Ермишин - Философия религии

Олег Ермишин - Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии
Философия религии является сложным историко-философским и научным феноменом. Ее можно трактовать с разных точек зрения. Понятие «философия религии» предполагает два основных значения. Во-первых, это религиозная философия, т. е. религиозное мировоззрение, изложенное в философских терминах. Во-вторых, это наука, целью которой является философское объяснение и изучение религии.
 
Два указанных значения можно объединить в одном определении: философия религии – это сфера человеческого познания, которая носит теоретический характер и направлена на понимание религии, ее сущности и предназначения.
 
Философия религии является естественной заключительной ступенью к историческому изучению религий. Если история религий занимается преимущественно описанием соответствующих фактов, то философия религии – их истолкованием.
 
С этой точки зрения философия религии существует с тех пор, как люди стали рассуждать о религии. Однако научный аппарат и метод философской науки о религии сложились только в эпоху Нового времени. В это время философы либо пытались умозрительно проникнуть в сущность религиозного отношения, либо, обозревая развитие религий в целом, выстраивали диалектический ряд, в который укладывали всю религиозную историю человечества (наиболее яркие примеры – философские построения Гегеля и Шеллинга).
 
 

Олег Ермишин - Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии

 
Москва, ПСТГУ 2009 г. – 224 с.
ISBN 978-5-7429-0302-4
 

Олег Ермишин - Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии – Содержание

 
Предисловие Философия религии и ее проблемы

Введение

Часть I Концепции религии в зарубежной философии
Глава 1. Древний Восток
Глава 2. Античность
Глава 3. Средневековье
Глава 4. Новое время
Глава 5. Немецкий идеализм
Глава 6. С. Киркегор. Ф. Ницше
Глава 7. А. Бергсон. О. Шпенглер
Глава 8. Прагматизм. Эволюционизм. Структурная антропология
Глава 9. Феноменология
Глава 10. Религиозный экзистенциализм
Глава 11. А. Дж. Тойнби. М. Элиаде
Глава 12. К. Барт. Р. Бультман
Глава 13. Неотомизм
Заключение Зарубежная философия религии во второй половине XX в.

Часть II Концепции религии в русской философии

Глава 1. Философия религии в России. Концепции религии в XVIII в.
Глава 2. Славянофилы
Глава 3. Философия религии в духовных академиях XIX в.
Глава 4. Ф. М. Достоевский. Л. Н. Толстой. B. C. Соловьев
Глава 5. Философия религии в духовных академиях и университетах конца xix – начала xx в.
Глава 6. В. В. Розанов. Д. С. Мережковский. H. A. Бердяев
Глава 7. Л. Шестов. С. Н. Трубецкой. Е. Н. Трубецкой
Глава 8. П. А. Флоренский. С. Н. Булгаков. Л. П. Карсавин
Глава 9. С. Л. Франк. И. А. Ильин. В. В. Зеньковский
Глава 10. А. Ф. Лосев
Заключение
 

Олег Ермишин- Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии – Предисловие

 
Наблюдающееся в последнее время возрастание роли религии в современном обществе, разумеется, делает необходимым получение возможно более точного и объективного знания – богословского, религиоведческого и философского – об этой области человеческой жизни. Однако потребность в таком знании имеет отнюдь не только сиюминутные причины социально-политического свойства, но и гораздо более глубокие экзистенциальные основания.
 
Среди множества борющихся между собой за первенство в структуре человеческого существования сфер, религии принадлежит совершенно особое место. Только здесь эта претензия на первенство оправдана самой идеей данной сферы, осуществляющей, по слову Вл. Соловьева, «связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего». Можно признавать или не признавать оправданность этой претензии, признавая или не признавая истинность той или иной религии, или ложность их всех, но невозможно просто отмахнуться от этого. Богоборческий пафос таких мыслителей как Бакунин или Ницше как раз говорит об этой невозможности. Занимая то большее, то меньшее место в повседневной человеческой жизни и в культуре, религиозная сфера всегда остается для человечества (как религиозного, так и не– и антирелигиозного) рядом открытых вопросов. Поиски ответов на эти вопросы порождают такие рефлексивные практики, как теологию, религиоведение и, разумеется, философию религии. Именно последней в двух ее вариантах – западноевропейском и русском – и посвящена книга О. Т. Ермишина.
 
 Что же такое философия религии? Вслед за Ю. А. Кимелевым можно различать широкий и узкий смысл данного понятия. В широком смысле философия религии – «это совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских подтверждений (а также опровержений. – К. А.)существования Бога, философских рассуждений о Его природе и отношении к миру и человеку». Соответственно, в узком смысле, «это эксплицированное автономное философское рассуждение о Боге и о религии, особый тип философствования». В зависимости от целей философского исследования, она может выступать либо как философская теология, либо как философское религиоведение, либо как сочетание той и другой формы, при преобладании одной из них. Все эти типы, как увидит читатель, наглядно представлены в книге О. Т. Ермишина. Несмотря на то, что Кимелев осуществлял свою концептуализацию философии религии главным образом на основе западного материала, все эти определения, с рядом поправок, вполне релевантны и для русской мысли. Книга Ермишина непосредственно удовлетворяет указанную им «потребность в… обобщающих работах, посвященных истории западной философии религии, а также русской религиозной философии». Впрочем, термин «русская религиозная философия» в данном контексте не очень удачен. Термин этот постепенно превращается в расхожий штамп и чуть ниже я попытаюсь придать ему некоторое предметное значение, которое он может получить, на мой взгляд, только в контексте рассмотрения целостной системы рефлексивных структур религиозной традиции. Представляется, что говорить о философии религии в России в данном контексте более оправданно. Примем эти исходные определения и попытаемся их уточнить, а, местами, и поправить.
 
 

Категории: 

Оцените работу сайта и поблагодарите за файл - поставьте лайк, кликнув по сердечку (первое - 1 балл, последнее - 10 баллов): 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя warden