Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ - 2011 - Том 1

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
XXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - Том 1
Тема пленарного заседания - «Единство Церкви в эпоху богоборчества» - является весьма важной. Господь сподобил нас осуществлять служение Ему, когда залечиваются раны, нанесенные Церкви в годы лихолетья. Богу содействующу, гонения остались позади; мы оказались свидетелям и участниками благодатных перемен в жизни общества. Зримым проявлением Божией милости к нашему народу стало воссоединение Русской Зарубежной Православной Церкви с Московским Патриархатом. Отрадно, что Свято-Тихоновский университет внес свой вклад в подготовку этого долгожданного события.
 
Служение Университета делу укрепления православного единства проявляется в различных направления, в частности, в развитии культурологических дисциплин о картвельских народах - картвелологии. Уже не первый год на конференции по этой теме проводится секция, приглашаются известные грузинские ученые.
 
Кроме сугубо научного эта деятельность имеет и другое, не менее важное значение. В то время как на политическом уровне существует напряжение в отношениях между нашими государствами, мы свидетельствуем о незыблемой братской христианской любви и о евхаристическом общении.
 

XXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - Том 1

М.: Изд-во ПСТГУ, 2011 г. - 432 с.
ISBN 978-5-7429-0654-4
 

XXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - Том 1 – Содержание

ОСЕННЯЯ СЕССИЯ (17-23 ноября 2010 r.)
Философские исследования феномена свободы: междисциплинарный диалог
  • Фокин А. Р. Эволюция взглядов Августина на соотношение свободного человеческого действия и божественной благодати в сочинениях 386-397 гг
  • Лега В. П. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8. 32): размышления философа
  • Маршадье Б. Алексис де Токвиль и аристократические источники демократических свобод  
  • Харрис Р. Свобода для России, свобода для Англии: Александр Герцен, Джон Стюарт Милль и смысл жизни
  • Нагаи Н. Невозможная свобода: японские историки об испытании свободы современностью
  • МакМэн Д. М. Свобода в Америке в XVIII в
Проблема коммуникации в философии и богословии ХХ века
  • Елушич С. Коммуникация в богословии и философии: вопрос различия
  • Олег Агапов, прот. «Диалог любви» или «Диалог компромисса»: проблема коммуникации в произведениях Н. Бердяева, М. Бубера, М. Бахтина и протопресвитера Александра Шмемана  
  • Димитрий Кирьянов, прот. Коммуникация в богословии Бернара Лонергана
  • Дмитрий Самойлов, диакон. Проблемы коммуникации в трудах русских кантианцев А. И. Введенского, И. И. Лапшина, С. И. Гессена
Русская религиозная философия как философия
  • Павлюченков Н. Н. Математический аспект в философии священника Павла Флоренского
  • Борозенец Т. А. Христианская философия славянофилов как персонал изм. Философия славянофилов, русская и мировая философия  
  • Роман Модин, прот. Диалектика бытия и не-бытия в философствовании М. Хайдеггера и А. Ф. Лосева
  • Полетаева Т. А. Феноменологические идеи в философии В. С. Соловьева
Проблема метода в религиоведении
  • Давыдов И. П. Проблема оптимизации религиоведческой методологии в педагогическом процессе  
  • Хоффман Х. Методологические проблемы религиоведения на конгрессах и методологических конференциях IAHR в свете конгресса 2010 г. в Торонто
  • Носачев П. Г. Проблема метода в изучении западного эзотеризма  
  • Банек К. Разные пути к Богу (техники достижения мистического состояния)  
Богословская традиция в древнехристианских апологиях
  • Пудрон Б. Христология послания к римлянам Псевдо-Климента  
  • Михайлов П. Б. Феномен «инкультурации» в раннехристианских апологиях
  • Фокин А. Р. Догмат о воскресении мертвых по ранним латинским апологиям
Интерпретация священных текстов в христианском богословии и позднеантичной философии
  • Зуева Е. В. Сакральные и сакрализованные тексты в «Диалоге с Трифоном иудеем св. Иустина Философа» (11 в.) 
  • Оффманн Ф. Что такое комментарий в поздней античности?
  • Пример неоплатоников-комментаторов Аристотеля
  • Алиева О. В. Свт. Василий Великий о паренезе: библейские тексты в свете античной традиции Усачева А. В. Термин ПАN'НГУР/I в Ветхом и Новом Заветах и христианской литературе IV в.
Церковно-исторические исследования в контексте современной науки
  • Максимович К А. К интерпретации понятия церковно-государственной «симфонии» в VI новелле Юстиниана
  • Оме Х. Место Пято-Шестого собора в византийском церковном праве VIII в.
  • Ламберц Э. Григорий II и Герман: папские и патриаршие письма начала иконоборческих споров в актах VII Вселенского собора
  • Лоритцен Ф. Алексий Студит и сиро-яковитская община
  • Тотоманова А. Синодик царя Борила в сборнике Палаузова (НБКМ N 289 )  
  • Герд Л. А. Был ли русофилом Константинопольский Патриарх Иоаким III?  
Учение о Пресвятой Троице и современная православная антропология
  • Георгий Завершинский, свящ. Богословское значение диалога
  • Чурсанов С. А. Уникальность Божественных Лиц в святоотеческой триадологии IV в. и человеческих личностей в православном богословии XX -XXI вв.
