Ллойд-Джонс - Настоящее христианство - 1

Настоящее христианство - том 1 - Ллойд-Джонс Mартин
Это первый из серии томов, в которые вошли проповеди д-ра Мартина Ллойда-Джонса, на книгу «Деяния Апо­столов». Большинство из этих проповедей были прочитаны на вечерних богослужениях в Вестминстерской часовне в 1965 году. Несмотря на свой евангелизационный характер, они представляют большой интерес и для христиан.
 
Доктор видел, что многие люди интересуются вопроса­ми, связанными с христианством и христианской Церковью, и утверждал, что первые главы Деяний могут удовлетворить эту нужду, так как рисуют картину «настоящего христиан­ства и ничего иного». Вот почему данная серия получила такое название. С годами эта нужда не уменьшилась, но, напротив, в связи с появлением ложных доктрин о Пятиде­сятнице, стала еще более актуальной.
 
По убеждению доктора, излияние Духа в день Пяти­десятницы было уникальным явлением, но оно имело не­которые повторяющиеся аспекты, в свете которых можно объяснить историю христианской Церкви, описанную в Деяниях. Рождение Церкви было поразительным, и ее рост, несмотря на противодействие властей Иерусалима и Рима, можно считать истинным чудом. Действительно, это был «шум с неба* (Д. An. 2:2), который произвел «все­светное возмущение».
 
 

Ллойд-Джонс Mартин - Настоящее христианство - Том 1 - Проповеди на книгу Деяний Апостолов

 
Харьков, Д.Ф. Ткаченко, Бiблос, 2003
ISBN 966-8022-07-06
Dr Martyn Lloyd-Jones
Authentic Christianity
 

Ллойд-Джонс Mартин - Настоящее христианство - Том 1 - Проповеди на книгу Деяний Апостолов - Содержание


Предисловие издателей
1. Христианство — единственная надежда
2. Бог, Который действует
3. Великая истина пророчества
4. Как становятся христианами
5. Разум, сердце и воля
6. Отделение
7. Постоянно пребывать
8. Учение апостолов
9. Учение прежде всего
10. Общение
11. Преломление хлеба
12. Молитва
13. Веселие
14. Простота сердца
15. Восхваление Бога
16. Встань и ходи
17. Бог Авраама, Исаака и Иакова
18. Что вы думаете об Иисусе?
19. Возвращение Христа
20. Неведение
21. Ветер с небес
22. Перемена мышления
 

Ллойд-Джонс Mартин - Настоящее христианство - Том 1 - Проповеди на книгу Деяний Апостолов - Христианство - единственная надежда

 
Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеление Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней явля­ясь им и говоря о Царствии Божием.
Д. Ап. 1:1-3
 
В настоящее время не может быть более важного вопро­са, чем вопрос «Что такое христианство?». Я говорю так, потому что Евангелие — это единственная надежда для современного мира. Все иное было испытано и найде­но легким. Все иное потерпело крах. Философы и полити­ки, а также так называемые мировые религии не могут дать надежду. Она в Евангелии, и только в Евангелии.
 
«Позвольте! — может возразить кто-то. — Почему вы счи­таете, что только Евангелие дает надежду? Ему уже более двух тысяч лет, и оно точно так же не „срабатывает", как и все прочее, что вы только что упомянули».
В качестве ответа можно привести прекрасное высказы­вание ныне покойного Дж. К. Честертона: «Христианство не было испытано и найдено легким; оно было найдено труд­ным и не было испытано». Это простая истина. Собственно говоря, сей мир не познал христианства. Он очень много го­ворит о нем, но в действительности не имеет о нем никакого представления. Итак, я повторяю, что Евангелие по-прежне­му остается единственной надеждой для мира. Стало быть, необходимо ответить на вопрос: «Что такое христианство?» или, другими словами, «Что такое христианская Церковь? Чем она занимается и что проповедует?».
 
Можно поставить вопрос и так: «Почему я, как и любой другой проповедник, проповедую Евангелие?». Есть только один ответ. Я проповедую потому, что верю в Божье призва­ние, в то, что на меня, слабого и немощного человека, Бог возложил это бремя. Я знаю по своему личному опыту, по опыту других людей и опыту, взятому из истории, что толь­ко Евангелие может помочь людям управлять своей жиз­нью, быть победителями, что только оно вселяет надежду, которая не постыжает, и поэтому нет более важной задачи, чем донести Евангелие до всех людей. В этом и заключается функция христианской Церкви.
 
