Гегель - Философия религии в 2-х томах

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах
Гегель получил богословское образование. Он окончил теологическое отделение Тюбингенского университета, защитил магистерскую диссертацию по церковной истории Вюртемберга, однако от духовной карьеры отказался.
 
Радикальные политические убеждения, сложившиеся под влиянием французской революции, антипатия к церкви, возникшая как следствие монастырско-казарменных порядков, царивших в университете, удержали Гегеля от того, чтобы стать священником.
Но проблемы религии в течение еще долгого времени занимают доминирующее положение в его духовном мире, через их призму он смотрит на многие другие проблемы мировоззрения.
 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах

АН СССР. Институт философии. Филосовское наследие
 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах. Том 1

АН СССР. Институт философии. Филосовское наследие
Отв. ред. А. В. Гулыга. Пер. с нем. М. И. Левиной. М.
Москва, «Мысль», 1975 г. - 532 с.
 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах. Том 1 - Содержание

Л. В. Гулыга. Философия религии Гегеля  

Ранние работы

Жизнь Иисуса
Дух христианства и его судьба
Фрагмент системы 1800 г.

Лекции по философии религии

Введение в философию религии
A. Отношение философии религиц к ее предпосылкам и принципам эпохи
I. Раздвоение религии и свободного мирского сознания
II. Отношение философии религии к философии и религии
  1. Отношение философии к религии вообще
  2. Отношение философии религии к философской системе
  3. Отношение философии религии к позитивной религии
III. Отношение философии религии к принципам эпохи в религиозном сознании
  1. Философия и безразличие современности к определенным догматам
  2. Рассмотрение догматов с исторической точки зрения
  3. Философия и непосредственное знание
B. Предварительные вопросы
C. Деление
I. Общее понятие религии
  1. Момент всеобщности
  2. Момент особенности, или сфера различенности
  3. Снятие различенности, или: культ
II. Суждение, или определенная религия
III. Религия откровения

Часть первая. Понятие религии

A. О боге
B. Религиозное отношение
I. Необходимость религиозной точки зрения
II. Формы религиозного сознания
  1. Форма чувства
  2. Созерцание
  3. Представление
III. Необходимость религиозного отношения в форме мышления и его опосредствование
  1. Диалектика представления
  2. Опосредствование религиозного сознания в нем самом
a. Непосредственное знание и опосредствование
b. Опосредствованное знание как наблюдение и рефлексия
а) конечность в чувственном существовании
β) конечность с точки зрения рефлексии
аа) внеполоокность конечности и всеобщности
ββ) противоположность конечного и бесконечного
уу) абсолютное утверждение конечного в рефлексии
у) разумное рассмотрение конечности
c. Переход к спекулятивному понятию религии
     3. Спекулятивное понятие религии
C. Культ
I. Вера
II, Определенность и особенные формы культа
III. Отношение религии к государству
Переход к следующей части

Часть вторая. Определенная религия

Деление

Раздел первый. Естественная религия

I. Непосредственная религия
a. Колдовство
b. Объективные определения религии колдовства
c. Культ в религии колдовства
II. Раздвоение сознания в себе
Метафизическое понятие
1. Китайская религия, или религия меры
a. Ее всеобщая определенность
b. Историческое существование этой религии
c. Культ
2. Религия фантазии
a. Ее понятие
b. Представление об объективном содержании этой ступени
c. Культ
3. Религия в-самом-себе-бытия
a. Ее понятие
b. Историческое существование этой религии
c. Культ

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах. Том 1 - Л. В. Гулыга. Философия религии Гегеля

 
Советский читатель впервые получает возможность ознакомиться с главными работами Гегеля по философии религии, своевременность опубликования которых диктуется по меньшей мере тремя обстоятельствами.
Прежде всего запросами современной идейной борьбы. Религия, хотя и претерпевает серьезный кризис, все же продолжает играть ведущую роль в духовной жизни буржуазного общества. Да и в социалистических странах, где она давно утратила господствующее положение, сотни тысяч людей искренне верят в бога. Запретить религию нельзя, полемический же диалог возможен только при знании аргументов противника и умении их опровергнуть. Особый интерес в этой связи представляет богословская концепция, взрывающая религию изнутри. Именно такова философия религии Гегеля.
 
Далее, гегелевское учение о религии — необходимое и весьма важное звено в истории европейского свободомыслия. Звучит это парадоксально, но факт остается фактом: именно отсюда вырос атеизм Фейербаха. Историко-атеистический интерес к философии религии Гегеля неоспорим.
 
Наконец, историко-философский аспект проблемы. Мировоззрение Гегеля формировалось в лоне теологических исканий, далеких от ортодоксии, порою антиклерикальных, но порожденных раздумьями о сущности бога и человека. Диалектика родилась из попыток решить широкий круг проблем, в том числе и религиозно-этических.
А в дальнейшем философия религии оказалась наиболее слабым звеном системы. Споры вокруг нее привели к крушению гегельянства. Для того чтобы понять, как возникла и как распалась диалектика Гегеля, надо обратиться к его учению о религии. Знакомство с ним обогатит нашу философскую культуру.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах. Том 2

АН СССР. Институт философии. Филосовское наследие
Отв. ред. А. В. Гулыга. Пер. с нем. М. И. Левиной. М.
Москва, «Мысль», 1977 г. - 573 с.
 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах. Том 2 - Содержание