  • Никитина С. В. Понятие кеносиса в тринитарном учении и антропологии архимандрита Софрония (Сахарова)
Христианство и плюрализм: вызов религиозного многообразия в ХХI веке
  • Велькер М. Размытое многообразие и структурированный плюрализм
  • Мортенсен В. Европа: кладбище или научная лаборатория? Плюрализация религиозного ландшафта в Западной Европе как вызов христианству
  • Бёрджесс Д. П. Противостояние «религиозному рынку»: пастырская идентичность в плюралистическом обществе
Русский перевод Библии: история, проблемы, перспективы
  • Верещагин Е. М. Славяно-русский первоучитель Кирилл Философ о богословском значении Св. Писания на иврите
  • Ростислав Снигирев, прот. Русские переводы Библии до 1917 г.
  • Димитрий Юревич, прот. Анализ правок, внесенных в Синодальный перевод Нового Завета святителем Филаретом (Дроздовым), на основании его предложений по корректурам текста 1859- 1862 гг.
  • Иоанн Реморов, свящ. Перевод части Библии, выполненный в 1848- 1873 гг. епископом Енисейским и Красноярским Никодимом (Казанцевым)  
  • Скобелев М. А. Переводы Псалтири на русский язык
  • Джузеппе Бетори, архиеп. Ревизия итальянского перевода Библии под патронажем Епископской конференции Италии
  • Небольсин А. С. Василий Васильевич Четыркин - крупнейший русский дореволюционный исследователь Апокалипсиса
Единство Церкви в эпоху богоборчества
  • Фирсов С. Л. «Коммунистическая религиозность» как значимая причина церковных расколов в России (к вопросу о влиянии «новой веры» на традиционное религиозное сознание)
  • Георгий Митрофанов, прот. Коммунизм - духовно-мировоззренческая химера или лжерелигиозная утопия
  • Воронцова И. В. Религиозно-обновительское движение «неохристиан» в контексте политики социал-демократов и большевиков по отношению к религии и Русской Церкви
  • Александр Щелкачев, свящ. Поместны й собор 1917- 1918 гг. и единство Церкви
  • Кривошеева Н. А. Отношение Священного Собора 1917- 1918 гг. к внутрицерковным нестроениям
  • Лобанов В. В. Обновленческие приходы Москвы в первой половине 1926 г. (по материалам ЦИАМ)
  • Кострюков А. А. Обстоятельства разделения между Архиерейским Синодом РПЦЗ и Североамериканской митрополией
  • Александр Мазырин, свящ. Причины неприятия политики митрополита Сергия (Страгородского) в церковных кругах (по материалам полемических произведений конца 1920- 1930-х гг.)
  • Косик О. В. Поиски модели отношения Церкви к атеистическому государству в среде оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому)
  • Шкаровский М. В. Иосифлянское движение Русской Православной Церкви, особенности положения среди других церковных течений
  • Георгий Митрофанов, прот. Некоторые страницы эпистолярного наследия митрополитов Сергия (Страгородского) и Сергия ( Воскресенского) периода Второй мировой войны: государственно-политическая ложь и церковно-историческая правда
  • Алексий Марченко, прот. «Приходская реформа» 1 961 г. как вызов единству Церкви
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ (20-22 января 2011 г.)
Актуальные вопросы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке
  • Ефремова О. Н. Духовно-нравственное состояние российского общества накануне революции 1905 г. (по материалам дневника епископа Арсения (Стадницкого))
  • Колесник А. Е. Служение епископа Тихвинского Алексия (Симанского) в 1916- 1917 гг. (по письмам духовнику Арсению (Стадницкому) архиепископу Новгородскому)
  • Семёнов К. А. Обсуждение проекта о «Правовом положении Православной Церкви в России» на Предсоборном Совете летом 1917 г.
  • Маневич Г. М. Обсуждение вопроса об отношении к декрету об отделении Церкви от государства на Поместном соборе Российской Православной Церкви 1917- 1918 гг.
  • Мраморнов А. И. «Неопасный для республики»: преследование Московским губернским революционным трибуналом протоиерея г. Рузы Александра Воскресенского в 1918 г.
  • Иванов С. Н. К вопросу о давлении на св. Патриарха Тихона со стороны «инициативной группы» священников в мае 1922 г.
  • Сухоруков А. Н. Архимандрит Климент (Жеретиенко) и преодоление церковного большевизма в Киево-Печерской Лавре в первой половине :ХХ в.
  • Шевченко Т. И. Проблема отношений Русской и Финляндской Православных Церквей после 1917 г.
  • Головкова Л. А. Крайности атеистической пропаганды в стране Советов
  • Баконина С. Н. Деятельность обновленцев в эмиграции (Дальний Восток, 1920-е гг.)
  • Смолякова И. Н. Образ жизни насельниц московских монастырей после их закрытия: служение, быт, отношения с властью
  • Мельникова И. Е. Протопресвитер Александр Киселев и Русское Христианское Крестьянское Движение в Эстонии в 30-е гг. ХХ в.
  • Бовкал о А. А. Список духовенства митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) 1937 г.
  • Петрова Т. В. Механизм фабрикации последнего следственного дела архиепископа Феодора (Поздеевского)
  • Хайлова О. И. Преподобномученик Неофит (Осипов) и его богословское наследие
  • Королёва В. В. Таганрогский период служения митрополита Иосифа (Чернова)
  • Вишиванюк А. В. Операция ликвидации Украинской Греко-Католической Церкви по документам УНКГБ по Львовской области (1944- 1946 гг.)

XXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - Том 1 - Фокин А. Р. - Эволюция взглядов Августина на соотношение свободного человеческого действия и божественной благодати в сочинениях 386-397 гг.

 
Как известно, особое учение Августина о самовластии Божественной благодати и о предопределении сложилось у него в ходе пелагианских и полупелагианских споров, т. е. в произведениях 411-430 гг. Однако предп осылки этого учения возникли уже в 390-х гг., во время пресвитерского служения Августи на в Гиппоне и в самом начале его епископства, т. е. еще задолго до начала пелагианских споров. Подтверждением этому могут служить такие сочинения Августина, как «Толкование некоторых положений из послания к Римлянам» (394/395) и «О различных вопросах к Симплициану» (397). Для выяснения обстоятельств формирования и логики учения Августина о благодати и предопределении необходимо проследить эволюцию его взглядов на вопрос о соотношении свободного человеческого действия и Божественной благодати в период с 386 по 397 г. Действительно, исследователи выделяют три или четыре этапа, которые прошел Августин в исследовании указанного вопроса в этот период:
  1. Ранний, философский этап (386-388).
  2. Переходный этап от философско-теоретического к богословско-практическому подходу (389-394).
  3. Богословский этап: обращение к посланиям св. апостола Павла (394-396).
  4. Заключительный этап: окончательное оформление теории самовластного действия благодати (396-397).
Ниже мы рассмотрим характерные особенности каждого этапа.
 
Ранний, философский этап (386-388). В сочинениях, написанных во время пребывания в Италии непосредственно после своего обращения, Августин развивает философское учение о человеке, более близкое к неоплатонической, чем христианской антропологии. Человек от природы имеет склонность к добру, поэтому простым выбором своей воли может освободиться от плотских пристрастий и привычек и обрести блаженство во внутреннем созерцании Божественной Истины Августин еще не признает какой-либо существенной слабости или коренного недостатка человеческого духа, который, по его мнению, при желании может выйти за пределы телесного и стать причастным неизменному Богу. Блаженство человека характеризуется Августином как состояние человеческого ума, в котором он желает только того, чем можно обладать благодаря одному лишь желанию и что не может быть утрачено против его воли; а несчастность, наоборот, характеризуется как потеря человеком своей независимости в результате желания того, обладание чем не находится во власти одного желания.
 
Таким образом, достижение блаженства находится во власти самого человека, и его желание может сделать человека добрым и вследствие этого блаженным. Ориентация ума на чувственные, телесные представления возникает скорее от нерадения, чем от естественной привязанности ума к телу и его чувствам; так что склонность души к плотским вожделениям происходит по свободному выбору человека. Однако духовное просвещение способно освободить дух от плотских пристрастий. Бог является причиной доброй воли лишь потому, что Он есть источник истинного познания. В этот период Августин полагает, что Божественная помощь побуждает и направляет человеческие усилия для достижения духовного блаженства, так что действие Божественной Премудрости (Сына) и Любви (Св. Духа) не подменяют собой собственного человеческого действия. Божественная Премудрость доступна всем ищущим ее и располагает их души к восприятию Себя; равно как всем доступна и Божественная помощь, необходимая для достижения блаженства. Августин указывает на изменчивость материал ьног о мира, не задаваясь вопросом об изначальном отчуждении человеческого духа от Божественной Истины и о происхождении человеческой смертностию. В целом, теоретико-философский характер ранних философских диалогов Августи на резко противоположен богословско-практическому основанию его последующего анализа состояния человеческой природы. Августин здесь стремится привлечь внимание читателей к духовной жизни и побудить к обращению от чувственного мира к умопостигаемому. В этом стремлении привлечь других к духовной свободе Августин еще не осознает трудность достижения подлинной независимости духа от плоти. Это отношение изменяется лишь в последующий период в ходе полемики с манихеями и изучения посланий апостола Павла.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.5 (2 votes)
Аватар пользователя brat magistr