Фрэзер - Золотая ветвь - Исследование магии и религии

Со всеми книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Джеймс Фрэзер - Золотая ветвь - Исследование магии и религии
Основной целью настоящей книги является объяснение любопытного правила, которое определяло порядок наследования должности жреца Дианы в Ариции. Впервые приступив к изучению этой проблемы более тридцати лет тому назад, я полагал, что решение может быть найдено очень быстро. Однако вскоре обнаружилось, что для того, чтобы найти правдоподобное (и даже просто понятное) решение, необходимо обсудить ряд более общих вопросов, часть которых ранее практически не поднималась.
 
В последующих изданиях обсуждение этих и близких к ним вопросов занимало все больше места, исследование разрасталось во многих направлениях до тех пор, пока два первоначальных тома не превратились в двенадцать. За это время читатели часто высказывали пожелание переиздать «Золотую ветвь» в более сжатой форме. Выход в свет данного сокращенного издания продиктован стремлением удовлетворить это пожелание и сделать книгу доступной более широкому кругу читателей. Хотя объем книги был значительно сокращен, я постарался сохранить в неприкосновенности основные ее идеи и привести для их иллюстрации достаточное количество примеров. Несмотря на сжатость изложения, большей частью был сохранен и язык полного издания.
 
Чтобы вместить возможно больший объем текста, я пожертвовал примечаниями и точными ссылками на источники. Поэтому для проверки источника того или иного высказывания читатели должны обращаться к полному изданию, снабженному подробной библиографией. В сокращенном издании я не вводил новый материал и не изменял взглядов, высказанных в последнем, полном, издании. В целом данные, с которыми мне удалось познакомиться за это время, либо подтверждали мои выводы, либо по-новому иллюстрировали старые положения... Является ли моя теория верной или от нее следует отказаться, покажет будущее. Я всегда готов отказаться от нее в пользу лучшей теории.
 
Предоставляя новый вариант книги на суд публики, мне хотелось бы предостеречь против неверного понимания ее задачи, которое продолжает иметь место, несмотря на то что в прошлом я уже выступал против него. Если я в данной работе подробно останавливаюсь на культе деревьев, то это происходит не потому, что я преувеличиваю его значение в истории религии, и еще менее потому, что я вывожу из него всю мифологию. Просто, стремясь объяснить смысл должности жреца, носившего титул Царя Леса, я не мог обойти молчанием этот культ. Ведь в обязанности этого жреца входило срывать Золотую ветвь - ветвь с дерева в священной роще.
 
Но я далек от того, чтобы приписывать поклонению деревьям первостепенное значение в развитии религиозного сознания, и, в частности, считаю его подчиненным страху перед покойниками, который представляется мне самым мощным фактором в формировании первобытной религии. Надеюсь, что теперь меня не будут обвинять в том, что я являюсь сторонником мифологии, которую я считаю не просто ложной, но нелепой и абсурдной. Однако я слишком близко знаком с гидрой заблуждения, чтобы, отрубая одну из ее голов, рассчитывать на то, что смогу предотвратить рост другой (или даже той же самой) головы. Тем не менее я верю в искренность и ум своих читателей: пусть же они исправят это серьезное заблуждение.
 

