Гефтер - Третьего тысячелетия не будет

Третьего тысячелетия не будет - Русская история
Cлова, которые Михаил Яковлевич Гефтер часто повторял в последние годы жизни: третьего тысячелетия не будет. И это был не пессимистический жест, а справка по очередным вопросам русской истории. Гефтеровская версия русской истории вполне необычна и начинается довольно давно.
 
Гефтер видел в Homo sapiens существо, однажды неясным способом ускользнувшее от естественной видовой обреченности. Побег из эволюции через черный ход — долгое странствие, которое не выглядит жутким лишь при чтении книг из New Oxford World History. Мировая история по Гефтеру — это радикальная выходка человеческого существа, но не первая и, как знать, не последняя. Истории предшествовало существование, которое было человеческим, но историей не было и запросто могло бы не стать.
 
По Гефтеру, Homo historicus, Человек Исторический, лишь эпизод. Еще одно отклонение в родовой судьбе Homo, у которого есть начало (даже не одно!) и финал. Историческими инновациями, такими как утопия, революция, церковь, нация и глобальность, человек предпринял попытку пересоздать себя. Паролем попытки стало человечество, а ее самой жаркой сценой — русская революция и советский коммунизм.
 
Но это не «конец истории» по Гегелю и Фукуяме. Третьего тысячелетия не будет, поскольку счет эпох от Рождества Христова значим только внутри истории, как ее датчик или метроном. На выходе время финала становится другим. Гефтер хотел понять, как мы оказались именно там, где последний трюк завершается. Кто в финальной сцене Россия — неудачливый плагиатор или великий актер, выложившийся без остатка и умерший на сцене? Неизвестно, но только тут способ говорить о России сегодня сколько-нибудь всерьез.
 
Может быть, главное, но почти не замеченное в том, что советское общество вместе с политической потерпело и речевую катастрофу. Гефтер первый обратил внимание, что в русском речевом поведении возник болезнетворный Двойник, бегущий от будущего, отрицая реальность прошлого. Притом его речи переполнены историческими терминами и именами.
 
Всему этому так же опасно верить, как сантиментам невротика. Гефтер не считал фатальными самые страшные падения. Человек очень расположен злодействовать — как-то бросил он походя в разговоре. Речевое поведение важней морального, в котором мы себя беспрерывно виним. Фатальной он считал готовность смолчать, уйти в себя, подменить ресентиментальной болтовней. Фатален только обрыв связи.
 
 

Михаил Яковлевич Гефтер - Глеб Олегович Павловский - Третьего тысячелетия не будет - Русская история игры с человечеством

 
Европа, Москва, 2015
ISBN 978-5-9739-0220-9
 

Михаил Гефтер - Глеб Павловский - Третьего тысячелетия не будет - Русская история игры с человечеством - Содержание

 
От составителя
Рассказ о моих пяти жизнях в ночь на 5 октября 1993 года

Часть 1. Теология исторического и ее политика

  • 1. Саморастворение в истории. Мышление вопросами без ответа
  • 2. Коллективное прозрение, освобождение сверху и исчерпание истории
  • 3. О времени, параллельном мире и немотивированности человека. Будущее прошлого
  • 4. Публичные девки случайности. Детерминизм и ужас финального результата. Происхождение мужицкого царя. Поражение Ленина и поражение Ганди
  • 5. Ленин превращает себя в обстоятельство русской истории. Тень Чаадаева
  • 6. Поступок-событие-бифуркация. Зачем царь Александр пошел навстречу Гриневицкому?