Но, как известно, трагедия заключается в том, что во­просы «Что такое Евангелие?», «Что такое Церковь?» и «Что должны делать христиане?» трактуются совершенно по-раз­ному. Бог свидетель, я обращаю на это внимание вовсе не для того, чтобы втянуть вас в дискуссию. На сердце у меня лежит бремя ответственности за души людей, иначе я не был бы проповедником. Это чувство ответственности при­звало меня ко служению и побуждает совершать его дальше. Я вижу хаос. Я слышу, как люди в недоумении спрашивают: «Так что же такое христианство? Что такое церковь?», и я понимаю их состояние.
 
Кроме того, путаница в понимании этих вопросов не зависит от людей мира сего. Я с ужасом убеждаюсь, что ее главным источником является так называемая церковь. Один человек, занимающий высокий пост в одной из ре­лигиозных деноминаций и известный как проповедник, выступающий от имени христианства, недавно заявил, что, по его мнению, назрела необходимость произвести в церкви некоторые изменения. Прежде всего, следует отказаться от бессмысленной привычки проводить по воскресеньям два богослужения. «Достаточно одного, — сказал он, — и делать его нужно коротким, чтобы оставалось время для любимых занятий». Он также заявил, что, будь его воля, он запретил бы обязательное чтение Библии на каждом богослужении. И все это говорится от имени церкви и христианства! Далее он сказал, что на этом единственном воскресном богослуже­нии следует хотя бы изредка обсуждать важнейшие полити­ческие вопросы.
 
Это типичная картина, и потому я обращаю на нее ва­ше внимание. Неудивительно, что люди пребывают в со­стоянии растерянности. Словом, в наше время сложилось мнение, что по большому счету христианство — это не что иное, как учение о том, как поправить свои дела. Поэтому-то и звучит призыв обратиться к политике. Главной задачей церкви многие считают борьбу против несправедливости и проведение реформ и утверждают, что в Нагорной пропове­ди представлен вид общественного устройства.
 
Сторонников этих взглядов не интересует Ветхий Завет, и они его полностью отвергают. Не нужен им и апостол Па­вел. Зато они постоянно указывают на этические аспекты учения Иисуса. «Вот наша политическая программа, — гово­рят они, — наша конституция. Единственное, что мы долж­ны сделать, — добиться ее реализации». Вовсе не обязательно читать Библию; достаточно лишь вывести общие принципы и стремиться применять их на практике.
Другие утверждают, что христианство — это возвышен­ный и оптимистический взгляд на жизнь, некая разно­видность философии. Узнав о том, что существует более высокий смысл жизни, и пережив духовный подъем, чело­век, по их мнению, должен попытаться передать другим усвоенные принципы.
 
Некоторые люди, возможно, больше других приблизи­лись к христианству, рассматривая его как нечто, опреде­ляющее нашу нравственность и наше поведение. По их утверждению, христиане — это люди, которые принимают этическое учение и воплощают его в жизнь. Так, ведя добропорядочный образ жизни, они становятся христиа­нами.
 
Все эти взгляды рассматривают христианство как нрав­ственное учение, изложенное в книге, которую мы называ­ем Библией. К сожалению, как утверждают сторонники этого взгляда, Библия переполнена историями» не имеющи­ми особой ценности. В ней описано множество нереальных событий, и особенно это относится к чудесам, которые вся­кий научно мыслящий современный человек просто не мо­жет воспринимать всерьез. Мы должны избавиться от всего этого, говорят они, и попытаться отыскать зерно истины в куче соломы и половы. Найдя его, можно спокойно отбро­сить оставшееся содержание Библии и заняться насущны­ми политическими и социальными вопросами. Также мы должны постараться убедить других людей осуществлять эти принципы на практике. Вот это и есть общее представ­ление о характере и функциях христианской Церкви.
 
Я хочу проанализировать эти взгляды и поэтому обра­щаю ваше внимание на первые три стиха книги Деяний Апостолов. Сформулируем вопрос следующим образом: как появилась христианская Церковь? Без сомнения, нам очень важно найти правильный ответ. Мы не можем начинать с двадцатого века. Христианство приблизительно на две тыся­чи лет уходит корнями в прошлое. Поэтому, если мы хотим знать, что такое Церковь и что такое христианство, необхо­димо вернуться к истокам и рассмотреть, как образовалась Церковь и каковы были ее первые шаги.
 
