие от меня, моя подруга продолжала причислять себя к христианам. И вот однажды я спросил ее, что именно она считала сущностью своей веры. Ее ответ заставил меня остановиться и задуматься. Она сказала, что для нее в основе религии лежала идея, что в Иисусе Бог стал человеком.
 
Одна из причин, по которой ее ответ застал меня врасплох, состояла в том, что когда-то это было одним из моих убеждений тоже — хотя я и отказался от него много лет назад. Будучи учеником средней школы, я размышлял долго и усердно над этой «тайной веры», как она описана, к примеру, в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог... И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины»1 (Ин 1:1-2, 14). Еще раньше я открыто и чистосердечно исповедовал христологические утверждения Никейского символа веры, где о Христе сказано:
 
Верую в... Сына Божия Единородного,
от Отца рождённого прежде всех веков,
Бога от Бога, Света от Света,
Бога истинного от Бога истинного,
рождённого, несотворённого, единосущного Отцу,
через Которого всё сотворено.
Ради нас, людей, и ради нашего спасения
сошедшего с небес и воплотившегося
от Духа Святого и Марии Девы
и ставшего Человеком.
 
Однако я изменился с течением лет и теперь, достигнув среднего возраста, уже не причисляю себя к верующим. Я — историк раннего христианства, который в течение почти трех десятилетий изучал Новый Завет и зарождение христианской религии в исторической перспективе. И теперь вопрос, который передо мной стоит, в некотором смысле прямо противоположен вопросу моей подруги. Как историка, меня не занимает больше богословский вопрос, как Бог стал человеком, но скорее — исторический вопрос, как человек стал Богом.
 
Традиционный ответ на этот вопрос состоит в том, что Иисус на самом деле был Богом и потому, разумеется, говорил об этом своим ученикам и те всегда верили в него как в Бога. Но многие историки начиная с конца XVIII века придерживались убеждения, что такое понимание исторического Иисуса неверно, и выдвигали множество весьма убедительных доводов в поддержку своей позиции. Если они правы, мы оказываемся перед загадкой: каким образом это произошло? Почему ранние последователи Иисуса стали считать его Богом?
 
В этой книге я попытался выработать подход к данному вопросу, который будет полезен не только для секулярных историков религии вроде меня, но и для верующих вроде моей подруги, которые продолжают считать, что Иисус был на самом деле Богом. В результате я не занимаю никакой позиции в богословском вопросе о божественном статусе Иисуса. Меня больше интересует ход исторического развития, приведшего к утверждению, что он был Богом.
 
Купить книгу в издательстве "Эксмо"
 
 

Категории: 

Оцените работу сайта и поблагодарите за файл - поставьте лайк, кликнув по сердечку (первое - 1 балл, последнее - 10 баллов): 

Ваша оценка: Нет Average: 8.7 (14 votes)
Аватар пользователя ElectroVenik