Феодорит Кирский - Творения - БОУЦ - 12

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Творения Блаженного Феодорита Кирского
Библиотека Oтцов и учителей Церкви - 12

В истории древнецерковной письменности и святоотеческого богословия блаж. Феодорит Кирский занимает одно из важнейших мест. Выдающийся экзегет, глубокий и внимательный историк, яркий апологет религии Христовой, вдумчивый догматист и эрудированный ересиолог, он оставил после себя обширное литературное наследие, лишь часть из которого была переведена на русский язык. Из этих переведенных творений в настоящем томе «Библиотеки отцов и учителей Церкви»
 
переиздаются два произведения. Первое - «Сокращенное изложение Божественных догматов», которое, представляя собой пятую книгу ересиологического труда блаж. Феодорита «Еретические басни», является в то же время вполне самостоятельным трактатом. По отзыву преосвященного владыки Филарета (Гумилевского), «книга составляет превосходный опыт систематического изложения догматов веры». Столь же высока оценка этого сочинения и у Н. Н. Глубоковского:
 
в нем «автор зараз обнимает всю христианскую систему, собирая в один фокус все ее части, и развивает с замечательною постепенностию и логическою стройностию. Все разнообразные предметы поставляются у него в тесную взаимную связь и не сменяют друг друга случайно, по вкусу писателя. Все отдельные пункты естественно выводятся из понятия о Боге как любви и абсолютном совершенстве, в нем находят свое оправдание и из него раскрываются.
 
Конструктивно-воссозидательный дух Феодорита сказался тут самым прекрасным образом». Следовательно, это небольшое по объему произведение можно считать одним из лучших как по содержанию, так и по форме творений блаж. Феодорита. Что же касается «Толкования на Послания святого Апостола Павла», то здесь впервые в древнецерковной письменности (насколько нам известно из сохранившихся творений подобного рода) полностью и последовательно изъясняются все
 
Послания Апостола языков. Можно констатировать, что объяснения слов Апостола здесь кратки, но, содержательны. Подобная краткость отражает сознательное намерение автора, ибо в «Предисловии» блаж. Феодорит говорит: «Испросив подать мне луч духовного света, осмелюсь на истолкование, а пособие к тому соберу у блаженных отцев, паче же всего позабочусь о краткости, ибо знаю, что немногословие и ленивых привлекает к чтению». Примечательно, что краткость толкований Кирского архипастыря сообщает им упругость и динамичность.
 
Насыщенность и концентрированность его изъяснений заставляет ум читателя пребывать в собранности и непрерывно трудиться, так что «ленивому» чтение этих толкований быстро наскучит. В этом труде проявляются многие лучшие черты Феодорита- экзегета, который, по словам того же Н. Н. Глубоковского, «обращал самую строгую внимательность и осторожность в своих выводах; пред ним всегда преподносилась мысль, что сам по себе он немощен, следовательно, тем больше должен заботиться о точности, чтобы не впасть в произвольные измышления. Энергическое сознание человеческой слабости,
 
нигде не достигавшее столь рельефного выражения, всюду просвечивает в трудах Кирского епископа, заставляя его искать твердых опор в самом Писании. Вот почему его соображения всегда ясны, ибо зиждутся на библейских указаниях и, чуждые иудейства Феодора (Мопсуестийского. — А. С.), далеки от деспотической свободы Оригена». Наряду с экзегетическими творениями св. Иоанна Златоуста, этот труд Кирского архипастыря являет собой одну из самых лучших страниц в истории Антиохийской школы, наглядно представляя характерные стороны ее экзегетического метода. В приложении к данному тому «Библиотеки» мы сочли нужным поместить работу Н. И. Сагарды
 
«Древнецерковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета (IV-V вв.), — ее главнейшие направления и характерные особенности», являющуюся блестящим патрологическим очерком и рельефно представляющую некоторые существенные черты святоотеческого богословия периода «золотого века». Мы надеемся, что православные читатели получат большую духовную пользу, обратившись к творениям блаж. Феодорита Кирского.
 

