Синеокая - Ницше - Наследие и проект

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Фридрих Ницше - Наследие и проект
Трехъязычный сборник статей, который Вы держите в руках, уникален: его  авторы — наиболее авторитетные сегодня специалисты по философии Ницше, работающие в ведущих университетах и научно-исследовательских центрах России, Европы и Америки.
 
Наш проект собрал созвездие из тридцати четырех известных философов, представляющих тринадцать стран. Книга написана ницшеведами разных поколений: как патриархами философии, так и молодыми, но уже оставившими свое имя в науке исследователями. Мы обратились к нашим коллегам с просьбой поделиться своими  размышлениями о творчестве Ницше, предложив для обсуждения пять вопросов: Какие идеи Ницше оказались наиболее востребованы в культуре XX века и почему? Ответственен ли Ницше за идеологию национал-социализма? Как Вы понимаете концепцию «вечного возвращения»? Как Вы оцениваете влияние Ницше на культуру Вашей страны, мировую культуру? Что мысль Ницше может привнести в философию XXI века?
 
Ответы на эти вопросы и составили сборник «Фридрих Ницше: наследие и проект», который стал своего рода виртуальной площадкой для свободного обмена мнениями по интересующей нас всех теме — специфике восприятия философии Ницше на рубеже XX—XXI столетий. Важным этапом работы над книгой явился цикл открытых лекций  «Творчество Фридриха Ницше в историко-философском контексте», осуществленный Институтом философии РАН в рамках совместного с московской городской  библиотекой им. Ф. М. Достоевского проекта «Анатомия философии: как работает текст». Лекции, приуроченные к завершению издания на русском языке Полного критического собрания сочинений Ницше в 13 томах, читались в центре Москвы на Чистопрудном бульваре, 23, и транслировались на You Tube онлайн, каждую неделю по четвергам с 24 октября по 24 декабря 2015 года1. Всего было прочитано 10 открытых публичных лекций, собравших небывалое число слушателей. В числе выступавших авторы этого сборника: Нелли Васильевна Мотрошилова, Валерий Александрович Подорога, Юлия Вадимовна Синеокая, Михаил Львович Хорьков, Игорь Александрович Эбаноидзе.
 
Готовящийся к печати том «Творчество  Фридриха Ницше в историко-философском контексте», состоящий из статей участников лекций в библиотеке Достоевского и иллюстрированный цветными  фотопортретами выступающих перед публикой философов и их слушателей, станет важным дополнением к сборнику «Фридрих Ницше: наследие и проект». Ряд текстов нашего сборника написан в жанре академической статьи, а часть — в стиле свободного эссе. Некоторые участники проекта построили свои работы как ответы на все или некоторые из заданных нами вопросов, другие же, напротив, представили работы, в которых предложенные нами темы послужили лишь векторами для размышлений. Весь корпус текстов мы структурировали в виде пяти глав сборника в соответствии с тем, какая тема получила наибольшее развитие в той или иной статье: Ницше и проект «философии будущего», «Смерть Бога» и проблема нигилизма; Ответственность мыслителя перед историей; Идея Европы и национальное самосознание; Ницше сегодня. 
 

Фридрих Ницше - Наследие и проект

Сост. и отв. ред. Ю. В. Синеокая, Е. А. Полякова; пер. А. Г. Жаворонков, И. М. Полякова. — М.:  
Издательский Дом ЯСК, 2017. — 824 с. 
ISBN 978-5-6040195-0-4
 

