Философия религии

Философия религии - хрестоматия
Хрестоматия включает в себя важнейшие работы по осмыслению философско-религиозной проблематики в Новое время (до 1830- х годов), в том числе и уникальные, не переводившиеся ранее или давно не издававшиеся работы.
 

Философия религии - хрестоматия

 
Сост. В.Е. Данилова. — 2-е изд., стер. —М. : ФЛИНТА, 2013. — 536 с.
ISBN 978- 5- 9765- 0790- 6
 

Философия религии - хрестоматия - Содержание

 
ПРЕДИСЛОВИЕ   От религиоведения и философии к философии религии
 

Раздел 1 Естественная религия, позитивная религия и религия Откровения (классификации религий)

Дэвид Юм
  • Исследование о человеческом познании

  • Естественная история религии

Готхольд Эфраим Лессинг
  • Христианство разума

  • Религия Христа

  • Воспитание человечества

  • О возникновении религии Откровения

  • Благодаря Спинозе Лейбниц всего лишь напал на след предустановленной Гармонии

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Религия откровения

  • Естественная религия на стадии перехода к религии свободы

  • Религия истины и свободы

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
  • Введение в философию мифологии

 

Раздел 2 Проблема познания и рационального обоснования религиозных истин

Готфрид Вильгельм Лейбниц
  • Новые опыты о человеческом разуме

Куно Фишер
  • От Лейбница к Канту

Иммануил Кант

  • Пролегомены
  • Критика чистого разума
  • Основы метафизики нравственности
  • Религия в пределах только разума
Иоганн Георг Гаман
  • Крохи
  • Метакритика пуризма чистого разума
Фридрих Генрих Якоби
  • Давид Юм о вере, или разговор об идеализме и реализме
  • Дополнения VI и VII к «Письмам об учении Спинозы»
  • О трансцендентальном идеализме
  • Письма

Раздел 3 Проблема определения религии

Фридрих Шлейермахер

  • Речи о религии к образованным людям ее презирающим
  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Спекулятивное понятие религии
 

Раздел 4 Философская апологетика христианства (доказательства бытия Божия, истинности и абсолютного характера христианской религии, учение о предустановленной гармонии)

Блез Паскаль
  • Мысли

Готфрид Вильгельм Лейбниц
  • Монадология
  • Из переписки с Кларком и И. Ремоном. 1713 — 1715 — 1716
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Изложение онтологического доказательства в лекциях по Философии религии, прочитанных в 1831 г
  • Религия истины и свободы (Из «Философии религии»)
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
  • Философия Откровения

Раздел 5 Моральные и политические интерпретации христианства, личности Иисуса Христа и критика Священного Писания в Новое время

Венедикт (Варух) Спиноза
  • Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей
  • Богословско-политический трактат
Томас Гоббс
  • Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

Готхольд Эфраим Лессинг
  • Христианство разума
  • Религия Христа
  • Воспитание человечества
  • О возникновении религии Откровения
  • Благодаря Спинозе Лейбниц всего лишь напал на след предустановленной Гармонии
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Жизнь Иисуса

 

Раздел 6 Религия в истории человечества (место и роль религии в культуре)

Джамбаттиста Вико
  • Основания новой науки. Об общей природе наций

Иоганн Готфрид Гердер
  • Идеи к философии истории человечества

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
  • Философия откровения

 

Раздел 7 Философия религии, ее предмет и методология (принципы объяснения и понимания религии)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Философия религии
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
  • Введение в философию мифологии
 

Философия религии - хрестоматия - ОТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И ФИЛОСОФИИ К ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ

 
Вам скажут, что теории не важны, что логика и философия не связаны с жизнью.
Ие верьте. Разум — от Бога, и далеко не безразлично, разумно ли то, что происходит.
Г.К. Честертон, английский философ, богослов и писатель XX в.
 
 
Тексты в данной хрестоматии показывают, как постепенно менялось философское осмысление религии в течение нескольких столетий Нового времени.
 
Специфика философского осмысления религии в Новое время.
 