Творения Блаженного Феодорита Кирского - Библиотека Отцов и учителей церкви - Том XII

 
Редакционный совет серии:
священник Андрей Лобашинский
проф. А. И. Сидоров
П. Н. Роговой
Издательство - Паломникъ - 721с.
Москва - 2003
IBSN-5-87468-203-1
 

Творения Блаженного Феодорита Кирского - Библиотека Отцов и учителей церкви - Том XII - Содержание

  • А. И. Сидоров. Предисловие
Cокращенное изложение божественных догматов
  • Предисловие
  • О начале и Отце
  • О Сыне
  • О Святом Духе и о Божественных именах      
  • О творении
  • О веществе
  • Об зонах
  • Об Ангелах        
  • О диаволе и о демонах
  • О человеке
  • О Промысле
  • О Домостроительстве Спасителя
  • О том, что Владыка восприял на Себя тело
  • О том, что Владыка с телом восприял и душу
  • О том, что Владыка восприял на Себя совершенное человеческое
  • естество
  • О том, что Владыка воскресил восприятое Им на Себя естество
  • О том, что Один и Тот же и благ и справедлив
  • О том, что Один и Тот же дал и Ветхий и Новый Завет
  • О крещении
  • О Воскресении
  • О суде
  • Об обетованиях
  • О Втором пришествии          Бога и Спасителя         нашего
  • Об антихристе
  • О девстве
  • О браке
  • О втором браке
  • О блуде
  • О покаянии        
  • О воздержании

Творения Блаженного Феодорита Кирского - Библиотека Отцов и учителей церкви - Том XII - Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла

  • Предисловие
  • Толкование на Послание к Римлянам
  • Толкование на Первое послание к Коринфянам     
  • Толкование на Второе послание к Коринфянам
  • Толкование на Послание к Галатам
  • Толкование на Послание к Ефесянам
  • Толкование на Послание к Филиппийцам
  • Толкование на Послание к Колоссянам
  • Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам
  • Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам
  • Толкование на Послание к Евреям
  • Толкование на Первое послание к Тимофею
  • Толкование на Второе послание к Тимофею
  • Толкование на Послание к Титу
  • Толкование на Послание к Филимону
Приложение
  • Профессор Н. И. Сагарда. Древнецерковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета (IV--V вв.), — ее главнейшие направления и характерные особенности
 
Творения Блаженного Феодорита Кирского - Библиотека Отцов и учителей церкви - Том XII - Об Ангелах
 
Ангелов же не боготворим, подобно эллинским стихотворцам и философам, естества бесплотного не делим на женский и мужеский пол, осуждаем непотребные смешения невидимых сил, не признаем их, как баснословят еретики, творцами твари, не утверждаем, что совечны они с Богом всяческих. Людям нужен женский пол для размножения рода. Ибо, предвидя сие, Бог всяческих так устроил человеческое естество; почему и произнес сие благословение роду, сказав: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею (Быт. 1, 28). Поелику смерть расхищает род человеческий и, подобно какому-то жнецу, пожинает не только старых, но и юных,
 
то естество наше, по необходимости, возымело нужду в делателях и сеятелях, которые на место пожатых производили бы другие классы и своим деланием не уступали победы рукам жнущего. Для естества же бессмертного излишне разделение полов, потому что, как не умаляющиеся в числе, не имеют нужды в размножении и, как не облеченные телом, в совокуплении. И учителем сему Божественное Писание. Ибо не двух только Ангелов, как двух человек, создал Бог в начале, но произвел многие тьмы, сколько Ему было угодно, потому что не подлежащее тлению естество не требует размножения.
 