Я считаю, что вопрос авторитета и достоверности Биб­лии имеет основополагающее значение. Если люди думают, что они вправе заявить: «Вот это и есть истинное христи­анство, вот этим и должна заниматься Церковь!», то и мы вправе спросить: «Согласуется ли ваше заявление с содержа­нием книги Деяний Апостолов?». Что для нас является ав­торитетным источником? Можем ли мы дать определение христианской Церкви? Можем ли мы пренебречь двухтысячелетней историей и заявить, что нам нет дела до событий прошлого и мы сами все знаем? Конечно же, мы можем говорить все, что нам вздумается, но возникает вопрос: име­ем ли мы право называть это христианством?
 
Мы должны положа руку на сердце признать, что един­ственным авторитетом в вопросе возникновения Церкви является Библия. В ней есть книга Деяний Апостолов, ко­торую, бесспорно, написал евангелист Лука. Он, ссылаясь на свое Евангелие, имеющее подобное начало, сообщает: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил». В Луки 1:1-4 мы читаем:
«Как уже многие начали составлять повествования о совер­шенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательному исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».
 
Вот почему были написаны эти книги. Мы не распола­гаем достоверной информацией о личности Феофила, но многие придерживаются мнения, что этот человек занимал видное положение, был довольно культурным и образован­ным, много знал о христианстве и стремился узнать о нем еще больше. Ему встретился Лука, врач и компетентный историк, который сопровождал апостола Павла и поэтому мог в деталях описать то, что видел. Он как бы говорит Феофилу: «Я расскажу тебе о том, что происходило на самом де­ле. Я расскажу, почему мы верим в то, во что мы верим. Ты узнаешь правду». И он дважды сделал это: в Евангелии, во-первых, и в книге Деяний Апостолов, во-вторых. Я считаю, что мы должны вернуться назад и изучить эту историю. И не только из-за почтения к Луке. Мы должны сделать это, если желаем понять истину.
 
В чем же суть этой истории? Итак, существовала не­большая группка людей, которые в глазах иерусалимских властей выглядели простыми, ничем не приметными и не­образованными евреями. В сущности, это были всего лишь двенадцать мужчин и некоторое число их сторонников.
 
У них не было ничего достойного внимания: ни известнос­ти, ни научных степеней, ни счетов в банке, ни средств связи и рекламы. Они ничего не имели и ничего из себя не представляли. Однако мы знаем, что этих простых и необра­зованных людей назвали, как пишет Лука в главе 17, «всесвет­ными возмутителями». За два столетия христианство стало самой влиятельной силой в великой Римской империи, а к началу третьего века оно уже было настолько мощным, что римский император Константин счел нужным сделать его государственной религией Римской империи.
 
Я не собираюсь сейчас комментировать этот факт. Меня интересует только одно: как могла эта маленькая группка людей поколебать основы всей Римской империи, так что она в кратчайший период времени официально стала хри­стианской? Может быть, этим людям удалось перевернуть мир вверх дном потому, что они занимались политикой?
 
Христианство — феномен истории. Это факт. Христи­анская Церковь является одной из самых влиятельных сил во всей мировой истории, которую невозможно понять, не учитывая истории Церкви. Но может ли современное пони­мание Церкви и ее роли объяснить то, что уже произошло? Мой ответ—нет. Итак, не только честность и здравый смысл побуждают нас вернуться к Деяниям Апостолов. Если мы действительно хотим понять, что такое настоящее христи­анство, мы должны исследовать эту книгу. Только здесь мы можем найти объяснение феномена христианской Церкви и ее поразительной истории, длящейся, несмотря на противо­действие мира сего, плоти и дьявола, несмотря на происки нечестивых людей и ада, уже многие века.
 
Поэтому я предлагаю вам познакомиться с содержанием Деяний. Я буду касаться отдельных тем, а не последователь­но разбирать всю книгу. Мне кажется, что современный мир занимает позицию, во многом сходную с позицией Феофила. Во всяком случае, каждый человек, который задумывается над этими вопросами и не является христианином, подобен Феофилу. Вы заинтересовались? Вы хотите узнать, что та­кое настоящее христианство? Может быть, у вас глубокие духовные переживания или трудности в семейной жизни?
 
Возможно, на душе у вас лежит бремя, вы находитесь в угне­тенном состоянии и говорите: «Я испробовал и то и другое и теперь хочу узнать, что предлагает христианская Церковь»?
Ну, что ж, Феофил, ты хочешь узнать главное, и, к сча­стью, нам есть, что тебе сказать. Я не собираюсь рассказы­вать вам о том, что я думаю о христианстве, и о том, какой я представляю истинную Церковь. Подобно Чарльзу Уэсли, я могу только воскликнуть: «О, как бы я хотел на тысяче языков воспеть хвалу моему великому Искупителю!» Я убе­жден, что для этого даже двух воскресных богослужений недостаточно. Как можно довольствоваться только одним? Вокруг нас погибают люди, и они должны услышать истину. Первые христиане повсюду свидетельствовали о своей вере, проповедовали, и этим объясняется удивительный феномен Церкви.
 
