Смит - Пятикнижие

Пятикнижие - Джеймс Смит
Сканирование клуба

Книга написана с позиции традиционного взгляда на авторство Пятикнижия. Автору, конечно же, известны аргументы и взгляды современной критики - недаром он провел пять лет в Университете Реформатского Иудаизма, где систематично преподавались  предметы, раскрывающие философские, исторические и экзегетические предпосылки современных взглядов. Но эти курсы лишь убедили автора в том, что документарная теория Пятикнижия  построена на зыбком основании. Семнадцатилетний опыт преподавания основ еврейской истории в Христианском Колледже Флориды помог сформировать твердые убеждения в вопросе выбора необходимого материала при составлении пособия данного уровня. Эти убеждения и отражены в содержании книги.
 

Джеймс Смит - Пятикнижие

Пер. с англ.— М.: Духовная Академия Апостола Павла; Н. Новгород: «Агапе», 2009. - 480 с.
ISBN 978-5-88930-060-1
 

Джеймс Смит - Пятикнижие - Содержание

Предисловие
  • 1. Пять книг Моисея
КНИГА БЫТИЕ
  • 2. Знакомство с Книгой Бытие
  • 3. Животворящее слово Бога (Быт. 1:1—2:3)
  • 4. Венец творения (Быт. 2:4-25)
  • 5. Падение царя (Быт. 3)
  • 6. Два семени (Быт. 4:1—6:10)
  • 7. Великий потоп (Быт. 6:11—9:17)
  • 8. Бог и народы (Быт. 9:18—11:9)
  • 9. Путь веры (Быт. 11:10—13:4)
  • 10. Утешение посреди невзгод (Быт. 13:5—15:21)
  • 11. Божественная и человеческая мудрость (Быт. 16—17)
  • 12. Суд над Содомом (Быт. 18—19)
  • 13. Испытание и триумф (Быт. 20:1—22:19)
  • 14. Вехи патриарха (Быт. 22:20—25:26)
  • 15. Проблемы в семье (Быт. 25:27—28:22)
  • 16. Иаков в изгнании (Быт. 29—31)
  • 17. Возвращение в Вефиль (Быт. 32—36)
  • 18. Изо рва во дворец (Быт. 37:1—45:24)
  • 19. Последние дни Иакова (Быт. 45:25—50:26)
КНИГА ИСХОД
  • 20. Знакомство с Книгой Исход
  • 21. Рабство Божьего народа (Исх. 1—4)
  • 22. Противостояние с фараоном (Исх. 5—8)
  • 23. Конфликт с Египтом (Исх. 9—10)
  • 24. Смерть и освобождение (Исх. 11:1 —15:21)
  • 25. Проблемы на пути в Ханаан (Исх. 15:22—18:27)
  • 26. Закон божий (Исх. 19:1—24:11)
  • 27. Трагедия с золотым тельцом (Исх. 24:12—34:35)
  • 28. Место, где обитает Бог (Исх. 35—40)
КНИГА ЛЕВИТ
  • 29. Знакомство с Книгой Левит
  • 30. Путь к Богу (Лев. 1—7)
  • 31. Действие Бога (Лев. 8—15)
  • 32. Хождение с Богом (Лев. 16—22)
  • 33. Поклонение Богу (Лев. 23—27)
КНИГА ЧИСЛА
  • 34. Знакомство с Книгой Числа
  • 35. Подготовка к походу (Чис. 1 —10)
  • 36. Бедствие у Кадеса (Чис. 11 —16)
  • 37. Долгие годы в пустыне (Чис. 17—21)
  • 38. Двуликий пророк (Чис. 22—25)
  • 39. Неоконченное дело (Чис. 26—36)
КНИГА ВТОРОЗАКОНИЕ
  • 40. Знакомство с Книгой Второзаконие
  • 41. Воспоминания о Божьем водительстве (Втор. 1:1—4:43)
  • 42. Любить Бога любви (Втор. 4:44— 11:32)
  • 43. Подготовка к жизни в обетованной земле (Втор. 12—18)
  • 44. Дополнительные законы для новой земли (Втор. 19—26)
  • 45. Последние слова Моисея (Втор. 27—34)
 

Джеймс Смит - Пятикнижие - Авторство Пятикнижия

 
Споры об авторстве Пятикнижия не прекращаются уже много лет. С одной стороны, ученые консервативного направления придерживаются традиционного взгляда, приписывая авторство этих пяти книг Моисею. С другой стороны, современные богословы отказываются признавать, что Моисей играл какую-либо важную роль в написании этих книг.
 

А. Библейские свидетельства

Если в Книге Бытие мы не находим явных сведений об авторе, то в остальных четырех книгах таких сведений предостаточно. Так в Книге Исход мы читаем: «И написал Моисей все слова Господни» (24:4), а также «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии» (34:27). В Книге Левит тридцать пять раз говорится о том, что Моисей получал прямые указания от Бога. В Книге Числа примерно половина глав начинается с обращений Бога к Моисею. В Книге Второзаконие записаны последние слова Моисея перед смертью. Бесспорно, Пятикнижие постоянно указывает на то, что содержание этих книг изначально было дано Моисею.
 