Часть 2. Крымский тупик мировой истории. «Красавец-кроманьонец» уходит от смерти

  • 7. Марр и тупики истории. Ранний Мир был не примитивней, а сложней нашего
  • 8. Осевых времен было много. Загадка человеческого разбегания по Земле. Человек переначинается
  • 9. Красавец-кроманьонец и открытие смерти. Культура — темное начало. Не-нормальность и невсеобщность культуры
  • 10. Homo mythicus и империи-изоляты. Человек способен замкнуться
  • 11. Пирамиды. Прижизненная смерть фараона. Жизнь оборачивается сервисной функцией
  • 12 Египет и крито-минойцы. Культура способна переходить в другое вне собственного дома
  • 13. Иудейский запрет и римская терпимость. ИИСУС и апостол ПАВЕЛ. Человечество становится бескомпромиссной идеей
  • 14. Homo historycus. Заполненность человека историей. История неостановима изнутри
  • 15. Исторический человек как «новая тварь». Ленин — банкрот-финалист истории. Нам мешали историю изобретать
  • 16. Утопия оппонирует мифу. Коммунистическая утопия. Антиутопия и террористический эгалитаризм Сталина
  • 17. Исторический компромисс Павла и нищие духом Иисуса
  • 18. Судный день и время конца. Исполнимость и неисполнимое в истории
  • 19. Действие смерти, переоткрывающей жизнь. Спасение мертвых

Часть 3. Политика и теология альтернативности

  • 20. Октябрьская революция и коммунистический акт спасения. Предшественники превращаются в «пережитки»
  • 21. Эпоха Голгофы и Великой французской революции. Термидор как человеческая попытка остановить себя средствами революции
  • 22. Человек-самообманщик. Заданность и повторное рабство. Мир завершен, но не закончен
  • 23. Тайна Судного дня. Утраченные возможности. Ликвидаторы прошлого — убийцы будущего
  • 24. Российская Федерация — злополучный термидорианец. Неудовлетворенная заявка России на обыкновенность
  • 25. «Мы». Советские люди вернулись домой и нашли там полевых командиров
  • 26. Что такое альтернатива и альтернативность в истории? Пример погибшей предальтернативы
  • 27. Была ли у Бухарина «бухаринская альтернатива»? Исключаемые предальтернативы собираются в превентивную однозначность
  • 28. Теология безальтернативного космоса. Задано: исключить исключающего
  • 29. Человек повседневный. Борьба с повседневностью и ангел-фальсификатор в мире холодной войны. Повседневного человека вербуют в убийцы
  • 30. Опровержение заданности как опровержение смертности. Лишние исторические существа. История есть делаемая история

Часть 4. Категории русской и советской истории

  • 31. Историческое невежество российских лидеров. История России состоит из цезур
  • 32. Беглецы от власти формируют власть. Русский как человек, втягиваемый во власть. Русский Мир и русское человечество
  • 33. Краткосрочность русской истории. Евразийские империи выгоняют внутреннее противоречие наружу
  • 34. Царь Иван Грозный и евразийские инновации. Государев двор, опричнина и холопы
  • 35. Злодеи развития. Царь Петр на Евразийском пространстве экспансии. Крепостничество, колонизация, самодержавие
  • 36. «Новые люди» против холопства. Просто рабы и рабы потерянной роли
  • 37. Народа нет, но ему принадлежит будущее. Листовка Чернышевского как заявка на народность. Декабристы народней народников
  • 38. Невольный компромисс князя Трубецкого
  • 39. Погоня за временем и «жертвы надменности». Выход ПУШКИНА на сцену. Завязка спора с Чаадаевым. Писатель Гоголь: мертвые души — это мы и наши товарищи
  • 40. Пушкин ищет в России личность. Царь Николай как «второй Петр». Совесть — не нравственность, личности простительно почти все
  • 41. Пушкин защищает авантюристов и едких вольтерьянцев XVIII века
  • 42. Кто такие индивидуалисты XVIII века? Князь Барятинский и русский портрет
  • 43. Пушкин «как вылитый». Оттиск его судьбы в программе русской культуры и тайной полиции
  • 44. Карамзин, историк русской власти. Трагедия слабой власти в России
  • 45. Николаевская идея Александра ПУШКИНА. ЧААДАЕВ, настаивающий на своем. Бенкендорф
  • 46. Пушкин как изобретатель диссидентства в России. Три варианта ответа на чаадаевский вопрос. Герцен. Дуэль как монархическая утопия
  • 47. Конец тирании НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА. Хрупкость империи и ее успехи. Утопическая спекуляция графа Витте
  • 48. Пространство наперегонки с временем в России. Чичиков как триумфатор
  • 49. Логический тупик чаадаевского коана. Ставленники Петра Яковлевича
  • 50. Форма как заговор. Достоевский после каторги — продолжение «Мертвых душ»
  • 51. Взрывоопасные банальности Достоевского. Ставрогин
  • 52. Персонажи сороковых и пятидесятых годов XIX века. Ставрогин как разрушитель идеи «Бесов»
  • 53. История как оппонент культуры. Лермонтовское в Достоевском. Первородный грех
  • 54. Советское человеческое пространство. Как стать сувереном своих невзгод?