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ

Часть вторая. Определенная религия  

Раздел первый. Естественная религия (продолжение) (пер. М. И. Левиной)
III. Естественная религия на стадии перехода к религии свободы
A. Религия добра или света
a. Ее понятие
b. Существование этой религии
c. Культ
B. Сирийская религия, или религия страдания
C. Религия загадки
a. Определение понятия этой ступени
b. Конкретное представление этой ступени
c. Культ
Раздел второй. Религия духовной индивидуальности (пер. П. П. Гайденко)
A. Переход к сфере духовной индивидуальности
B. Метафизическое понятие этой сферы
a. Понятие Единого
b. Необходимость
c. Целесообразность
C. Деление
I. Религия возвышенного
A. Общее определение понятия
B. Конкретное представление
a. Определение божественного обособления
b. Форма мира
c. Цель бога в мире
C. Культ
Переход к следующей ступени
II. Религия красоты
А. Общее понятие
B. Образ божественного
a. Борьба духовного и природного начал
b. Лишенная образа необходимость
c. Положенная необходимость, или особенные боги, их явление и образ
а) Случайность образов
ф) Явление и восприятие божественного
γ) Прекрасный образ божественных сил
C. Культ
a. Настроение
b. Культ как служение
c. Примирение
III. Религия целесообразности или рассудка
A. Понятие этой ступени
B. Римская религия как ее проявление
C. Культ

Часть третья. Абсолютная религия

A. Общее этой религии
1. Открывшая себя религия
2. Позитивная религия откровения
3. Религия истины и свободы
B. Метафизическое понятие идеи бога
C. Деление
I. Бог в своей вечной идее в себе и для себя: царство Отца
1. Определение элемента
2. Абсолютное разделение
3. Триединство
II. Вечная идея бога в элементе сознания и представления, или различие; царство Сына
1. Полагание различия
2. Мир
3. Назначение человека
III. Идея в стихии общины, или царство Духа
1. Понятие общины
2. Реализация общины
3. Превращение духовного во всеобщую действительность

Лекции о доказательстве бытия Бога (пер. Ал. В. Михайлова)

Лекция первая - Лекция десятая
Вставка [Критика космологического доказательства Кантом]
Лекция одиннадцатая - Лекция шестнадцатая
Изложение телеологического доказательства в лекциях по философии религии, прочитанных в летний семестр 1831 г
Изложение телеологического и онтологического доказательств в лекциях по философии религии, прочитанных в 1827 г
Изложение онтологического доказательства в лекциях по философии религии, прочитанных в 1831 г.
Примечания
Указатель имен
Предметный указатель
 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философия религии в 2-х томах. Том 2 - Лекции о доказательстве бытия Бога. Лекция первая

 
Эти лекции посвящены разбору доказательств бытия бога. Внешним поводом к чтению этого курса была необходимость читать в теперешнем летнем семестре только один, охватывающий целую научную дисциплину, курс. Мне, однако, хотелось добавить к нему второй — об одном отдельном предмете науки. При этом я избрал такой предмет, который находится в связи с другим моим курсом лекций и составляет если не по содержанию, то по форме дополнение к нему, будучи специфическим проявлением основных принципов логики. Поэтому лекции эти в первую очередь предназначаются для тех, кто слушает у меня общий курс логики, и понятнее всего будут им.
 
Если наша задача состоит в том, чтобы разбирать доказательства бытия бога, то только отчасти, только со стороны природы доказательства она соприкасается с областью логики; другая же сторона, содержание, то есть в данном случае бог, принадлежит к иной сфере — сфере религии и ее анализа посредством мысли, то есть к сфере философии религии. В самом деле, в этом курсе лекций мы намерены вычленить и разработать только одну часть этой дисциплины: в процессе чтения яснее выявится отношение этой части к учению о религии в целом и равным образом окажется, что это учение по мере своей научности и все логическое не расходятся между собой так, как это представляется на первый взгляд с точки зрения наших целей, но что логическое составляет не просто формальную сторону, а и на самом деле находится в средоточии содержания.
 
Первое, с чем мы встречаемся, лишь только собираемся приступить к исполнению нашего намерения, — это неблагожелательное отношение к нему, всеобщее предубеждение образованности нашего времени. Если сам по себе такой предмет, как бог, способен возвысить наш дух, стоит только назвать его имя, если он способен самым проникновенным образом взволновать нашу душу, то эта напряженность внимания, наверное, столь же быстро испарится, лишь только мы подумаем, что собираемся трактовать не что иное, как доказательства бытия бога; а такие доказательства пользуются ныне дурной славой, считаются чем-то давно устаревшим, достоянием былой метафизики: ведь из бесплодных ее пустынь мы теперь нашли спасительный путь к живой вере, от сухого  рассудка ее вновь возвысились до теплого религиозного чувства. Если же с помощью новых ходов и вывертов проницательного рассудка подновлять считавшиеся прежде доказательствами полусгнившие опоры нашей убежденности в существовании бога, если латать и заделывать подточенные возражениями и контраргументами места, то затея эта не может снискать благосклонности даже при самых добрых намерениях: ведь не то или другое доказательство, не та и не эта форма или звено лишились весомости, но само доказывание религиозной истины у современного образа мышления вышло из доверия, так что невозможность подобного доказательства уже стала всеобщим предрассудком, более того, даже считается противным религии доверяться такому способу познания бога и на таких путях обретать убеждения о боге, его природе или хотя бы о его существовании. И потому такого рода доказательства столь немодны, что редко кому известны даже и с исторической стороны, то есть вполне могут быть неизвестны даже теологам — лицам, претендующим на научное знание религиозных истин.
 
Доказательства бытия бога возникли из потребности удовлетворить мышление, разум, но в новейшей культуре эта потребность заняла совершенно иное по сравнению с прежним временем место; прежде всего следует упомянуть о тех новых точках зрения, которые сложились теперь в этой области, но поскольку в общих чертах они известны, а прослеживать их вплоть до самых основ сейчас нет возможности, то можно лишь напомнить о них, ограничившись той их формой, какая складывается на почве христианства и в его пределах.

 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Warden