Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада
Предлагаемая читателю книга является самым полным на сегодняшний день критическим изданием  текстов легендарного Гермеса Трисмегиста - основателя герметизма и науки древнего Египта.
 
Помимо традиционно включаемых в подобные сборники тестов в данное издание входят «Страсбургская космогония», тексты, касающиеся египетского бога Тота до его отождествления с Гермесом, и некоторые сочинения так называемого «Низкого герметизма», приписываемы самому Гермесу Трисмегисту: «Изумрудная Скрижаль», «Трутина Гермеса», фрагменты «Медицинской астрологии», «Койранид» и «Ста афоризмы», а также обширный раздел, включающий работы крупнейших исследователей герметической традиции - Ф. Ф. Зелинского, Л. Менара, А. Фестюжьера, Г. Йонаса, Р. Генона, Б. А. Тураева, М. Бертело, Л. Массиньона, Л. Торндайка и др. 
 

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада

Сост., коммент., пер. с др.-греч., лат., фр., англ., нем., польск. К. Бугучкого.
М.: Издательство «Новый Акрополь», 2012. - 632 с.
ISBN 978-5-91896-033-2
 

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада - Содержание

Гимн Гермесу
От составителя
ВЫСОКИЙ ГЕРМЕТИЗМ
  • Герметический свод
  • I. Поймандр Гермеса Триждывеличайшего
  • II. Вселенская речь
  • III. Священная речь Гермеса Триждывеличайшего
  • IV. Кубок, или единство
  • V. О том, что Бог невидим и в то же время в наивысшей степени явен
  • VI. О том, что Благо существует только в Боге одном, и нигде более
  • VII. О том, что наибольшее зло для людей есть незнание Бога
  • VIII. О том, что ни одно из существ не погибает и заблуждение есть то, что люди называют перемены разрушением и смертью
  • IX. О мышлении и об ощущении (Прекрасное и Благо суть только в БОге, и нигде более)
  • X. Ключ
  • XI. Ум к Гермесу
  • XII. О всеобщем уме
  • XIII. Тайная проповедь на горе о возрождении и правиле молчания
  • XIV. Здоровье души
  • XVI. Определения
  • XVII.
  • XVIII. О волнениях тела, сковывающих душу
Акслепий, или Священная книга Гермеса Триждывеличайшего, обращенная к Акслепию
  • Пролог
  • I. Иерархия и непрерывность мира
  • II. Двойная роль человека
  • III. Двойственная природа человека
  • IV. Первопричины, Бог, Материя, Дух
  • V. Иерархия богов умопостигаемых и богов чувственных
  • VI. Причины и способ сотворения всех существ
  • VII. Величие человека, наделенного умом
  • VIII. Человек - творец земных богов
  • IX. Апокалипсис
  • X. О бессмертном и смертном
  • XI. Время и вечность
  • XII. Совершенство мира полно и разнообразно в различных его частях
  • XIII. Человек - творец богов
  • XIV. Судьба (эймарменэ), Необходимость (necessitas), Порядок (ordo)
  • Эпилог и заключительная молитва
Герметические фрагменты
  • Избранные фрагменты Стобея
  • Поздние герметические фрагменты
НИЗКИЙ ГЕРМЕТИЗМ
  • Древнеегипетские магические тексты
  • Герметическая магия на греческом языке
  • Койраниды
  • Герметические тексты по астрологии и стромагии
  • Алхимия Гермеса Трисмегиста
  • Изумрудная Скрижаль
  • Афоризмы Гермеса Трисмегиста
ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ ШТУДИИ
  • Ф. Ф. Зелинский. Гермес трижды-Величайший (фрагменты из книги)
  • Л. Менар. Опыт о происхождении героических книг
  • Г. Йонас. Религия гнозиса (глава из книги)
  • Р. Генон. Традиционные формы и космические циклы (главы из книги)
  • Ф. Ф. Зелинский. Страсбургская космогония
  • Б. А. Тураев. Египетская литература (отрывки из книги)
  • Б. А. Тураев. Бог Тот (отрывки из книги)
  • М. Бертело. Происхождение алхимии (глава из книги)
  • Л. Массиньон. Введение в инвентарь арабской герметической литературы
  • Л. Трондайк. История магии и экспериментальной науки
ПРИЛОЖЕНИЯ
Комментарии
Библиография
 