Часть 5. Ленин. Советский мир как русский

  • 55. «Мы пойдем другим путем». Тезисы о биографическом Ленине. Фактор Чернышевского
  • 56. Молчаливый финал XIX века. Русское в советском
  • 57. Грехи и грешники XIX века. Тайнопись этического самовыяснения
  • 58. XIX век как Родина. Этика поступка в XIX веке и диссидентстве. Общество всея Руси невозможно
  • 59. Короленко сопротивляется русским безумцам. Расклеенные и разошедшиеся частицы мозга
  • 60. Портреты людей «мыслящего движения». Серно-Соловьевич, Александр Михайлов
  • 61. Александр Михайлов и кульминация «Народной воли». Казнь 1 марта 1881 года
  • 62. Вера Засулич, Маша Коленкина и героические мужчины
  • 63. Поражение как мотив человека в истории. Вера Фигнер в эпоху затворничества
  • 64. Валентинов о перепаханном Ленине. Явление лидера, не дающего совести собой руководить
  • 65. Ленинская непринужденность насилия — от любви к дворянским усадьбам до ВЧК
  • 66 Разночинские презумпции в русском мире без Кьеркегора. Окончательность поступка
  • 67. Личность ли Ленин? Плеханов и Федосеев в его судьбе. Русская идея цареубийства и макиавеллизм правого дела
  • 68. Таинственная незагадочность Ленина
  • 69. Как Чернышевский сделал Ленина политиком. Экзистенциальный разрыв со Струве в декабре 1900-го
  • 70. Ульянов изобретает личность строителя партии. Любовь к партийному функционеру. Партия как внутренний оппонент революции
  • 71. Был ли Ульянов ставленником Чаадаева? Философская катастрофа польской войны. Мировая революция в одной стране
  • 72. Ленин внутри и вовне капитализма по Карлу Марксу. «Манифест коммунистической партии» отменяется
  • 73. История с «Всемирной историей»
  • 74. Тайная переписка с народниками. Письмо Маркса Вере Засулич
  • 75. Проект Маркса для России. Три круга развития
  • 76. Аграрная проблема в России. Несносность существования и «черный передел»
  • 77. Крестьяне Маркса на полях Михаила Бакунина. Осуществима ли не-унитарная революция?
  • 78. Карл Маркс, заскучавший за «Капиталом». Конфликты всемирных альтернатив
  • 79. 9 января 1905 года. Царский штандарт
  • 80. Первая русская интеллигентская революция. Историк как плохой лидер. Взлет и провал кадетов
  • 81. Революция 1905 года — фиктивность любой возможности. Столыпин как палач-душеприказчик
  • 82. Почему Столыпин потерпел фиаско?
  • 83. Столыпин как интеллектуальный оппонент ленинской концепции партии
  • 84. Была ли столыпинская альтернатива осуществима?
  • 85. Существовало ли государство в Российской империи? Казенная модернизация: организации или институты?
  • 86. Существовали ли в 1917 году небольшевистские альтернативы Ленину?