Фридрих Ницше - Наследие и проект - Содержание

Вступительное слово редакторов-издателей сборника  
Editors Preface  
Введение: Ницше сегодня  
Introduction: Nietzsche today 
Ницше и проект «философии будущего» 
Nietzsche and the Project of the 'Philosophy of the Future' 
Nietzsche und das Projekt der „Philosophie der Zukunft" 
Вернер Штегмайер (Германия) Ницше определяет будущее философии 
Werner Stegmaier (Germany) Nietzsches Grundentscheidungen für die Zukunft der Philosophie
Тильман Борте (Германия) Критика и образование в условиях конечности
Tilman Borsche (Germany) Kritik und Bildung unter Bedingungen der Endlichkeit 
Энрико Мюллер (Германия) Ницше — философия будущего? 
Enrico Müller (Germany) Nietzsche — eine Philosophie der Zukunft?
Андреас Руптус (Германия) Ответственность Ницше и ответственность настоящего. Размышления о наследии и будущем философии Ницше 
Andreas Rupschus (Germany) Die Verantwortung Nietzsches und die Verantwortung der Gegenwart. Überlegungen über Erbe und Zukunft von Nietzsches Philosophie 
Яанус Соовали (Эстония) Наследуя Ницше
Jaanus Sooväli (Estonia) Inheriting Nietzsche 
Екатерина Полякова (Германия/Россия) «Последняя мораль» Фридриха Ницше  
Ekaterina Poljakova (Germany/Russia) Friedrich Nietzsches „letzte Moral" «Смерть Бога» и проблема нигилизма 
The 'Death of God' and the Problem of Nihilism Der „Tod Gottes" und das Problem des Nihilismus 
Абдусалам Гусейнов (Россия) Человек, который хотел стать Богом 
Abdusalam Guseynov (Russia) A Man Who Wanted to Be God  
Пауль ван Тонгерен (Нидерланды) Нигилизм: диагноз Ницше как вызов культуре XX и XXI веков 
Paul van Tongeren (The Netherlands) Nihilism: Nietzsches Challenging Diagnosis of Our 20th and 21th Century Culture  
Марина Быкова (США/Россия) О понятии вечного возвращения и проблеме свободы у Ницше 
Marina Bykova (USA/Russia) On Nietzsche's Concept of Eternal Recurrence and the Problem of Freedom
Хартвиг Франк (Германия) Фридрих Ницше — просветитель и визионер 
Hartwig Frank (Germany) Friedrich Nietzsche — Aufklärer und Visionär
Мария Жоао Майер Бранко (Португалия)^ Жоао Констансио (Португалия) Ницше — Дон-Кихот эпохи модернизма?  
Maria Joäo Mayer Branco (Portugal), Joäo Constâncio (Portugal) Nietzsche — a Quixotic Modernist? 
Изабелъ Винанд (Швейцария) Мысль Ницше: ответы из франко-швейцарской перспективы 
Isabelle Wienand (Switzerland) Nietzsches Denken: Antworten aus einer französisch-schweizerischen Perspektive  
Валерий Подорога (Россия) Ницше и проблема времени
Valeriy Podoroga (Russia) Nietzsche and the Problem of Time 
Борис Марков (Россия) Ницшеанское время 
Boris Markov (Russia) The Nietzschean Time 
Алексей Жаворонков (Германия/Россия) Критический метод и философия будущего: размышления об актуальности социальной критики Ницше 
Alexey Zhavoronkov (Germany/Russia) Critical Method and the Philosophy of the Future: Reflections on the Relevance of Nietzsches Social Criticism
Ответственность мыслителя перед историей 
The Responsibility of a Thinker to History Die Verantwortung eines Denkers vor der Geschichte 
Трейси Стронг (США) Ницше о философии и Ницше сегодня
Tracy Strong (USA) Nietzsche on Philosophy and for Our Times
Бабетта Бабич (США) К вопросу о влиянии и современном значении Ницше  
Babette Babich (USA) Querying Nietzsche's Influence and Meaning Today 
Мишель Коэн-Алими (Франция) Ницше и «самый роковой народ всемирной истории» 
Michèle Cohen-Halimi (France) Nietzsche and "the Most Fateful People in World History"
Паоло Стеллит (Portugal) Ницше и ответственность интеллектуалов 
Paolo Stellino (Portugal) Nietzsche and the Responsibility oflntellectuals  
Игорь Эбаноидзе (Россия) Ницше и метафизика риска 
Igor Ebanoidze (Russia) Nietzsche and the Metaphysics of Risk 
Жорже Луис Визентейнер (Бразилия) Ницше о субъективности: практика само-генеалогии и философское самоинсценирование 
Jorge Luiz Viesenteiner (Brasil) Nietzsche on Subjectivity: Self-Genealogical Praxis and Philosophical Self-Staging 
Освалъдо Джакойа (Бразилия) От генеалогии чувства стыда к спасению невинности становления 
Oswaldo Giacoia (Brasil) Von der Genealogie des Schuldgewissens zur Rettung der Unschuld des Werdens
Идея Европы vi национальное самосознание 
The Idea of Europe and National Self-Consciousness Die Idee Europas und das nationale Selbstbewusstsein 
Карло Джентили (Италия) Фридрих Ницше: Актуальность несвоевременного  
Carlo Gentili (Italy) Friedrich Nietzsche: Aktualität eines Unzeitgemässen
Марко Брузотти (Италия/Германия) «Европейский» и «сверхъевропейский». Заратустра, добрый европеец и взгляд издалека 
Marco Brusotti (Italy/ Germany) „Europäisch" und „über-europäisch". Zarathustra, der gute Europäer und der Blick aus der Ferne  
Йохан Фигл (Австрия) Рецепция центральных тем Фридриха Ницше 
Johann Figl (Austria) Rezeption zentraler Themen Friedrich Nietzsches 
Тарас Лютый (Украина) Вечное возвращение к Ницше  
Taras Lutiy (Ukraine) The Eternal Recurrence to Nietzsche 
Марта Копий-Вайс (Польша) Ницше в Польше: очерк истории рецепции 
Marta Kopij- Weiß (Poland) Nietzsche in Polen — Umriss einer Rezeptionsgeschichte
Юлия Синеокая (Россия) Ницше в России XXI века  
Yulia Sineokaya (Russia) Nietzsche in Russia in the 21st Century 
Ницше сегодня / Nietzsche Today / Nietzsche heute
Нелли Мотрошилова (Россия) Вещая философия Ф. Ницше и современность 
Nelli Motroshilova (Russia) Nietzsches Prophetic Philosophy and Contemporaneity 
Михаил Хорьков (Россия) Переосмысляя Ницше для новой этики: Фридрих Ницше сквозь призму философии Макса Шелера 
Mikhail Khorkov (Russia) Rethinking Nietzsche for a New Ethics: Friedrich Nietzsche through the Prism of Max Schelers Philosophy 
Лариса Гармаш (Украина) Формула Ницше 
Larisa Garmash (Ukraine) Nietzsche's Formula 
Райнер Адольфи (Германия) Тоска по новой независимости — вопреки власти времени: опыт «Ницше» в немецкой культуре  
Rainer Adolphi (Germany) Die Sehnsucht, wieder souverän zu werden gegenüber der Macht der Zeit: Erfahrungen mit >Nietzsche< in der deutschen Kultur 
Андреа Кристиан Бертино (Германия) Актуальность критики жертвования у Ницше 
Andrea Christian Bertino (Germany) Die Aktualität von Nietzsches Opferkritik 
Холъгер Цаборовски (Германия) Зачем Ницше — сегодня? 
Holger Zaborowski (Germany) Wozu Nietzsche — heute? 
Список сокращений сочинений Фр. Ницше  
Abrreviations of Nietzsches Works
Liste der Abkürzungen von Nietzsches Werken 
Сведения об авторах
Contributors 
 

