Каллист - Уэр - Внутреннее Царство

Внутреннее Царство

Внутреннее Царство - Епископ Каллист - Уэр

 

Дух и Литера, 2004

 

Содержание


Предисловие к английскому изданию
Предисловие к английскому изданию
1. СТРАННАЯ И ВСЕ ЖЕ БЛИЗКАЯ: МОЙ ПУТЬ В ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ
    Отсутствие и присутствие
    «Вот то, во что я верил всегда… "
    Церковь одна
    Предание, мученичество, безмолвие
    Церковь как общение
    Не смотрите на видимое

2. «ПРИДИ С МИРОМ»: ТАЙНА СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ
    «Я знал, что ты придешь»
    Большая и малая смерть
    И трагедия, и благословение
    Непрестанное общение
    «В сто раз тоньше и легче»

3. ПРАВОСЛАВНЫЙ ОПЫТ ПОКАЯНИЯ
    Отправная точка благовестия
    «Великое понимание»
    Весна постная
    Таинство покаяния
    Слезный дар
    «Нас огорчают, а мы всегда радуемся»

4. БОГОСЛОВИЕ МОЛИТВЫ
    «Стать пред Господом»
    «С умом в сердце»
    Непрестанно, днем и ночью


5. СМЫСЛ УДИВЛЕНИЯ

6. НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ: ИДЕАЛ НЕПРЕРЫВНОЙ МОЛИТВЫ В ВОСТОЧНОМ МОНАШЕСТВЕ
    Буквальная интерпретация
    Ответ аввы Лукия
    Постоянная молитва как внутреннее состояние

7. БЕЗМОЛВИЕ И МОЛИТВА: СМЫСЛ ИСИХИИ
    Ступени исихии
    Исихия и Молитва Иисусова
    Что пользы миру от исихаста?

8. СЕМЯ ЦЕРКВИ: МУЧЕНИЧЕСТВО КАК ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗВАНИЕ
    Опыт Юлии де Бособр
    Добровольное принятие
    Сопричастность
    Всеобщее призвание
    Радость в скорби

9. ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ В ПРАВОСЛАВИИ
    Важнее всех книг
    Духовный отец как «харизматическая» личность
    Бегство и возвращение: приготовление старца
    Три дара духовного отца
    Послушание и свобода
    В отсутствии старцев
    Современные примеры

10. ЮРОДИВЫЙ КАК ПРОРОК И АПОСТОЛ
    Падение или восхождение?
    Из пустыни — в город
    «Пойду поглумлюсь над миром»
    Подражание Божественному Юродивому
    Пророк и апостол
    Невольные пророки?
    Опасности юродства

11. ВРЕМЯ: ТЕМНИЦА ИЛИ ПУТЬ К СВОБОДЕ?
    Круг, линия, спираль
    Противник или друг?
    Рассекая мир времени
    Время как свобода любить
    «Ибо без смысла нет времени»

12. СМЕЕМ ЛИ МЫ НАДЕЯТЬСЯ НА СПАСЕНИЕ ВСЕХ? Ориген, св. Григорий Нисский и Исаак Сирин
    «Любовь не может этого понести»
    Два «вектора» Писания
    Бог — Вселенский целитель
    Избежавший осуждения универсалист
    Бич любви
    Любовь и свобода
    За всеобщую надежду
    Против всеобщего спасения

Виктор Малахов. Уроки владыки Каллиста

 

Предисловие к английскому изданию

«Войди с радостью во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную… Лествица, ведущая в Царство, внутрь тебя, сокровенна в душе твоей. Беги от греха, погрузись в самого себя — и найдешь там ступени, возводящие к «Войди с радостью во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную… Лествица, ведущая в Царство, внутрь тебя, сокровенна в душе твоей. Беги от греха, погрузись в самого себя — и найдешь там ступени, возводящие к Небесам[ [1]]».

Так писал св. Исаак Сирин. Он хотел, чтобы мы поверили: в каждом из нас есть сокрытая от глаз, потаенная сокровищница, внутреннее Царство, непостижимое по своему богатству и глубине. Место удивления и радости, место славы, место встречи и диалога. Стоит только «погрузиться» в себя — и открывается вечность, сокрытая в сердце. Лествица Иакова начинается там, где я стою; врата рая — везде. Внутреннее Царство, присутствующее во мне здесь и сейчас, есть в то же время Царство будущего века; как пишет св. Филофей Синайский, один и тот же путь одновременно ведет к обоим[ [2]]».

Статьи, вошедшие в эту книгу, писались в течение 30 лет. Они предназначены для очень разных читателей, но все, так или иначе, связаны с темой внутреннего Царства. В них я размышляю о покаянии или «перемене ума», с которой начинается путь в себя (гл. 3), об удивлении и молчании, наполняющем молитву по мере».

Несколько выбивается из общей тональности книги первая статья — размышления о моем пути к Православию. Я вспоминаю, главным образом, о том, как меня приняли в Церкви, но со временем я хотел бы написать и о собственном опыте православного мирянина, священника и епископа.

 

Епископ Каллист Уэр (род. в 1934г.), преподает в университете Оксфорда и возглавляет там православный приход Константинопольского патриархата.

В книге «Внутреннее Царство», открывающей шеститомное собрание трудов Владыки Каллиста (Уэра), собраны статьи, в которых увлекательно и глубоко изложены основы православного учения о Боге и человеке. Сочетание академической беспристрастности с настоящим молитвенным опытом и открытостью противоречиям и исканиям современного мира позволяет владыке Каллисту говорить о сложнейших богословских предметах в категориях, понятных не только человеку Церкви, но и всякому ищущему истину человеку.

Перед читателем открывается все многообразие внутренней жизни Церкви — ее Отцы, святые, мученики, подвижники, юродивые — цепь, которая не замыкается «где–то там, в истории», но соединяет, по слову Владыки Каллиста, время и вечность, жизнь нынешнюю с «жизнью будущего века». Для автора «Внутреннего Царства» духовная жизнь проявляет себя в человеческом творчестве в разнообразных его формах, и потому среди совопросников и собеседников Владыки рядом со свв. Григорием Нисским, Серафимом Саровским и Силуаном Афонским — Клайв Льюис, Томас Элиот и Федор Достоевский. Центральную тему этой книги, скрепляющую разные и по содержанию, и по жанровым особенностям тексты, точнее всего будет определить словами любимого Владыкой Каллистом св. Исаака Сирина: «Что есть сердце милующее? Возгорение сердца человеческого о всякой твари… "

 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.2 (6 votes)
Аватар пользователя esxatos