Джеймс Фрэзер - Золотая ветвь - Исследование магии и религии

Издательство — «Азбука-Аттикус» — 2018 г. — 600 с.
ISBN 978-5-389-14736-2

Джеймс Фрэзер - Золотая ветвь - Исследование магии и религии - Содержание

  • Из предисловия автора к сокращенному изданию «Золотой ветви»
  • Глава I. Диана и Вирбий
  • Глава II. Цари-жрецы
  • Глава III. Симпатическая магия
  • Глава IV. Магия и религия
  • Глава V. Магический контроль над погодой
  • Глава VI. Колдуны-правители
  • Глава VII. Воплощенные боги в образе людей
  • Глава VIII. Цари отдельных природных стихий
  • Глава IX. Поклонение деревьям
  • Глава X. Пережитки культа деревьев в современной Европе
  • Глава XI. Отношения полов и их влияние на растительность
  • Глава XII. Священный брак
  • Глава XIII. Цари Рима и Альбы
  • Глава XIV. Престолонаследие в древнем Лациуме
  • Глава XV. Поклонение дубу
  • Глава XVI. Дианус и Диана
  • Глава XVII. Бремя верховной власти
  • Глава XVIII. Опасности, угрожающие душе
  • Глава XIX. Запретные действия
  • Глава XX. Табу на людей
  • Глава XXI. Табу на предметы
  • Глава XXII. Запретные слова
  • Глава XXIII. Наш долг по отношению к первобытному человеку
  • Глава XXIV. Предание смерти божественного властителя
  • Глава XXV. Временные цари
  • Глава XXVI. Принесение в жертву сына правителя
  • Глава XXVII. Наследование души
  • Глава XXVIII. Умерщвление духа дерева
  • Глава XXIX. Миф об Адонисе
  • Глава XXX. Адонис в Сирии
  • Глава XXXI. Адонис на острове Кипр
  • Глава XXXII. Ритуал Адониса
  • Глава XXXIII. «Сады Адониса»
  • Глава XXXIV. Миф об Аттисе и его ритуал
  • Глава XXXV. Аттис - бог растительности
  • Глава XXXVI. Человеческие воплощения Аттиса
  • Глава XXXVII. Восточные религии на Западе
  • Глава XXXVIII. Миф об Осирисе
  • Глава XXXIX. Обрядовый цикл, связанный с Осирисом
  • Глава XL. Атрибуты Осириса
  • Глава XLI. Исида
  • Глава XLII. Осирис и солнце
  • Глава XLIII. Дионис
  • Глава XLIV. Деметра и Персефона
  • Глава XLV. Мать Хлеба и Хлебная Дева в Северной Европе
  • Глава XLVI. Мать Хлеба в разных странах Глава XLVII. Литиерс
  • Глава XLVIII. Животные представители духа хлеба
  • Глава XLIX. Животные образы древних богов растительности
  • Глава L. Причащение телом бога
  • Глава LI. Гомеопатическая магия мясной пищи
  • Глава LII. Умерщвление священного животного
  • Глава LIII. Умилостивление охотниками диких животных
  • Глава LIV. Типы причащения мясом животных
  • Глава LV. Перенесение сил зла
  • Глава LVI. Публичное изгнание злых сил
  • Глава LVII. Существа, приносимые в жертву на благо общества
  • Глава LVIII. Люди в роли искупителей чужих грехов в классической древности
  • Глава LIX. Практика умерщвления бога в Мексике
  • Глава LX. Между небом и землей
  • Глава LXI. Миф о Бальдре
  • Глава LXII. Европейские праздники огня
  • Глава LXIII. Истолкование праздников огня
  • Глава LXIV. Сожжение на кострах людей
  • Глава LXV. Бальдр и омела
  • Глава LXVI. Пребывающая вне тела душа и ее роль в народных сказках
  • Глава LXVII. Бестелесная душа в народных обычаях
  • Глава LXVIII. Золотая ветвь
  • Глава LXIX. Прощание с Неми
  • Послесловие С. А. Токарева
  • Предисловие П. Ф. Преображенского к изданию 1928 года
  • Краткая географическая справка

Джеймс Фрэзер - Золотая ветвь - Исследование магии и религии - Диана и Вирбий

 
Кто не видел картину Тёрнера «Золотая ветвь»? Пейзаж, залитый золотистым свечением грёзы, в которую погрузился божественный дух Тёрнера, преобразивший прекраснейший из природных ландшафтов, увиденное в порыве вдохновения небольшое лесное озеро Неми, «зеркало Дианы», как называли его древние. Незабываема спокойная водная гладь, окаймленная зеленой цепью Альбанских гор. Уединенность местности не нарушается двумя типично итальянскими деревеньками, погруженными в дрему на берегу озера, и дворцом - также в итальянском стиле - с садами, которые резкими уступами спускаются к озеру. Кажется, будто Диана не захотела оставить этот одинокий берег и продолжает обитать в лесной чаще!
 
В древности на фоне этого лесного пейзажа неоднократно разыгрывалось одно и то же странное и трагическое событие. На северном берегу озера, прямо под отвесными утесами, к которым притулилась деревушка Неми, находились священная роща и святилище Немийской, или Лесной, Дианы. Озеро и роща были известны тогда под названием Арицийских. Но город Ариция (теперь он называется Ла-Ричча) был расположен почти в пяти километрах отсюда, у подножия Альбанской горы, и отделен крутым спуском от озера, находящегося в небольшой воронкообразной впадине на склоне горы. В священной роще росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека.
 
Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага. Это был убийца-жрец, а тот, кого он дожидался, должен был рано или поздно тоже убить его и занять его место. Таков был закон святилища. Претендент на место жреца мог добиться его только одним способом - убив своего предшественника, и удерживал он эту должность до тех пор, пока его не убивал более сильный и ловкий конкурент. Должность эта, обладание которой было столь зыбким, приносила с собой царский титул. Но ни одна коронованная особа не была мучима более мрачными мыслями, чем Немийский жрец. Из года в год зимой и летом, в хорошую и плохую погоду, нес он свою одинокую вахту и только с риском для жизни урывками погружался в беспокойную дрему.
 
Малейшее ослабление бдительности, проявление телесной немощи и утрата искусства владеть мечом ставили его жизнь под угрозу: седина означала для него смертный приговор. От одного его вида прелестный пейзаж мерк в глазах кротких и набожных паломников. С суровой и зловещей фигурой Немийского жреца плохо сочетались мечтательная голубизна итальянского неба, игра светотени в летних лесах и блеск волн на солнце. Давайте лучше вообразим себе немийский пейзаж, каким он мог предстать перед запоздалым путником в одну из тех бурных осенних ночей, когда густым дождем падают увядшие листья и ветер поет погребальную песнь уходящему году. Какая мрачная картина, положенная на меланхолическую музыку!
 