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада - От составителя

 
Предлагаемая читателю книга является самым полным в мире изданием текстов Гермеса Трисмегиста - легендарного Творца мира и открывателя всех наук, чья теологическая доктрина, по выражению Ф. Ф. Зелинского, проиграла в соперничестве с христианством, но под чьим именем естественнонаучная доктрина господствовала вплоть до эпохи Просвещения и дожила до наших дней в виде астрологии и доктрины Соответствий. От фундаментальных исследований Андре Фестюжьера - четырехтомного «Герметического Свода» и четырехтомного «Откровения Гермеса Трисмегиста» - настоящее издание отличается тем, что в нем значительно сокращен критический материал, тесты, касающиеся египетского бога Тота до его отождествления с Гермесом и некоторые сочинения, приписываемые самому Гермесу Трисмегисту: «Изумрудная Скрижаль», «Трутина Гермеса», фрагменты «Медицинской астрологии», «Койранид» и «Афоризмов».  
 
Как заметила Е. Блаватская, Гермес был для большинства европейцев тем же, что и Енот для иудеев, а Идрис - для мусульман. Действительно, Гермес в античности отождествлялся с Енотом, Моисеем, Орфеем, Идрисом, Меркурием, а также с египетским Татом (Тотом, ставшим сыном Гермеса), Манефоном, Нехепсо и Петосирисом и другими мифическими и историческими личностями. Известны также различные Гермесы: предок, отец, сын, Дважды- и Триждывеличайшие, первый , пятый и т. д., являющиеся разными ипостасями одного и того же Гермеса Трисмегиста.
 
Датировать это всеобъемлющее произведени е чрезвычайно трудно: по преданиям, оно пришло к нам от богов, с долунных, допотопных (Генон, Моссиньон) времен, вбирало в себя мудрость различных народов, тщательно разрабатывалось в вавилонских и египетских храмах и дорабатывалось во времена Средневековья, постепенно преобразуясь в современные науки (теология, философия, медицина, химия, астрономия и т. д.).
 
Сравнительно точно мы можем датировать лишь самую древнюю известную нам редакцию астрологической «Книги Гермеса» - по положению большинства звезд из ее каталога: 130-60 гг. до н. э., а также первую и вторую книги «Герметического Свода»: соотвественно I-III и IV вв. н. э. Космогонические и теологические элементы уводят нас во времена авестийской книги «Дамдад-Наск» (около 500 г. до н. э.) или вообще в доисторические времена. Большинство же герметических фрагментов дошло до нас в списках, переводах и пересказах, поэтому их точная датировка не представляется возможной.
 
Мы придерживаемся разделения герметизма Зелинским на высокий (теология, философия) и низкий (естественнонаучные произведения: магия, астрология, алхимия). Высокий герметизм - это, во-первых, «Герметический Свод» - трактаты, дошедшие до нас на древнегреческом языке, на котором они, судя по игре слов, и были написаны; во-вторых, диалог «Асклепий» - латинский перевод книги, известной также в коптском варианте; и, наконец, фрагмент учения Гермеса Трисмегиста, дошедшие до нас в цитатах или изложении Стобея, Лактанция и других христианских авторов. Многочисленные и разнообразные произведения низкого герметизма мы по мере возможности характеризуем по ходу книги. Кроме того, мы считаем целесообразным привести статьи некоторых исследователей, проясняющие место и роль Тота-Гермеса и герметизма в истории цивилизации.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя rumoruka