Часть 6. Технология и мистика Октябрьской революции. Уход «Первого» и выход «Второго»

  • 87. Две революции в 1917 году, народная и коммунистическая. Проблема руководимых множеств
  • 88. Десуверенизация государства Советов. Военный коммунизм. Конфедерация республик Европы и Азии как альтернатива сталинизации
  • 89. Черный передел средствами мировой революции. Коммуна и мужик
  • 90. Главная тайна 1917 года: почему Россия не распалась? Интеллигентско-мужицкая целостность русского мира. Русское удержалось советским
  • 91. Чудо Брестского мира. Первый крах Бухарина с левым коммунизмом. Триумф военно-коммунистической практики
  • 92. Коммунистическая революция универсальна. Ленин и Сталин — универсалисты. «Мы снова станем отсталыми»
  • 93. Как Ленину отделаться от РКП(б)? Между мужиком и интеллигентом
  • 94. Как «нэповская Россия» не состоялась из-за польского батрака
  • 95. Дойти до Темзы или до Шпрее? Первый съезд партии без ЛЕНИНА. Рождение канона советского косноязычия
  • 96. Последняя утопия Ленина: русская цивилизация между Западом и Азией. Наследство, наследники и эпигоны
  • 97. Володя Ульянов в Горках — возвращение в XIX век. Жизнь онемевшего ума
  • 98. Раб Ульянов освобождается
  • 99 Писал бы ЛЕНИН мемуары, как ТРОЦКИЙ? «Первый» уходит в смерть, а «Второй» — на мокрое дело

Часть 7. Сталин, таинственный сценарист

  • 100. «У него мужественное лицо»
  • 101. Культура 1920–1940-х. Шостакович как советский историк. Перепутья революционной архаики
  • 102. Управление слухами. Громкий хохот тридцатых и сталинская режиссура
  • 103. Почему никто не убил тирана? Сильные люди 1937 года перед незамеченным выбором
  • 104. «Организатор убийц». Сталинский перенос преступлений на жертвы
  • 105. Логика вражеского окружения. Бухарин на Лубянке. Теология Человека Слабого
  • 106. Упущенные альтернативы 1930-х годов. Заговор Сталина-хозяина против Сталина-лидера нормализации
  • 107. Телеграммы Сталина как симптомы бессознательного
  • 108. Что такое революция сверху?

Часть 8. Ленинский «субъект субъекта» в аду персонификации

  • 109. Сталинист Маркс о владычестве в Индии
  • 110. Принуждение неразвитых к глобальности. Полицейские функции коммунистической революции
  • 111. «Калужское тесто» и управление обратным ходом вещей. СТАЛИН как гений изничтожения
  • 112. Лексическая история сталинизма. Пятая колонна, враги народа и народы-враги
  • 113. В «ежовых рукавицах» — Сталин «начальников поредил». Народный миф о Сталине
  • 114. Роковая фраза Каменева «Мы ввели рынок» — нэп в столыпинском тупике
  • 115. Кадровые бонусы катастрофической коллективизации
  • 116. Никаких «люмпенов» не было
  • 117. «Сталинская оттепель» и сталинские метания. СТАЛИН против сталинцев
  • 118. Бухарин и Сталин: высокий абсурд советского диалога
  • 119. Интеллектуальная потребность Сталина в Бухарине — основа расстрельного сценария
  • 120. Январско-февральский пленум 1937 года. Мертвые как живые в сталинском уме
  • 121. Анна Ларина, жена расстрелянного: Сталин платит долги убитому другу. Что я жалею в Сталине?
  • 122. Советское освобождение самовыговариванием
  • 123. Американское чудо в советской степи — Сталинградский тракторный. Пошаговая стратегия Михайлова-Иванова
  • 124. Фотографический сталинизм 1930–1940-х
  • 125. Убитая оттепель и страх оказаться лишним
  • 126. Культ результата. «Возвращение» Троцкого. Империя антифашистского могущества — упущенный вариант
  • 127. Катастрофа под рубрикой «1940 год»
  • 128. Осевое время подготовки мировой войны. Сталин, Рузвельт и Гитлер
  • 129. После Дюнкерка. Гитлер или Сталин — кто был опасней для СССР?
  • 130. Ерусалимский и Молотов в кабинете Сталина. Как редактировали геополитику
  • 131. Гитлер, раскусивший сталинскую игру

