Гергей – История папства

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Енё Гергей – История папства
Термин «папа» по-гречески означает «отец». В первые века христианства это название применялось для всех епископов, а первоначально — для всех священников, пользовавшихся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы еще назывались «папами». Но начиная с VII века титул «папа» давался уже исключительно римскому епископу: это отражало процесс формирования учения католической (западной) церкви о примате (верховенстве) римского епископа.
 
Согласно этому учению, папа является наследником Святого Петра в римском епископате и в силу этого обладает верховенством в церкви. Власть папы — это высшая и юридически полная власть над всей церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на все управление церковью. Выдающийся венгерский юрист-теолог, кардинал и глава венгерской церкви Юстиниан Шереди так сформулировал положение о законодательной, судебной и наставнической власти папы:
 
«Римский папа, как зримый глава Храма Христова, милостью Божьей осуществляет высшую, полную, единую и непосредственную юрисдикцию над всеми частями Святой матери-церкви и над всеми ее членами во всех религиозных, моральных, дисциплинарных вопросах и в делах управления церковью…»
 

Енё Гергей – История папства

Пер. с венг. О. В. Громова. — М.: Республика, 1996. — 463 с.
ISBN 5-250-01848-3


Енё Гергей – История папства - Содержание

От автора 
Папство - что это такое? 
"Tu es Petrus"
  • (Образование епископальной церкви в I-III веках) 
  • Возникновение христианства и древняя церковь 
  • Формирование епископальной церкви 
  • Епископ Рима 
Формирование папства. Между Византией и варварами (IV-VIII века) 
  • Поворот, предпринятый императopoм Константином 
  • Нетерпимая церковь (IV век) 
  • Папство в Западной Римской империи (V век) 
  • Папство во времена господства готов и византийской реставрации (VI век) 
  • Папа Григорий I Великий (590-604) и его преемники 
Папство в раннем Cредневековье (VIII-ХI века) 
  • Создание союза с франками (VIII век) 
  • Папство под сенью франкской империи (IX век) 
  • Подъем папства с помощью германо-римских императоров (Х век) 
  • Папы - реформаторы церкви (Х век) 
Возвышение папства: христианство в средние века (ХII-ХIII века) 
  • Понтификат Григория VII и его борьба за инвеституру (1073-1122) 
  • Борьба пап против норманнов и римлян (Первая половина ХII века) 
  • Борьба пап с Фридрихом Барбароссой (Вторая половина ХII века) 
  • Папство на вершине власти: Иннокентий III (1198-1216) 
  • Последний акт борьбы между папой и императором (Первая половина ХIII века) 
  • Путь пап в Авиньон (Вторая половина ХIII века)
Путь пап от Авиньона до Констанца. Папство в период позднего Средневековья (XIV-XV века) 
  • Авиньонские папы на службе французского короля 
  • Создание папской бюрократии 
  • Формирование конциляризма в эпилоге борьбы паны с императором 
  • Упадок авиньонского папства (1334-1377) 
  • Папа против папы. Великий раскол (137-1414) 
  • Констанцский собор (1414-1418) 
  • Борьба между конциляризмом и папизмом (141-1447) 
Папство на заре нового времени (Ренессанс, Реформация, Контрреформация, 1447-1648)
  • Папы периода Ренессанса (1447-1521) 
  • Борьба папства против Реформации (1521-1545) 
  • Папы времен Тридентского собора (1545-1563) 
  • Воинствующие папы контрреформации (Bторая половина ХVI века) 
  • Папы эпохи религиозных войн (Первая половина XVII века) 
Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648-1815)
  • Борьба с идеями эпохи (ХVIII век) 
  • Борьба пиистов с Французской революцией и с Наполеоном (1775-1815) 
Папы против хода истории (XIX век) 
  • Папы времен Священного союза (1815-1830)
  • Борьба папства с либерализмом (Понтификат Григория XVI) 
  • Разочарования непогрешимого папы (Понтификат Пия IX) 
  • I Ватиканский собор (1869-1870) и его последствия (1870-1878) 
Папство и буржуазное общество (1878-1958)
  • Новая политика "разрешения и связывания" (Лев XIII, 1878-1903) 
  • Адаптационные помехи (Пий Х, 1903-1914) 
  • Период между войной и миром (Бенедикт ХV, 1914-1922) 
  • Понтификат Пия XI (1922-1939) 
  • Поиск выхода и безвыходность (Пий XII, 1939-1958) 
Папство наших дней
  • Папа аджорнаменто и собора (Иоанн XXIII, 1958-1963) 
  • Собор и папа взвешенного прогресса (Павел VI, 1963-1978) 
  • Quo vadis, Sancte Pater? (Иоанн Павел 1, 1978, Иоанн Павел II) 
Список пап и антипап
 

Енё Гергей – История папства - Возникновение христианства и древняя церковь

 

Согласно официальному учению христианских церквей, христианство и церковь возникли в Палестине в период правления императоров Августа (31 год до н. э. — 14 год н. э.) и Тиберия (14–37 годы н. э.). Палестина, которая в силу своего географического положения почти постоянно находилась под иноземным владычеством, являлась с 586 года н. э. политическим придатком то Египта, то месопотамских государств, то Римской империи. Населявшие Палестину еврейские племена никогда не теряли надежды вернуть свою независимость. Они ждали Мессию, Божественного посланника, который принесет им освобождение, спасение от рабства, неволи. Идея прихода Мессии пустила глубокие корни в их сознании, приспосабливаясь к историческим обстоятельствам.
 
