Гарин - Мудрость веков - Модернизм

Гарин Игорь Иванович - Мудрость веков - Модернизм
Мудрость веков
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь.
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
Б. Пастернак
 
Если ты принадлежишь к тем, кто верит, будто современное искусство превзошло Вермеера и Рафаэля, брось эту книгу и пребывай в своем блаженном идиотизме.
С. Дали
 
Все великое в искусстве в свое время было модернизмом. Модерном были минойская и микенская культуры, за новаторство преследовали поэтов Эллады, декаданс виден в византизме, даже Ренессанс, возрождая архаику античности, оставлял на ней отпечаток «темных» веков. Можно сказать по-другому: сегодняшний авангард — завтрашняя классика. С кого начинается модернистское искусство? С первобытных абстракционистов, с наскальной живописи Тассили, с ветхозаветных мифов, с Гомера!
 
М. Монтень:
По правде говоря, я нередко удивляюсь, как этот человек, который сумел своим авторитетом создать такое множество богов и обеспечить им признание, не сделался богом сам. Слепой бедняк, живший во времена, когда не существовало еще правил науки и точных наблюдений, он в такой мере владел всем этим, что был с тех пор для всех законодателей, полководцев и писателей неисчерпаемым кладезем познаний, а его книги — источником вдохновения для всех.
 

Гарин Игорь Иванович - Мудрость веков - Модернизм

Харьков: Фолио, 2020г. — 957 с. — (Большой научный проект).
ISBN 978-966-03-8087-5 (Большой науч. проект).
ISBN 97 8-966-03-8877-2.
 

Гарин Игорь Иванович - Мудрость веков - Модернизм - Содержание

ЧТО ТАКОЕ МОДЕРНИЗМ? 
  • Модернизм как преемственность 
  • Темы 
  • «Все во мне и я во всем» 
  • Романтизм 
  • Искусство и жизнь 
  • Правда
  • Необходима ли искусству мораль? 
  • Человек 
  • Народность 
  • Элитарность 
  • Миф как высшая реальность 
  • Легенда истинна, история лжива
  • От абсурда к знанию 
  • От мифа к мифу 
  • Трансформация мифа 
ВЕК ДЖОЙСА 
Часть I. НА ПУТЯХ К ДЖОЙСУ 
  • Дедал-строитель 
  • Доджсон, или Страна чудес 
  • Прометей символизма 
  • Ибсен и Джойс 
  • Уильям Батлер Йитс 
Часть II. ДЕДАЛ 
  • Штрихи к портрету художника 
  • Кто же открыл?
  • Первый полет на Итаку 
  • Per aspera ad astra 
  • Джакомо Джойс 
  • Улисс 
  • Писатель для одиночек? 
  • Его мир — это наш мир 
  • Парфенон
  • Всё обо всем 
  • «Улисс», порядок и миф. Дайджест 
  • Ключи? Даны! 
  • Звукопись
  • Поэт 
  • Джойс и Россия 
  • Наши
  • Время 
Часть III. ВЕК ДЖОЙСА 
  • Силовое поле У лисса 
  • Вирджиния Вулф 
  • Гертруда Стайн 
  • Дада: любимое занятие или конек 
  • Томас Эрнест Хьюм 
  • Эзра Паунд 
  • Федерико Феллини 
ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ 
  • «Меж зол бредет терзающийся дух» 
  • Мы — пруфроки
  • Кто он? 
  • Католицизм, классицизм, монархизм? 
  • Европейское древо 
  • «Бесплодная земля» 
  • «Полые люди» 
  • Природа поэзии 
  • Структура поэзии 
  • Четыре квартета 
  • Время 
ТОМАС МАНН
  • Две вершины 
  • Мифы — малые и необъятные 
  • Несходство между ними — внешнее 
  • Время, засыпанное в могилы 
МАРСЕЛЬ ПРУСТ 
  • Два Марселя или один? 
  • Так рождалась Книга 
  • В поисках утраченного времени 
  • Обретенное время 
РОБЕРТ МУЗИЛЬ 
  • «Идеалы — фабриканты иллюзий» 
  • Жить позитивно 
  • Человек без свойств 
  • Человек без свойств. Окончание 
ФРАНЦ КАФКА 
  • Мировая история души 
  • Бегство от свободы 
  • Отчаяние — мой удел? 
  • Одиночество 
  • Страх: из писем к Милене 
  • Кафка в контексте культуры 
  • Кафка в контексте культуры. Продолжение 
  • Киркегор и Кафка 
  • Кафка в контексте культуры. Окончание 
  • Йозеф К. — человек без свойств 
  • «Замок» 
  • Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки. Из Камю 
  • Притчи, или Сон разоблачает действительность 
  • Наши, или «Жечь Кафку!» 
  • Время
БОЛЬ 
  • De profundis clamavi 
  • Плач или смех? 
  • Отступление о пессимизме 
  • Кнут Педерсен 
  • Век боли 
  • «Тропик Рака» 
  • Сэмюэль Беккет 
  • «В ожидании Годо» 
  • Время или конец игры 
  • Эжен Ионеско
  • Наши 
  • Добро или зло? 

Гарин Игорь Иванович - Мудрость веков - Модернизм - Модернизм как преемственность 

 
Гомер — модернист?! Да, к тому же первый! Не случайно же Джойс, в модернизме которого никто не усомнится, переписал именно  О д и с с е ю. Экспрессионизмом живы античные и скандинавские мифы и саги до Э д д ы  включительно. Чистое искусство открыто античным эпосом, отрешенным от прагматизма и актуальности. Разложение эллинской культуры — это пренебрежение реальностью во имя свободы. Модернисты XX века лишь воспроизвели в новое время то, что уже многократно происходило: уход от железного века Гесиода в золотой век фантазии и воображения.
 
Уже в IV веке до новой эры великий ритор Магн Авсоний писал стихи, которые можно читать вперед и назад, не замечая, что внутри их по вертикали заключено приветствие. Уже Порфирий Оптициан тогда же практиковал фигурные стихи. Конечно, это фокусничество, комментировал Брюсов, но какова же должна быть техника стиха, чтобы так играть! А вся драматургия Аристофана — чем не античный авангард? А Лукиан — чем не Свифт эпохи
Марка Аврелия?
 
Константин Бальмонт, а затем Андрей Белый и Вячеслав Иванов рассматривали творчество гениев прошлого именно так — как декадентов. Черты декадентского мировоззрения Бальмонт находил у Кальдерона и Марло, Сервантеса и Шекспира. Блейк для него — праотец символистов, Гойя — Бодлер живописи, поющий гимны красоте чудовищного.
 
А модернизм Данте, Тассо, Спонда, Марино, Гонгоры? А раздвоенность шекспировского Гамлета? Даже в мироощущении позднего Микельанджело и в творчестве Леонардо пристальный глаз рядом с гимнами человеку обнаружит горечь одиночества и крушения, даже истоки концепции nоn-finite. В любом духовном движении всегда коренится самоотрицание. В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства и чувство метафизической скорби. Даже опьянение разумом и красотой не может оставить гения безучастным к жизненным реалиям. 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Aleksey