Фаст - Этюды по Ветхому Завету-1

Геннадий Фаст - Этюды по Ветхому Завету
Этот труд возник в результате прочтения курса лекций по Священному Писанию Ветхого Завета в г. Красноярске на высших Богословско-Пастырских курсах в 1995-1998 гг.
 
Здесь не ставится задача дать полный обзор и тем более толкование всего текста Ветхого Завета.
 
Это скорее этюды, нежели панорамная картина, этюды порой достаточно случайные, призванные показать яркое многоцветье Божественного откровения израильскому народу.
 
Они дают возможность почувствовать красоту и глубину ветхозаветного откровения, ощутить вкус к Слову Божию.
 
Это «Руководство» призвано дать ключ разумения к затворенным для многих вратам Ветхого Завета, помочь свободно ориентироваться в кажущемся таким запутанным и непонятным лабиринте ветхозаветных книг.
 
Так уж сложилось, что среди христиан, а порой и священников, и монашествующих, можно нередко встретить равнодушное, если даже не уничижительно-пренебрежительное отношение к Ветхому Завету.
 
Иногда его и вовсе не рекомендуют читать.
 
А ведь именно ветхозаветные книги и есть то Писание, о котором так возвышенно говорят Христос и апостолы, именно оно поставляется ими во главу угла ищущим спасения.
 
 

Священник Геннадий Фаст - Этюды по Ветхому Завету - Руководство к изучению Священного Писания - Книга первая

 
Красноярск: Енисейский благовест, 2007. - 352 с.
 

Геннадий Фаст - Этюды по Ветхому Завету - Руководство к изучению Священного Писания - Книга первая - Содержание

 

Экзегетические этюды, или Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета

От автора

Часть I. Исагогические заметки к Священному Писанию Ветхого Завета

Глава 1. Наименования Священного Писания
Глава 2. Богодухновенность Священного Писания
Глава 3. Канон ветхозаветных книг
Глава 4. Состав книг Ветхого Завета
Глава 5. История еврейского текста Священного Писания
Глава 6. Древние переводы Священного Писания
Глава 7. Герменевтика Священного Писания
Глава 8. Древнееврейское предание
Глава 9. Святоотеческая экзегетика

Экзегетические этюды к Священному Писанию Ветхого Завета

Введение

Часть II. Этюд первый. В начале

Глава 1. Начало миробытия
Глава 2. Мысли о шестодневе
Глава 3. Творение человека
Глава 4. Эдем
Глава 5. Завет Божий с людьми
Глава 6. Протоевангелие
Глава 7. Хронология праотцов допотопных времен
Глава 8. Завет Божий с Ноем
Глава 9. Хронология праотцов после потопа

Часть III. Этюд второй. Вера Израиля. Авраам

Глава 1. Первое Богоявление Аврааму. Призвание Аараама в Уре Халдейском
Глава 2. Второе Богоявление Аврааму. Призвание Авраама в Харране
Глава 3. Третье Богоявление Аврааму. Явление Бога Аврааму в Сихеме по вхождении его в Ханаан
Глава 4. Четвертое Богоявление Аврааму. Обетование Святой Земли Аврааму после разлучения его с Лотом
Глава 5. Пятое Богоявление Аврааму. Завет жертвы рассечения
Глава 6. Шестое Богоявление Аврааму. Завет нового имени и обрезания
Глава 7. Седьмое Богоявление Аврааму. Три странника под Мамврийским дубом
Глава 8. Восьмое Богоявление Аврааму. Явление Ангела Ягве на горе Мориа при жертвоприношении Исаака
Библиография

Список таблиц

Таблица 1. Канонические определения по составу книг Священного Писания
Таблица 2. Расположение священных книг в Танахе
Таблица 3. Расположение священных книг в Септуагинте
Таблица 4. Расположение священных книг в Вульгате
Таблица 5. Хронология жизни допотопных праотцов
Таблица 6. Хронология жизни праотцов после потопа
 

Геннадий Фаст - Этюды по Ветхому Завету - Руководство к изучению Священного Писания - Книга первая - От автора

 
Священное Писание дано Духом Святым. Оно — богооткровенное Слово Божие. Поэтому и истолковано может быть только Духом Святым же. Для написания священных книг Дух Святой избрал пророков и апостолов. Для истолкования их Он избрал отцов и учителей Церкви. Поэтому в основу предлагаемого труда, как и в основу всей православной экзегетики, полагаются, безусловно, творения святых отцов. Эти творения не приравниваются к богооткровенным книгам Св. Писания, но и не рассматриваются в ряду обычной научной литературы. Богоносным и богомудрым отцам в Духе Святом дано ведать тайны богооткровенного Писания. Патрологический принцип святоотеческого толкования Св. Писания в контексте Св. Предания является основным принципом православной экзегетики.

Если святые отцы раскрывали значение священного текста, черпая ведение из своей благодатной жизни, от «высот неба», то, безусловно, важным является и источник «от земли» — язык первоисточника (еврейский и арамейский), Святая Земля, святыни и археологические памятники, история и культура. Это земной контекст Св. Писания. И без него в экзегетике тоже никак! Только побывав на Святой Земле, я как автор ощутил, как это важно для понимания Библии. Как и, наоборот, без Библии невозможно понять Святую Землю! Паломничество и достижения библейской археологии и текстологии чрезвычайно важны на пути к пониманию Библии.

Особый акцент делается на текстологическом аспекте экзегетики. Прежде чем толковать, важно знать, что толковать и какие тексты толкуются святыми отцами. Перед библейским богословием стоит задача не только истолкования, но и самого прочтения священного текста на его исходном и родном языке — на иврите. Неизбежным подспорьем являются при этом древние переводы (в первую очередь, конечно, греческий) и современные текстологические исследования. Должно сказать, что святые отцы в большинстве своем еврейским языком не владели и читали Ветхий Завет в греческом и латинском переводах. Это, естественно, отражалось и на их толкованиях. Истолкование еврейского Urtexta (первоисточника) для христианской экзегетики еще в значительной степени дело будущего.

Родная стихия еврейского языка Божественного откровения, Святой Земли, древнего иудейского Предания, культуры древнего Израиля и богомудрая духонос-ная стихия благодатной святоотеческой православной экзегетики — вот та земля и то небо, в которых живет и питается истолкование Слова Божия.

 
 

 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.6 (10 votes)
Аватар пользователя maestro