Часть 9. Война и возвращение с войны

  • 132. Гроссман — о комиссарах. Эренбург как советский спаситель
  • 133. История комиссара Зоркого
  • 134. Мой несостоявшийся плен
  • 135. Власов, несостоявшийся маршал СССР. Стратегическая патология сталинского ума
  • 136. Выход из войны. Победа — праматерь зла. Сталинский победительный плебс
  • 137. Его добрый юмор и злая память: «Как, вы забыли своих врагов?»
  • 138. Злая память слабеет: академик Панкратова стала членом ЦК вместо подследственной
  • 139. Разжалование в советские академики: Сталин и Майский. Академик Курнаков и конкурс институтских Оль
  • 140. Академик Михаил Тихомиров, Дмитрий Лихачев и моржи-патриоты
  • 141. Туалет академиков на Волхонке. Академик Нечкина и языкознание Сталина
  • 142. Третьей мировой войны быть не могло в принципе
  • 143. От короткой корейской войны — к долгой холодной
  • 144. Последний универсальный враг Сталина: еврей
  • 145. Сны 1953 года. Нашествие врачей-убийц. Яркий Хрущев — лидер блеклого и лживого антисталинизма

Часть 10. Путаница десталинизации

  • 146. Почему в Крыму не было голодомора? Крымские и украинские страхи
  • 147. Светлана Аллилуева и причуды ее «папки». Раздельное обучение и пять ворот. Бериевская перестройка
  • 148. Никита Хрущев и «волчья стая». Непереводимость сталинской советской системы в иное состояние
  • 149. Срыв середины 1950-х. Апостол Павел в лагере Кенгир. Коммунизм и Архипелаг ГУЛАГ
  • 150. Михаил Лифшиц ждет «советского ТОЛСТОГО». Обоснование ленинской революции по Солженицыну
  • 151. Почему советский антисталинизм 1950-х остался пацифистским? Кеннеди, президент, которого должны были убить
  • 152. Центральные фигуры времени: Сахаров, Твардовский, Солженицын
  • 153. «Большевики открывают космос». Хрущевские поколения вступают во внутреннюю войну
  • 154. У советского коммунизма не нашлось подлинного судьи
  • Разговор в СССР в августе 1991-го

Часть 11. Есть ли будущее у прошлого

  • 155. Советская действительность была русской. Второй русской действительности может не получиться
  • 156. Случай Юрия Трифонова. «Дом на набережной» — прошлое, с которого совлечена его святость
  • 157. «Россия, которую мы потеряли» и другие тренировки ненависти
  • 158. Советские люди — народ наследников падших
  • 159. Эффект Варлама Шаламова. Лагерный человек пересоздаваем
  • 160. Волково кладбище как свалка постсоветской истории
  • 161. Шлиссельбург. Врагов прошлого переделать нельзя
  • 162. Отказ от советского прошлого в порядке подчинения. Гибель утопии братства
  • 163. Мои причины гордиться советским человеком. Обыски, лагеря и блокада Ленинграда
  • 164. Чудесное явление послевоенной прозы
  • 165. Советское как великое утраченное навсегда. Пастернак на высоте нерешаемой задачи
  • 166. Homo soveticus по Мамардашвили и без него
  • 167. Отличие советского человека от нацистского: социальное бескорыстие
  • 168. Метафизика лагерей в СССР и Германии. Советский криптонацизм и российское историческое невежество
  • 169. Советское сопротивление повседневностью. Власть над душами, Солженицын и Порфирий Петрович
  • 170. Бегство из-под трупов XX века. «Огоньковская культура» как репрессия сопереживания. Терапия образом
  • 171. Причастность русской культуры к насилию над людьми. Беззащитность советской культуры перед чекизмом
  • 172. Россия дня и Россия ночи. Разорение культуры при слиянии с реальностью. Обвал стратификаций
  • 173. Советская привычка к культурному инструктажу. Генезис современной «чернухи»
  • 174. Нашествие людей с поддельными биографиями. «Не хочу быть вашим полезным фашистом»

Часть 12. Теология убийства. Фашизм: идут съемки

  • 175. Демократическая глухота. Убийство узурпирует политическую повестку
  • 176. Фашизоиден ли президент фашизоидного псевдогосударства? Поговорим о нашем фашистском будущем
  • 177. Рухнувший человек упрощает убийствами. Суверенный убийца и потешный победитель
  • 178. Endl sung и «коммуно-коричневый заговор». Язык окончательных решений
  • 179. Неуправляемая Россия в Мире: торговать страхом или сдерживать