На заднем плане темнеет растерзанный лес на фоне низкого, затянутого тучами неба, вздохи ветра в ветвях, шелест увядших листьев под ногами да плеск холодной воды о берег. А на переднем плане в сумерках темная фигура человека, ходящего взад и вперед; и когда, выплыв из бегущего облака, бледная луна всматривается в него сквозь оплетенные ветви, на плече его ярко вспыхивает сталь. Закон наследования титула жреца в Неми не имеет параллелей в классической древности. Для того чтобы найти ему объяснение, следует заглянуть дальше в глубь веков. Никто, видимо, не станет отрицать, что подобный обычай отдает варварской эпохой и, подобно первобытному утесу на гладко подстриженной лужайке, в совершенном одиночестве возвышается посреди изысканного италийского общества времен Империи.
 
Но именно грубый, варварский характер этого обычая вселяет в нас надежду на его объяснение. Исследования в области древнейшей истории человечества обнаружили, что при множестве поверхностных различий первые грубые философские системы, выработанные человеческим разумом, сходны в своих существенных чертах. Следовательно, если мы сможем доказать, что такой варварский обычай, как наследование титула жреца в Неми, существовал в других обществах, если нам удастся раскрыть причины существования подобного института и доказать, что одни и те же причины действовали в большинстве (если не во всех) человеческих обществах, при различных обстоятельствах пробуждая к жизни множество различающихся в деталях, но в целом сходных институтов, наконец, если нам удастся продемонстрировать, что те же самые причины, вместе с производными от них институтами, на самом деле действовали и в классической древности, - тогда мы сможем по праву заключить, что в более отдаленную эпоху те же причины породили правила преемственности жречества в Неми.
 
За недостатком прямых сведений о том, как этот институт возник, наши заключения никогда не достигнут статуса доказательства, но они будут более или менее вероятными в зависимости от полноты, с какой удастся выполнить указанные условия. Предложить достаточно вероятное объяснение института жрецов в Неми, удовлетворяющее этим условиям, - вот цель данной книги. Начнем с изложения тех немногих фактов и преданий по этому поводу, которые до нас дошли. Согласно одному из таких преданий, культ Дианы Немийской был учрежден Орестом, который, убив Фаоса, царя Херсонеса Таврического, бежал с сестрой в Италию; в связке веток он привез с собой изображение Дианы Таврической.
 
После смерти его останки были перевезены из Ариции в Рим и захоронены на склоне Капитолийского холма перед храмом Сатурна (рядом с храмом Согласия). Знатокам древности знаком кровавый ритуал, который предание связывает с Дианой Таврической. Оно гласит: каждый чужестранец, который высаживается на берег, приносится в жертву на ее алтаре. Впрочем, будучи перенесен на италийскую почву, этот ритуал вылился в более мягкую форму. В немийском святилище произрастало некое дерево, и с него не могла быть сорвана ни единая ветвь. Лишь беглому рабу, если ему это удастся, позволялось сломать одну из ветвей. В случае удачи ему предоставлялось право сразиться в единоборстве со жрецом и при условии победы занять его место и унаследовать титул Царя Леса (Rex Nemorensis).
 
По общему мнению древних, этой роковой веткой была та самая Золотая ветвь, которую Эней по наущению Сибиллы сорвал перед тем, как предпринять опасное путешествие в страну мертвых. Бегство раба символизировало, по преданию, бегство Ореста, а его поединок со жрецом был отголоском человеческих жертвоприношений, когда-то приносившихся Диане Таврической. Закон наследования по праву меча соблюдался вплоть до имперских времен. Среди прочих выходок Калигулы  была такая: решив, что жрец Неми оставался на своем посту слишком долго, он нанял для его убийства дюжего головореза. Кроме того, греческий путешественник, посетивший Италию в эпоху Антонинов (I-II вв.), писал, что наследование титула жреца по-прежнему добывается победой в поединке.
 
Основные черты культа Дианы в Неми еще подлежат выявлению. Из обнаруженных там остатков жертвоприношений явствует, что древние считали ее, во-первых, охотницей, во- вторых, благословляющей людей потомством, в-третьих, дарующей женщинам легкие роды. Огонь, по-видимому, играл в ее культе особо важную роль. Во время ежегодного праздника, посвященного Диане и приходившегося на самое жаркое время года (13 августа), ее роща озарялась светом многочисленных факелов, ярко-красный отблеск которых ложился на поверхности озера. В этот день по всей Италии у каждого домашнего очага свершались священные обряды. Сама богиня изображена на найденных в пределах святилища бронзовых статуэтках держащей факел в поднятой правой руке.
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 7.7 (3 votes)
Аватар пользователя Traffic12