Богословская Конференция ПСТБИ - ПСТГУ - 13 - 2003

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Богословская Конференция ПСТБИ - ПСТГУ - 2003 г
ПАМЯТИ ОТЦА ИОАННА МЕЙЕНДОРФА.
 
Прошло уже 11 лет со дня кончины приснопамятного протопресвитера Иоанна Мейендорфа. А кажется, эта грустная весть пришла совсем недавно... 
 
Я знал отца Иоанна немногим более одиннадцати лет — уже столько же мы живем без него. Казалось, он будет с нами еще очень долго, и мы всегда можем рассчитывать на его мудрость, знания, авторитет, можем обращаться к нему за пастырским окормлением. Вышло совсем иначе: он ушел в тот момент, когда его талант, его опыт и авторитет, казалось бы, будут больше всего востребованы. Ушел, передав эстафету тем, кто трудится в России — его родине, которую он очень любил и пожить на которой ему так и не довелось. И в этом тоже — глубокий символизм его судьбы. Его книги только сейчас начали выходить на русском языке (еще несколько лет назад русскому читателю он был известен всего лишь одним сборником статей и конспектами его лекций по святоотеческому богословию). Теперь, это, слава Богу, уже не так, и любой желающий может из первых рук открыть для себя творчество замечательного патролога, историка, богослова нашего времени. Его книги дают некоторое представление и об авторе — его научной методологии, богословских воззрениях, его литературном стиле, эрудиции и чувстве юмора. Но в своих трудах, как и в жизни, сам отец Иоанн стремился быть как можно менее заметным, чтобы читатель самостоятельно делал выводы из предоставляемых ему фактов. Надеюсь, что эти разрозненные заметки о моем духовном отце позволят хоть немного познакомиться с его светлой личностью. 
 

Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института - Материалы 2003 г. 

М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского 
Института. 2003. — 514 с. 
 

Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института - Материалы 2003 г. - Содержание

БОГОСЛОВИЕ 
  • Дворкин А. Л. Памяти отца Иоанна Мейендорфа 
  • Священник Олег Давыденков. К вопросу о методе исследования христологии свт. Кирилла Александрийского 
  • Медведев С. А. Воипостасное в богословии неохалкидонитов 
  • Майборода А. Б. Об одном фрагменте из «Философской истории» Порфирия в сочинении свт. Кирилла Александрийского «Против Юлиана» 
  • Священник Вадим Леонов. Вселенские соборы Православной Церкви о человеческой природе Спасителя  
  • Хорьков М. Л. Учение о единстве души в антропологии Немезия Эмесского  
  • Малков П. Ю. Дух Божий и дух человеческий (к одной из проблем православной антропологии) 
  • Священник Димитрий Пашков. К вопросу происхождения «восточного папизма» 
  • Диакон Михаил Асмус. Понимание поминальных частиц в истории  
  • Михайлов П. Б. Св. Василий Великий и Аполлинарий Лаодикийский 
  • Постовалова В. И. Афонский спор об Имени Божием и святоотеческое учение об обожении человека 
  • Стасюк В. А. Каролингские книги (Libri Carolini) о назначении иконы 
  • Серебряков Н. С. Образ «кожаных риз» при описании результатов грехопадения в человеке и в мире 
  • Василенко Л. И. Отношение о. Сергия Булгакова к католичеству в начале 20-х годов XX в  
  • Антонов К. М. «Христианство и наука»: философские аспекты проблемы 
  • Резник М. И. Феноменология смерти в Православии и психоанализе 
  • Сомин Н. В. Социальная доктрина православия и идея личного спасения 
ХРИСТИАНСКИЙ ВОСТОК 
Арутюнова-Фиданян В. А. Автор «Повествования о делах армянских» и армянская православная община  
Чернецов С. Б. Литературные источники гнева императрицы Таиту, обрушившегося на Афеворка Гебре Иясуса в 1894 г., и его последствия  
Kuustola S. Modem Aramaic — where and by whom it is spoken today 
Французов С. А. «Житие св. Азкира» как источник по истории Южной Аравии 
Хулап В. Ф. Весеннее равноденствие и возникновение христианской пасхалии 
Кузенков П. В. К вопросу о раннехристианской хронологии: из истории возникновения византийских хронологических систем
 