Фридрих Ницше - Наследие и проект - Критика и образование в условиях конечности 

 
1. Какие идеи Ницше оказались наиболее востребованы в культуре XX века и почему? Влияние Ницше на культуру XX века в Германии и Европе было сильным и многообразным, но в то же время размытым. Имя философа очень часто не произносят, даже если для знатоков Ницше его влияние  представляется очевидным. Столь же часто Ницше влияет не только посредством собственных уникальных идей, но и через те идеи, у которых намного больше авторов. Такие идеи сильны именно потому, что они своевременны — вопреки эмфатическим высказываниям Ницше о несвоевременности своего мышления. Ницше, в  большей степени чем большинство классических философов, является сейсмографом своей эпохи. Долгое время, в течение многих лет после смерти, его не принимали всерьез как философа — не в последнюю очередь потому, что его идеи, слова и влияние простираются далеко за рамки академической философии как  академической дисциплины. Он игнорировал и взрывал границы философии, долгое время не принимавшей его в свои ряды, а также филологии, по этой причине  исключившей его из своих рядов. Вклад Ницше в культуру XX века в значительной степени является  критическим по своей природе, затрагивая чрезвычайно разные области критики. Я хотел бы остановиться на пяти известных областях. Получившийся список не полон, но, вероятно, репрезентативен. 
 
Критика религии: «Бог умер» Христианская религия говорит о смерти бога, однако христианский бог  умирает лишь на время. Сам по себе он живет вечно. Бог Ницше умер потому, что «мы убили его», и он остается мертвым. Эта мысль беспокоит людей. Она бросает вызов любому религиозному и связанному с религией мышлению в XX веке. У Ницше она не нова: у этой мысли длинная история, в статусе относительно еретического особого мнения. В философии XIX века мысль о смерти бога получила  распространение и подробное обоснование до Ницше, в первую очередь у Фейербаха.
 
Однако именно драматичное словоупотребление у Ницше придает этой мысли вес и силу для того, чтобы поколебать дух целого века. В его критике религии речь идет не о религиозных учениях в узком смысле. Ницше показывает нам, что логические и семантические фундаменты наших (европейских) представлений о мире в течение долгого времени находились под влиянием христианства, а также  демонстрирует, как это происходило. Все ставится с ног на голову: мы не можем избавиться от бога, которого мы, как нам представляется, убили, пока все еще верим в нашу грамматику, то есть пока думаем и говорим привычным для нас образом, придерживаясь привычных убеждений. Критика антропологии: «Человек — это канат, закрепленный между зверем и сверхчеловеком» Ницшевская критика всех попыток определить сущность человека также  отсылает к старым традициям. Уже во времена Ренессанса много рассуждали о силе и обязанности самостоятельного формирования человека (см., например, Джованни Пико дела Мирандола). Из мыслителей XIX века до Ницше следует вновь упомянуть Фейербаха. Следующий импульс дает начатая Чарльзом Дарвином  революция базовых схем в биологии. Но снова именно Ницше, благодаря  захватывающим образам канатного плясуна и, в особенности, сверхчеловека, запечатлел в сознании современников бесконечность возможной манипуляции собой — как для отдельного человека, так и для группы, а также для всего вида в целом. Более того, он наделил эту возможность задачей придания нового смысла и тем самым вселил в людей большую неуверенность. 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя art_pr