Философско-религиозные искания начались еще в древности. В Иовое время, в эпоху революций и бурного развития научно-технического прогресса, предметом изучения становится уже не Бог (как это было в Средние века), а человек, его природа и чувства (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ф. Шлейермахер). Что такое человек? Как он устроен? Что руководит им? К чему ему стремиться? — вот, что волнует философов Иового времени и их современников. Так, в духе Иового времени И. Кант, создавая собственную философскую систему, ставит пред собой три задачи, которые необходимо решить:
  1. Что я могу знать? (метафизика)
  2. Что я должен делать? (мораль)
  3. На что я смею надеяться? (религия)
Кроме того, философия каждой следующей эпохи или ее периода формировалась двояко: с одной стороны, отталкиваясь от накопленного опыта предыдущей эпохи, а с другой, переосмысляя его по-новому, противореча утвердившимся воззрениям эпохи предыдущей или ее предыдущего периода. Романтики (Ф. Шлейермахер) выступали против концепций просветителей (Б. Спинозы, Т. Гоббса, И. Канта, Д. Юма), — и хотя у них был общий предмет философии — человек, просветители рассматривали человека как некую абстракцию, а романтики акцентировали внимание на уникальности каждого человека («каждый человек — вселенная»), т.е. на единичном.
 
Это выразилось, в частности, в трактовке религии. Философы начала Иового времени и просетители, как правило, рассматривают религию в качестве явления морали и политики (Б. Спиноза, Т. Гоббс, И. Кант и др.). Романтики (Ф. Шлейермахер), наоборот, подчеркивают уникальность религии как явления и ее автономность от сфер морали, политики, философии, искусства.
 
Ио всех вышеуказанных философов сближает теистическая, христоцентричная направленность в осмыслении религиозной проблематики. Рассматривая другие религиозные традиции, многие европейские философы стремились создать универсальную, иерархически выстроенную классификацию религиозных систем, в которой место на самой вершине должно было занимать христианство. Христианство трактовалось ими как религия абсолютной истины, абсолютной свободы, религия, в которой мораль достигает своего высшего развития.
 
В первой трети XIX в. благодаря многочисленным исследованиям в области философского осмысления религии появляется новая наука — философия религии.
 
Проблемы философского осмысления религии в философии религии. Философия религии составляет важный раздел философского знания и религиоведения в целом. Она является одной из пяти важнейших дисциплин, составляющих каркас современного религиоведения (речь идет об истории религии, социологии религии, психологии религии и феноменологии религии).
 
Западная философия много столетий черпала из конкретной религиозной традиции — христианства. Большинство выдающихся русских философов творили в рамках религиозной философии. В современной России философия религии все чаще появляется как одна из дисциплин в учебном процессе высших учебных заведений страны. Ио содержание этой дисциплины вызывает много трудностей у преподавателей — трудно сориентироваться в широком спектре философии и найти источники для занятий.
 
Ведь философия религии в широком смысле существует столько же, сколько существует и философия в целом как часть духовной культуры, так как на ранних этапах человеческой истории философские, религиозные и мифологические воззрения переплетались между собой. Философия религии в широком смысле слова так или иначе воспроизводит весь спектр современных ей философских позиций. Определенная позиция по отношению к религии в явной или неявной форме содержится во всяком философском построении. Философия всегда проявляла острый интерес к религии, проблемам ее значения и смысла, роли в индивидуальной жизни и в социальном бытии.
 
Философия религии, понимаемая в узком смысле, может пониматься как автономное философское рассуждение о Боге/божестве и религии (в рамках конкретной конфессии или вне ее); специальная тема, раздел крупных философских систем (например, философия религии в философской системе Платона, Спинозы, Канта, Гегеля); обособившаяся философская дисциплина наряду с философией науки, философией права, философией искусства и т.п. Отрицание возможности философии религии также в какой-то мере может рассматриваться как философско-религиозная позиция.
 
Кроме того, предмет философии религии сближает философию с богословием. Это создает дополнительную трудность в процессе преподавания дисциплины. Поэтому важно разделять философию религии, религиозную философию и богословие. Религиозная философия и богословие — это представления о Боге, божественной реальности, отношении божества к миру и человеку, сложившееся в рамках определенных конфессий.
 
Философия религии может включать элементы богословия, но они должны иметь философскую форму выражения и философское обоснование. Элементы философии религии часто оказываются включенными в теологические построения. Многие философы, которые начинали как теологи, создали философские концепции религии. Работа над догматическими элементами христианской религии уже заключала в себе философское познание, и можно, в той или иной степени, говорить о философии религии, содержащейся, например, в выступлениях реформаторов. Другой классический пример мы обнаружим, если вспомним средневековую формулу схоластов «философия — служанка богословия» и то, как использовал идеи Аристотеля знаменитый средневековый теолог Фома Аквинский.
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.7 (7 votes)
Аватар пользователя esxatos