Итак, давайте посмотрим, что сообщают нам Деяния. К счастью, это совсем нетрудно. Во-первых, что пропове­дали первые христиане? Лука совершенно ясно ответил Феофилу:
«Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, кото­рых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолже­ние сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Д. Ап. 1:1-3).
 
В этом заключается главное содержание Евангелия от Луки, а также всех остальных Евангелий. Что это значит? Вот некоторые основополагающие принципы.
 
Исходный пункт, фундаментальная истина заключается в том, что христианство неразрывно связано с Личностью Иисуса. «Я уже писал тебе о Нем, — как бы говорит Лука, — и теперь собираюсь продолжить». Христианство — это не уче­ние, а Личность. Это не свод правил морали, которые сле­дует применять в области политики. У его истоков стоит историческая Личность. Лука был историком. Он излагал события и факты.
 
Ранняя Церковь проповедовала о Господе Иисусе Хри­сте. Он—главное действующее лицо как Евангелия от Луки, так и Деяний Апостолов. К сожалению, наши современни­ки забывают об этом. «Единственное, что нам нужно, — го­ворят они, — применять учение Христа». Но это вовсе не так. Нам нужно познать Его и вступить в общение с Ним. Следует начинать не с Его учения, а с Него Самого. Суть проповеди заключается в том, чтобы объяснить, «что Иисус делал и чему учил». Сам Господь сказал Своим ученикам: «...будете Мне свидетелями...» (Д. An. 1:8). Он послал их про­поведовать, говоря: «Вы идете не просто проповедовать о Моем учении. Вы идете проповедовать обо Мне».
Читая книгу Деяний, вы видите, что ученики Христа всегда проповедовали «Иисуса и воскресение» (Д. An. 17:18). Они шли к людям и говорили им о Его Личности. В этом и заключалось их учение. Нигде не сказано о том, что они начали с политических или социальных проблем. Они гово­рили: «Послушайте, мы хотим рассказать вам об Иисусе».
 
Что же ученики говорили о Нем? Нас интересуют фак­ты, и Лука представляет их в своем Евангелии, а также в Деяниях. Но он не ограничивается простой констатацией фактов, но стремится раскрыть их содержание и дать им оценку. Лука пишет не только о том, что Иисус делал, но и о том, чему Он учил. Нельзя разделять эти два элемента: деяния нашего Господа и Его учение.
 
Наш Господь делает потрясающее заявление: «...и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Д. An. 1:8). Это воистину поразитель­ные слова! Перед нами еврей, родившийся в бедной семье и работавший плотником. В возрасте около тридцати лет Он начал проповедовать и примерно через три года был распят на кресте. Он умер в полном бессилии и был положен в гроб. Но вот Иисус говорит Своим ученикам, что они будут Ему свидетелями «даже до края земли». Речь идет о вести, касаю­щейся всего мира!
 
Я не случайно это подчеркиваю. Некоторые люди утвер­ждают, что христианская вера хороша только для тех, кто интересуется религией или имеет религиозное мировоззре­ние. Вы же относитесь к вере так, как считаете нужным. Но такая позиция, как вы видите, противоречит словам нашего Господа. Евангельская весть касается всех людей, живущих на земле. Почему? Потому что с этой Личностью, с Иисусом, случилось нечто такое, что имеет отношение к каждому человеку, который когда-либо жил или будет жить в этом преходящем мире.
 
Итак, если бы христианство было просто философией или политической идеологией, то никто не обязан был бы верить в него. Существуют конкурирующие школы фило­софии и прямо противоположные учения и теории; кто-то придерживается одних, кто-то — других. Но в данном слу­чае речь идет не о том, во что мы с вами верим, а о фактах, касающихся Иисуса, Его учения и деяний и раскрывающих значение Его Личности. Поэтому очень печально, когда люди говорят: «Закройте свою Библию! Нам не нужны эти факты. Какая разница, был ли Иисус человеком или Бого­человеком? Нас интересует только Его учение». Однако эти люди весьма заблуждаются. Личность Иисуса имеет огром­ное значение.
 