Люди же, имея смертное тело и подлежа смерти, необходимо имеют нужду в женском поле. И ни один сластолюбец да не взводит обвинения на Ангелов, по невежеству в предлог к хуле взяв повествуемое премудрейшим Моисеем: видевше сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша из них себе жены (Быт. 6, 2). Ибо крайнее неразумие — непотребство людей приписывать Ангелам. Два рода людей было тогда: род Каинов и род Сифов; и род Каинов был проклятый, а род Сифов имел попечение о благочестии; потому что Енос, сын Сифов, упова призывати имя Господа Бога (Быт. 4, 26).
 
С сего времени происходившие от него, именуясь сынами Божиими, стали избегать смешения с родом Каиновым. По прошествии же многих лет потомки благочестивых, увидев привлекательных дочерей этого рода, препобеждены были красотою, нарушили отеческие законы и стали вступать с ними в супружество. Потом смешение это ввело порочную жизнь. Посему, слыша, что в Божественном Писании сказуется: вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим (Быт. 6, 4), не будем обвинять бесплотных Ангелов, потому что на беззаконие отваживались люди, именовавшиеся сынами Божиими.
 
А что сие действительно так, свидетель в том Сам Бог всяческих, изрекший так: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (3). И историописатель говорит также: и виде Господь землю, и бе растленна, яко растли всяка плоть путь свой на земли (12). И Ною изрек Бог всяческих: се Аз погублю всяку плоть (13, 17), и повелев построить ковчег, присовокупил: яко тя обретох праведна в роде сем (Быт. 7, 1). Если бы согрешили Ангелы, то Законоположник правды не наказал бы за сие людей, и притом не десять, двадцать, сто человек, но несчетные их тысячи. Посему ангельское естество не имеет нужды в женском поле, ни для размножения,
 
ни для смешения. Божественное Писание учит, что Ангелов многие тьмы. Сказано: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему (Дан. 7, 10). Служение же ангельское есть песнопение. Ибо о Серафимах блаженный Исаия говорит, что взы- ваху и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его (Ис. 6, 3); о Херувимах же сказал божественный Иезекииль, что слышал глаголющих: благословенна слава Господня от места Его (Иез. 3, 12). Но не только песнословят Ангелы, а и служат Божественному домостроительству. И сему научил нас премудрейший Павел: не вcu ли суть служебный дуси,
 
в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14)? Да и Сам Господь изрек в Священном Евангелии: блюдите, да не презрите единаго от малых сих, наименьших из верующих в Меня: аминь глаголю вам: Ангелы их ежедневно видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18, 10). А богомуд- рый пророк Даниил, лучше же сказать, не он, но беседующий с ним Ангел, некоторых из них называет князьями народов. Ибо говорит: князь персидский стояше противу мне (Дан. 10, 13); упоминает же о князе эллинском и присовокупляет, что ему, ходатайствующему пред Богом об освобождении Иудеев, не помог никто другой, кроме Михаила, князя их.
 
И великий Моисей в песни своей сказал: егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих (Втор. 32, 8). А из того, что сказано Даниилом и что изречено Господом, должно заключить, что некоторые из Ангелов покровительствуют народам, а некоторым вверено попечение о каждом человеке порознь, чтобы не вредили и не делали им зла губительные демоны. Веруем же, что Ангелы сотворены Богом всяческих, ибо сему научены мы. Песнопевец Давид, призывая Ангелов и небесные силы песнословить Бога всяческих, присовокупил: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 148, 5); и еще:
 
Теорий Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4). А три отрока, в пещи благословляя Бога, к общению в песнопении призывали всю тварь, и прежде всего Ангелов. Песнь отроков начинается так: благословите вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки (Дан. 3, 57). Потом непосредственно за сим присоединяют отроки: благословите Ангели Господни, Господа (58), научая сим, что и Ангелы составляют часть дел Божиих.
 
Божественный Апостол яснее преподал нам это. Ибо, упомянув о Господе нашем Иисусе Христе, присовокупил: яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, и оставив видимое, как известное, перечисляет чины невидимые, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1, 16). Так научены мы мудрствовать и об Ангелах.
 
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Traffic12