ИСТОРИЯ 
  • Ряполов А. И. Высшая церковная иерархия и политика князя А. Н. Голицына в 1817-1824 гг 
  • Федоров В. А. Пастырское служение и публицистическая деятельность тверского священника И. С. Беллюстина (1819-1890) 
  • Житинев Т. Е. Начальное народное образование в Государственной думе и Государственном совете в 1907-1912 гг  
  • Белоногова Ю. И. Религиозно-нравственное состояние русского крестьянства по материалам церковной периодики начала XX в 
  • Токарев А. В. Вкладная книга Введенской Оптиной пустыни 
  • Аникеева Е. Н. Вопросы истории Белопесоцкого монастыря 
  • Феофанов А. М. Повседневная жизнь студентов Московского университета первой половины XIX в  
  • Громов-Колли А. В. Материалы по истории кельтского христианства в русской исторической науке
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XX в. 
  • Сухова Н. Ю. Духовно-учебные проекты 1917-1918 гг. (по материалам РГИА и ГАРФ) 
  • Зимина Η. П. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. А. Ф. Ница (Уфимская епархия): жизнь, труды, мученичество  
  • Шкаровский М. В. Александро-Невская Лавра в год революционных потрясений (1917-1918) 
  • Священник Георгий Ореханов. Петроградское Правление объединенных приходов  
  • Головкова Л. А. Пять арестов художника-иконописца графа Комаровского 
  • Протоиерей Николай Доненко. Преподобномученик Владимир (Пищулин) 
  • Мазырин А. В. К вопросу о восстановлении церковно-административного единства между св. митрополитом Агафангелом (Преображенским) и митрополитом Сергием (Страгородским) в 1928 г 
  • Косик О. В. Интервью митрополита Сергия (Страгородского) 15 февраля 1930 г. в восприятии современников 
  • Иеромонах Евфимий (Логвинов). Письмо сербского патриарха Варнавы митрополиту Антонию (Храповицкому) и Собору епископов Русской Церкви Заграницей от 5/18 июля 1933 г 278 
  • Менькова И. Г. Исповедник Георгий Седов (1883-1960) 
  • Инокиня Васса (Ларина). Церковный принцип икономии и Русская Православная Церковь Заграницей при митрополите Анастасии  
  • Косик В. И. Положение Русской Православной Церкви в Югославии в 1940-1950-х гг  
  • Петрушко В. И. Из истории украинской Греко-католической церкви в годы Великой Отечественной войны 
  • Корнилов А. А. Фонд имени св. прав. Иоанна Кронштадтского в г. Ютика (Нью-Йорк, США) 
ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ 
  • Священник Петр Иванов. Современное положение христианства в Китае
  • Энеева Η. Т. Миссионерский Белогорский монастырь Пермской епархии и его насельник игумен Серафим (Кузнецов) 
  • Колосова В. О. Роль Российского Общества Красного Креста в обустройстве русских беженцев в Европе в 1918-1922 гг 
  • Бирюкова К. В. Деятельность российских студенческих эмигрантских союзов в Центральной и Восточной Европе. 1920-1940-е гг  
ФИЛОЛОГИЯ 
  • Вдовиченко А. В. Идеи Платона и типология дектических синтагм  
  • Пряхина И. И. К вопросу о диалектной неоднородности древнепсковских говоров (о локализации одной древнерусской рукописи Евангелия второй пол. XIV в 
  • Чистякова Н. А. Логос — высшая ступень в истории освоения мира и человека
  • Казанцева Г. Е. Особенности церковнославянского языка службы «Всем Святым в Земле Русской просиявшим» свт. Афанасия (Сахарова) 
  • Крутова М. С. Идентификация памятников древнерусской книжности 
  • Дергачева И. В. Эсхатологическая тематика в древнерусской литературе 
  • Бугаева И. В. О «религиозно-проповедническом» стиле в современном русском языке 
  • Демидов Д. Г. Объяснение церковнославянского правописания: от значений языка к знакам письма 
  • Воронин Т. Л. Князь С. А. Ширинский-Шихматов и его поэма «Иисус в Ветхом и Новом Заветах, или Ночи у Креста» (к проблеме русского культурного двоемирия) 
  • Соколовская А. И. Запад в оценке Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского 
  • Латыева Е. В. К вопросу о жанровом своеобразии «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 
  • Есаулов И. А. О чуде воскресения в романе «Преступление и наказание»  
  • Злобина Η. Ф. Особенности русской мифологической школы XIX в 
  • Папкова Е. А. Автор и герой в дневниковой прозе XX в 
  • Дубровина С. Н. Религиозные мотивы в прозе Андре Жида 
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ 
  • Заболотная Н. В. Церковно-певческие книги XI-XVII веков в монастырских рукописных собраниях 
  • Богомолова М. В. История и типология русского безлинейного многоголосия на основе исторических и архивных документов 
  • Плетнева Е. В. Нотация в песнопениях древнерусских Октоихов Изборных и Шестодневов Служебных (ΧΙΠ-XV вв.) 
  • Старикова И. В. Песнопения знаменного роспева (силлабического стиля): особенности музыкального строения и вопросы интерпретации  
  • Перелешина В. Ю. Тип роспева и структура песнопений Обихода. 
  • Соотношение мелодических и текстовых структур 
  • Архимандритова Е. А. Многораспевность в раннем русском многоголосии (на материале певческой книги «Обиход») 
  • Боровова Ж. А. К вопросу о соотношении устного и письменного компонентов в певческой практике старообрядцев Поморского согласия 
  • Плотникова Н. Ю. Партесные рукописи в собрании Оружейной палаты в РГАДА 
  • Макаровская М. В. Духовные стихи Верхокамья 
  • Соловьева П. А. Отражение особенностей гармонии русской церковной музыки в творчестве Μ. П. Мусоргского 
  • Шиманский Н. В. Мелодическое пение как специальный курс в цикле музыкально-теоретических дисциплин 

Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института - Материалы 2003 г. - Дворкин А. Л. Памяти отца Иоанна Мейендорфа 

 
Часто отца Иоанна Мейендорфа сравнивают с отцом Александром Шмеманом — даже имена их постоянно перечисляются подряд, на одном дыхании (язвительные студенты Свято-Владимирской академии придумали термин для таких перечислений: «Шмемандорф»). Наверное, и в такого рода воспоминаниях невозможно начать писать об одном, никак не упоминая другого. Действительно, оба священника были единомышленниками, друзьями; оба происходили из русских аристократических семей и носили немецкие фамилии, оба выросли в эмиграции в Париже и знали друг друга с детства, хотя о. Иоанн был на несколько лет моложе. Когда о. Александр переехал в Америку, он пригласил туда из Парижа о. Иоанна... 
 
Но вместе с тем они были совершенно разными людьми с различными взглядами и очень разными подходами к жизни. Отец Александр был более артистичным, харизматическим, поэтическим человеком, экстравертом. Отец Иоанн был ученым, академичным, психологичным, интровертом. Отец Александр был непревзойденным оратором, проповедником. Отец Иоанн — педагогом. Они даже слегка иронизирова¬ ли друг над другом, находясь в некоей заочной полемике. Например, на одной из лекций, когда о. Иоанн говорил о Хомякове, он назвал его «джентльменом-ферме- ром» — есть такое английское выражение, — то есть гениальным дилетантом. «Ну, скажем, как наш отец Александр», — добавил он. Правда, тут же заметил, что это — очень лестное сравнение, и пояснил, что речь идет о человеке с одной главной идеей, базирующейся на великом прозрении, который может просто не обращать внимания на малосущественные неточности или даже досадные ошибки в мелочах. А отец Александр, в свою очередь, любил иронизировать по поводу «немцев», которые слова не могут написать, чтобы не снабдить его сноской или примечанием. Имелся в виду в том числе и отец Иоанн. Это было даже смешно, потому что Шмеман — фамилия столь же немецкая, как и Мейендорф. 
 
Другое дело, что оба они, несмотря на свои немецкие фамилии, были совершенно русскими людьми и — по провидческому слову Достоевского — как настоящие русские они были самыми подлинными европейцами. Они ощущали себя своими в нескольких культурах: отец Александр свободно владел тремя языками, а отец Иоанн — четырьмя и читал еще на полудюжине (при этом оба они подчеркивали, что не знают немецкого). Но родным языком оба они считали один — русский.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat magistr