Итак, продолжим и посмотрим, что говорит Лука. Мы уже обращали внимание на вступление: «Первую книгу на­писал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и учил от начала». Следует обратить внимание на словосочетание «от начала». Лука говорит Феофилу, что все, о чем он пишет в Евангелии, является лишь началом. Это весьма важно. По этой причине Лука и написал Евангелие. Он обращает­ся к человеку, заинтересовавшемуся христианством и поже­лавшему узнать, что оно собой представляет. «Я расскажу тебе», — говорит Лука и начинает повествование, составив­шее двадцать четыре главы его Евангелия. Здесь же, во вступлении, он в двух словах суммирует содержание всего Евангелия. Речь идет о том, что Иисус делал и чему учил от начала.
 
Давайте остановимся на этом. Вы можете мне сказать, что уже знаете об Иисусе. Но так ли это? Понимаете ли вы смысл и значение Его жизни? Что Он делал с самого нача­ла? В своем Евангелии Лука раскрывает, Кто есть Иисус. В первую очередь нас интересуют обстоятельства Его рожде­ния. Был ли Он таким же человеком, как мы с вами? Лука отвечает, что нет. Он повествует о том, как ангел Гавриил пришел к Марии и, назвав ее благословенной между жена­ми, сказал, что она родит Сына Всевышнего, Который бу­дет велик. Он сядет на престоле отца Своего Давида, и Его Царству не будет конца. Прочитайте обо всем этом в первой главе Евангелия от Луки. Мария, будучи девой, смутилась.
 
Гавриил же сказал: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наре­чется Сыном Божиим» (Лук. 1:35).
Вот что рассказывает нам Лука, и это означает, что Иисус пришел в мир. Он не родился, подобно остальным людям. Он перешел из вечности во временное измерение, сошел с небес на землю. Это и есть христианство. Незави­симо оттого, каковы ваши нравственные принципы и поли­тические взгляды, вы должны ответить на вопрос: как вы относитесь к тому факту, что Младенец из Вифлеема есть предвечный Сын Божий?
Однако Он не только пришел в мир, но совершил и мно­гое другое. Он творил чудеса. Безусловно, это существенная часть Евангелия.
 
«Но, — скажете вы, — современные люди не верят в чуде­са! Они просто не могут в них поверить. У них научное ми­ровоззрение». Однако Лука направляет Феофила к первой главе своего Евангелия, где говорится о чудесах Господа. Наш Господь привлекал внимание. Чудеса были знамения­ми, и люди приходили посмотреть на них. Лука описывает, как однажды фарисеи пришли увидеть Иисуса. Сила Господ­ня явилась «в исцелении больных (Лук. 5:17), вызвав всеоб­щий интерес. Без чудес нет христианства.
 
Но наш Господь не только творил чудеса. Он знал, что враги в Иерусалиме ненавидят Его и хотят убить, что царь Ирод, собиравшийся в Иерусалим на Пасху, также ищет Его смерти, но все же «восхотел идти в Иерусалим» {Лук. 9:51). Иисус отправился туда и был арестован. На допросах Он молчал. Его приговорили к смерти и заставили нести крест через весь город, и Он нес его, пока, обессилев, не упал. То­гда Его ношу возложили на другого. Люди пригвоздили Его ко кресту, и Он умер. Двое друзей взяли тело Иисуса и похо­ронили. Но Он разорвал узы смерти, победоносно воскрес из мертвых. Иисус явился Своим избранным ученикам и другим верующим, как свидетельствует Лука: «...которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верны­ми доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Д. An. 1:3). Затем, простив­шись с ними на Елеонской горе, Он вознесся на небеса.
 
Вот как все было. Это подлинная история. Лука, врач и историк, хотел помочь интеллигентному человеку по имени Феофил, который сказал: «Я хочу знать правду о христиан­стве. Вы, христиане, поражаете меня. Я вижу вашу жизнь и слышу вашу проповедь. Я вижу плоды и хочу знать, что это такое».
 
Итак, Лука отвечает: «Феофил, если ты хочешь знать это, тогда слушай. Объяснение всему — Иисус. Он пришел, учил, творил чудеса. Он отдал Себя на смерть, умер, был погребен, воскрес и вознесся на небеса».
Лука подчеркивает особое значение воскресения, без ко­торого не было бы христианской Церкви. В Деяниях показа­на ее история. Мы читаем повествование об удивительном сообществе людей, которое взбудоражило весь мир и про­должает его будоражить на протяжении многих столетий. Этого не случилось бы, если бы Иисус не воскрес из мерт­вых и не оставил многих достоверных доказательств Своего воскресения. Таковы факты.
 
 
 
 
 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (7 votes)
Аватар пользователя Yerkwantai