Часть 13. Персонаж Ельцин и герои конца русской истории

  • 180. Вы не знаете, что делать? Вам нужен Ельцин
  • 181. Либеральная революция как захват партийной недвижимости
  • 182. «Коллективный Ельцин» и персонифицированно-закрытая властная система
  • 183. Эталон победы и повторное изобретение права убивать
  • 184. Заявка Ельцина на первенство и заявка улицы на Событие
  • 185. Тайные технологии Ельцина-сценариста
  • 186. Иллюзорная десталинизация предполярной Евразии. Пара Жириновский — Ельцин
  • 187. Жириновский — ельцинское альтер эго. Соблазн управляемой политики
  • 188. Гайдар «вводит рынок», и силовые структуры оживляются
  • 189. Как советская система выбрала наихудший вариант. Гайдар в прогрессе безальтернативности
  • 190. Провинциальный бартер. Самопоедание системы, власть как товар. Что такое Администрация президента?
  • 191. Нельзя «вводить» естественные процессы в неестественном социуме
  • 192. Государство Россию можно строить только в отступлении

Часть 14. Приключения демократии в социуме власти

  • 193. Социум власти — это конвейер производства угроз
  • 194. Человеческий ресурс советской системы — человеческие импровизации. Кто там остался живой?
  • 195. Советское человеческое пространство
  • 196. Порча советской результативности
  • 197. Демон «отмирания государства». Пространство лимитирует унификацию Евразии
  • 198. Кейс унифицированной реформы: Рыжков, Алиев, кефир
  • 199. 1933–1993: две революции сверху. Гайдаровская машина люмпенизации
  • 200. Российский лагерь как преступление российской демократии
  • 201. Тупик непарламентской оппозиции. Растление идет по вертикали из центра на места
  • 202 Демократия как хорошо адаптированная революция

Часть 15. От холодной войны к третьей мировой

  • 203. Американская диктатура именем счастья человеческого. Дефицит вариантов сопротивления
  • 204. Горячие точки как институт социума власти. Противоальтернативные войны близкого будущего
  • 205. Вселенский черный передел в XXI веке не исключен
  • 206. Кто доказал, что человек сумеет выжить? «Не от нуля, но с начала»
  • 207. Можно ли защититься в мире будущих войн? Маршал ЖУКОВ и советский способ приходить вовремя

Часть 16. Русские страны. К будущей суверенизации России

  • 208. Демократизация как суверенизация «снизу»
  • 209. Противоестественна ли Россия? Полковник Алкснис. Русский мир среди остальных миров
  • 210. Советская и русская идентичности. Русские были советскими. Новый тип человека старой власти
  • 211. Необходимо восстановить русские земли, существовавшие до административных сталинских реформ. Президент — лидер союза стран, составляющих Россию
  • 212. Русский вопрос — это не национальный, а главный государственный вопрос
  • 213. Фикция российской нации — реальность нерусской власти
  • 214. Множественность стран русского мира или «русский сионизм»?
  • 215. Россия-диаспора. Ксения Мяло и Зеев Жаботинский. Надо ли жить метеком
  • 216. Новгородский осколок Руси, не ставший Россией: рукодельщина. «Единая и неделимая» Россия — русофобская идея. Россия — страна стран
  • 217. Возвращение чаадаевского вопроса. Плюрализм наследства и русские суверены

Часть 17. Теология постчеловечества

  • 218. Творимое время XX века
  • 219. Время и преждевременное в истории. Бесчеловечность постисторического
  • 220. Человек превращается в ресурс выживания рода. Истощение разнообразия. Духи первопосылок
  • 221. Новая смертность рода Homo sapiens. Задача переоткрытия жизни
  • 222. Светлый ужас конца века

Последний разговор в феврале 1995-го

 
Михаил Гефтер - Глеб Павловский - Третьего тысячелетия не будет - Русская история игры с человечеством
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя esxatos