Более того, в других книгах Ветхого Завета можно найти подтверждения свидетельств Пятикнижия. Часто закон ассоциируется с Моисеем. Три таких примера можно найти в 3 Цар. 2:3, 4 Цар. 14:6 и Езд. 3:2.
Иисус также связывал имя Моисея с законом. Исцеленному прокаженному Он повелел принести дар, как повелел Моисей (Мф.8:4). Упоминал Он имя Моисея и говоря про закон о разводе (Мф. 19:7-8). Процитировав два повеления о почитании родителей, Он также связал их авторство с Моисеем (Мк. 7:10). Саддукеев Он призывал читать «книгу Моисея» (Мк. 12:26). После Своего воскресения Он объяснял, «начав от Моисея», что на Него указывает все Писание (Лук. 24:24-27). Он укорял Своих слушателей за неверие, говоря им, что «Моисей писал обо Мне» (Ин. 5:46).
 
Богодухновенные апостолы также, вслед за своим Учителем, часто связывали закон с именем Моисея. Петр, процитировав мессианское пророчество из 18 главы Книги Второзаконие, назвал его автором Моисея (Деян.3:22).
Иаков, брат Иисуса, указывал на то, что Моисея читали в синагогах каждую субботу (Деян. 15:21). Павел цитировал стихи из книг Исход (Рим. 9:15) и Второзаконие (Рим. 10:19) и также относил их к Моисею. Он говорил о покрывале, лежащем на сердцах Иудеев, когда они читают Моисея (2 Кор. 3:15). Автор Послания к евреям утверждал, что именно Моисей объявил все заповеди закона Израилю (Евр.9:19).
 

Б. Возражения критиков

Вот уже почти двести лет большинство библейских критиков не признает Моисея автором Пятикнижия. Вначале они аргументировали это тем, что во времена Моисея еще не было письменности. Однако археологические исследования показали, что письменность была распространена на древнем востоке еще за полторы тысячи лет до Моисея. Затем критики указывали на некоторые стихи из Пятикнижия, которые, по их мнению, не могли быть написаны Моисеем2. При надлежащем толковании, однако, ни одно место в Пятикнижии не отрицает авторства Моисея, за исключением описания его смерти в последней главе Книги Второзаконие. Это описание, скорее всего, было добавлено Иисусом Навином, ставшим вождем Израиля после Моисея.
 
Критическое рассмотрение авторства Пятикнижия известно как документарная гипотеза. Согласно этой гипотезе Пятикнижие состояло из письменных материалов, собранных воедино из различных источников на протяжении нескольких столетий. И почти каждый критик придерживается своей версии относительно этой теории. Большинство все же в этих пяти книгах выделяет четыре различных и независимых документа. Пятикнижие, утверждают они,— это своего рода мозаика, а не результат работы одного Моисея! Ранние критики придерживаются мнения, что эти документы отражают вехи эволюционного развития ветхозаветной религии. Современные критики считают, что все эти документы были написаны примерно в одно время. Каждый документ возник независимо, и только при составлении истории Ветхого Завета их объединили в пять книг. Ни более ранняя, ни более поздняя версии этой теории не выдерживают библейской критики!
 
Юлиус Вельхаузен — ключевая фигура в длительной истории становления документарной гипотезы. Он жил во второй половине девятнадцатого века. В поддержку своей теории Вельхаузен предложил четыре аргумента: (1) Он указал на то, что в Книге Бытие используются два имени Бога (Яхве и Эло-хим). Это, как он утверждал, свидетельствует о двойном авторстве. (2) Вельхаузен считал, что некоторые повторяющиеся события в Пятикнижии содержат противоречия. (3) В этих книгах он нашел примеры различных стилей, слов, нравственных и религиозных идей, которые, в силу внутренних противоречий, не могли принадлежать одному автору. (4) Когда же все Пятикнижие разбивалось на эти гипотетические разделы, то каждый раздел представлял собой единое целое. Ответ на эти аргументы можно найти в трудах таких консервативных ученых, как И. Дж. Янг, У. X. Грин, Глисон Арчер и О. Т. Эллис3.
Также Вельхаузену пришлось перевернуть всю хронологию Ветхого Завета с ног на голову, чтобы показать эволюционное развитие. Затем он попытался соотнести полученную версию истории с четырьмя основными «документами», которые он якобы обнаружил, проводя литературный анализ Пятикнижия.
 
Согласно библейским указаниям, Бог дал Моисею сложную систему поклонения примерно 1400 лет до н.э. Это откровение, кроме всего прочего, включало (1) тщательно продуманное централизованное место поклонения (скинию); (2) трехуровневую иерархию священства (левиты, священники и первосвященники); (3) различные жертвы; и (4) сложные религиозные обряды. Критики же заявляют, что все эти составляющие иудаизма формировались на протяжении целого тысячелетия. Они утверждают, что все, что описывается в Пятикнижии, соответствует состоянию иудаизма времен Ездры, который жил на тысячу лет позже Моисея!
Рассматриваемый здесь вопрос чрезвычайно важен. Если эти книги написаны не Моисеем, то они — вымысел, который неверно описывает историческую реальность. Ставя под сомнение авторство Моисея, критики затрагивают основы религии Ветхого Завета. Если Библия преподносит веру Ветхого Завета как результат откровения, то современные ученые рассматривают ее как результат эволюции. В конечном итоге этот спор затрагивает вопрос статуса Христа, так как Он, бесспорно, считал Моисея автором Пятикнижия.
 
2013-11-02
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.5 (33 votes)
Аватар пользователя ElectroVenik