Гаврюшин - Этюды о разумной вере

Николай Гаврюшин - Этюды о разумной вере
В научном творчестве профессора Минской и Московской духовных академий Николая Константиновича Гаврюшина (р. 1946) тесно сплелись интересы в области философии, богословия, истории естествознания и техники, краеведения, эстетики и древнерусской книжности.
 
Одна сфера знания становится для него ключом к другой, но доминанта пребывает неизменной: единство жизни и разумения, знания и веры, вселенский смысл конкретного земного бытия,непрерывность духовной традиции.
 
В книге рассмотрены религиозные истоки кантовской «разумной веры» и ее восприятие западными философами и русскими богословами; необычно развернута тема «богословие и наука», понимаемая в первую очередь как экспериментальное естествознание: на фоне эволюции классификации наук выявляется связь «богословия электричества» и русского космизма,
 
оптики физической и интеллектуальной; рефлексия над выразительными формами церковной жизни, критические суждения об иконописных сюжетах и стилях наталкивают на размышления о «границах Церкви»; мотивы религиозной антропологии обнаруживают живейшую связь с социальной философией и критикой индустриальной культуры.
 
 

Николай Гаврюшин - Этюды о разумной вере

 
Минск : Белорусская Православная Церковь, 2010. — 656 с.
ISBN 978-985-511-167-3
 

Николай Гаврюшин - Этюды о разумной вере - Содержание

 
«Стану молиться и умом...»

Разумная вера и деятельная экклесиология

Кенигсбергский пиетизм и критическая философия
Два пути разумной веры: И.Г. Юнг-Штиллинг иФ.М. Клингер
У истоков русской духовно-академической философии: святитель Филарет (Дроздов) между Кантом и Фесслером
Мистический неоэллинизм и идеал «эстетической Церкви»: Ф. Бутервек и Ф. Гёльдерлин
Демифологизация религии и эстетический экуменизм: Я. Фриз и его школа
Метафизика всеединства и идея Богочеловечества: К. Краузе и Д. Свабедиссен
Супранатурализм и «истинное христианство»: К. Эшенмайер и И.М. Скворцов
«Твердо установить автономическую мораль»: митрополит Антоний и Иммануил Кант
Богословие «духовной Церкви» на Западе: Петр Оливи и Эгидий Римский
Спор о «внутренней Церкви» в России: Иван Лопухин и митрополит Платон Левшин
У стен Вюрмлингерской капеллы: Лудсгльф Мюллер и «деятельная экклесиология»
 

Природа и технократия

«Храм наук» и «Книга природы»
Техника, естествознание и натуральная теология в век Просвещения
Прозрения и иллюзии русского космизма
Космический путь к «вечному блаженству»: К.Э. Циолковский и мифология технократии
«Оптика физическая» и «оптика интеллектуальная»:С.И. Вавилов и Эмиль Жебар
 

Перипетии религиозной эстетики

Вехи русской иконологии
Иносказания о Неином: Боговидение и «отчуждение ума»
У Чертога Премудрости: жизненный путь и религиозно-эстетические взгляды протоиерея Сергия Булгакова
Рыцарь Софии на перепутьях религиозной эстетики: П.А. Флоренский
Куда скакал Синий Всадник? Василий Кандинский и эстетика беспредметной исихии
Уроки Савонаролы: религиозная эстетика в творчестве ИА Ильина
 

Загадка внутреннего человека

Самопознание как таинство: русская религиозная антропология
К истории понятия «личность» в русском богословии
«Болен именно внутренний человек»: философская антропология П.Е. Астафьева
Антропология в свете гносеологии: BA Снегирев и В.И. Несмелов
«Логика сердца» и безумие индустриализма: философские взгляды Б.П. Вышеславцева
 

Николай Гаврюшин - Этюды о разумной вере - «Стану молиться и умом...»

 
Старая русская пословица «невольник — не богомольиик» на слуху у многих. Она напоминает о том, что не только внешнее принуждение, угроза, но и всякий корыстный мотив — будь то ожидание награды, стремление войти в общество, ускользнуть от правосудия — извращает религиозное делание, порождает фарисейство.
 
И Евангелие предупреждает от показного говения или благотворительности, предлагает опираться не на рассуждение о цели или о лицах, а на расположение сердца, дабы и правая рука не ведала, что делает левая...
 
Но ведь есть и другие пословицы, смысл которых сводится к прямо противоположной идее: только невольник — богомольиик. Например: пока гром не грянет, мужик не перекрестится; не согрешишь — не покаешься. И разве не о том же говорит Псалмопевец? — изведи из темницы душу мою, изми мя от враг моих... А врагами могут быть не только удерживающие во внешнем плену, убивающие тело, но и собственные страсти, прельщения ума, подтачивающие душу...
 
Религиозное сознание изначально, по своей природе, антиномично. Когда Христос сказал, что пришел спасать не праведников, а призвать грешных на покаяние, разве Он не знал, что един Господь без греха и несть человек, иже жив будет и не согрешит!..
 
Евангельская проповедь свободы есть прежде всего призыв к осознанию своего невольничества, порабощенности суемудрием, суесловием, страстями, корыстолюбием...
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя ASA