Римский полководец Помпей в 63 году до н. э. занял Иерусалим и присоединил Палестину к провинции Сирия. В период правления союзника Рима, выходца из Эдома — Ирода, давно теплившаяся в кругах еврейского народа идея Мессии получила широкое распространение, можно сказать, стала экзальтированной мечтой. В этих условиях и появился на сцене основатель и проповедник идей христианства — Иисус из Назарета. Основные догмы новой веры были заключены в Никейском символе веры. Подробно же новое вероучение содержится в четырех канонических евангелиях. Три первых родственных (синоптических) друг другу евангелия — от Матфея, Марка и Луки — возникли после 70 года н. э., а четвертое — от Иоанна было написано в конце I века, но лишь в конце II века эти евангелия стали основополагающими. (Слово «евангелие» (euangelion) означало у греческих классиков, например у Гомера, награду принесшему добрую, благую весть. В Новом завете евангелием, благой вестью, называли учение о Христе и само его учение, равно как и распространение его.)
 
В наши дни большинство исследователей считает Иисуса исторически существовавшим лицом. В формировании церковных догм и организационных принципов церкви большая роль принадлежит четвертому евангелию — от Иоанна — (а не трем синоптическим) и посланиям, приписываемым апостолу Павлу, впервые изложившим и апокалипсически пропагандировавшим учение Христа. Монархический принцип в строении Христовой церкви католическая теология развивала, ссылаясь в основном на Евангелие от Матфея. Согласно Матфею, Иисус, находясь с учениками в окрестностях Цезареи, на берегу Иордана, сказал Симону: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф., 16:18–19). С конца средневековья паломник, вступающий на землю Рима, видит горделивую надпись по-латыни на куполе, созданном Микеланджело в храме, воздвигнутом над могилой Петра: «Tu es Petrus et super hanc petram aedificabo ecclesiam meam, et tibi dabo claves regni coelorum».
 
Согласно христианскому учению, церковь — это зримое общество, состоящее из людей, объединяющая сила которого кроется в авторитете. Этот авторитет и есть тот камень (Петр), который является основой церкви. Из принципа авторитета следует, что воплощение авторитета — одновременно и глава церкви. Но что же символизируют ключи от небес? Ключ — это символ права и власти. Ключ от дома (от церкви) дан тому, чей это дом. Авторитет, хранящий ключ, — это Петр и его преемники, папы. Что означает власть разрешающая и связующая? Это доказательство монархической наместнической власти Петра. В древнееврейской духовной литературе и вообще у восточных народов «разрешать и связывать» было общепринятым в юриспруденции выражением для обозначения законодательства, вынесения приговора, административных распоряжений, официальных толкований законов и обоснования административных действий. Одним словом, это означало решение на основе авторитета. Элементы иерархической церкви можно обнаружить и в Евангелии от Луки, и в Деяниях святых апостолов. Петр стал центральной фигурой потому, что был человеком компромиссов и объявил себя носителем груза (Деян., 15:5—31).
 
В противовес авторитету Петра мы, однако, читаем в Евангелии от Иоанна о неоднократных колебаниях Петра (Ин. 18:25–27; 19:26; 21:15–24), потому что Иоанн считал себя лучшим и самым верным учеником Христа. Иисус передал всем своим апостолам (и их преемникам, епископам) апостольскую миссию и право управления церковью. Тогда зачем понадобилось первенство Петра? По мнению Святого Киприана, епископа карфагенского (ум. в 258 году), это было необходимо для того, чтобы и при коллегиальности сохранилось и было подчеркнуто единство церкви. Петр как апостол был равен остальным, но ему была дана внутри церкви особая, конституционная по природе власть, и, как таковая, она имела наследственный характер. Примат папства, исторически формировавшийся принцип авторитета и его практического воплощения имел первоочередной функцией сохранение единства управления и вероучения церкви.
 
Основная, упомянутая выше догма католической церкви и по сей день — учение об апостольстве. В то же время можно доказать, что легенды о 12 апостолах появились только в первой половине II века. (Образ апостольской коллегии, символизирующий 12 родовых колен Израиля, появляется в срединной группе посланий Павла.) Очевидно, апостольская конструкция возникла, когда уже на деле образовалась епископальная церковь, и этот факт узаконен ее апостольским происхождением.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя aleksandroid