Головин - Библия и политика

Головин - Библия и политика
Один день понадобился Моисею, чтобы вывести Израиль из Египта, и сорок лет - чтобы вывести Египет из Израиля. Когда потомки Иакова выходили из рабства, они были, скорее, многочисленным племенем, чем единым народом. Рабский менталитет формировался в них не одно поколение. Эти люди были еще не в состоянии создать собственное государство. Формально-то они уже были свободны, но снова и снова их охватывала ностальгия по временам, когда хозяева думали и решали за них.
 
Отсутствие нужды нести ответственность казалось им достойной компенсацией за бесправие и убожество, свойственные рабскому образу жизни. «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?», - возмущенно взывали они к Моисею, - «Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам?» (Исход 14:11-12). «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает» (Числа 11:5,6).
 
Но Бог не оставлял своих людей, неуклонно ведя их к заветной цели. Он «шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им... Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исход 13:21,22). Кроме того, Всевышний даровал им Тору (по-еврейски - «учение», «наставление»), дабы известны были людям Его заповеди, и Божий народ мог жить в соответствии с Его ожиданиями.
 
И хотя сами вышедшие из Египта так и остались заложниками рабского менталитета, следующее поколение, их дети, были готовы войти в Обетованную землю. Не оставляет Господь и нас - тех, кто пережил Исход из «Египта» коммунистической идеологии. Он ведет и направляет граждан Своего Царства посредством слова, запечатленного в Священных писаниях Ветхого и Нового заветов.
 
Понятие «гражданин» происходит от слова «град» (т.е. «город») так же, как и его греческий эквивалент «polites» - от «polis» («город» по-гречески). Сообщества горожан (граждан) древнегреческих городов-государств (полисов) стали изначальным земным образцом гражданского общества (politeia) - общества, формирующегося на благо собственных членов при их же самих участии. Всё то, что было связано с формированием и жизнью гражданского общества, составило понятие «политика».
 
Безусловно, главное назначение Писания - помочь верующим научиться жить достойно звания граждан Небесного Иерусалима - «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евреям 11:10). Тех же, кто «без Христа, отчуждены от общества {politeia, буквально - «гражданства») Израильского, чужды заветов обетования», Писание призывает обратиться к Господу, дабы и они были «не чужие и не пришельцы, но сограждане (sumpolites) святым и свои Богу» (Ефесянам 2:12,19).
 
Но, поскольку мы к тому же являемся еще и гражданами той страны, в которой пребываем по эту сторону бытия, нам надлежит учиться и здесь, «под солнцем», созидать политику (общественную жизнь) в соответствии с Божьим замыслом, открываемом в Писании. Как минимум - учить этому своих детей. Чтобы если не нам, то хотя бы им удалось построить общество, в основание которого были бы заложены права и достоинство его граждан в соответствии с принципами, которые Творец открывает нам в Своем слове.

 

Сергей Головин - Библия и политика - Основания гражданского общества - Учебное пособие по правовой апологетике

 
К.: Книгоноша, 2015. — 144 с.
ISBN 978-617-7248-09-4

 

Сергей Головин - Библия и политика - Основания гражданского общества - Учебное пособие по правовой апологетике - Содержание

  • 1. Происхождение власти и закона
    • 1.1. Кодекс Хаммурапи и Закон Моисеев
    • 1.2. Первозданные отношения власти
    • К слову: Происхождение гендерной иерархии
    • 1.3. Ноев завет
    • 1.4. Нравственное основание Закона
  • 2. Четыре законодательные сферы в Библии
    • 2.1. Нравственный закон
    • 2.2. Церемониальный закон
    • 2.3. Общественный закон
    • 2.4. Юридический закон
    • 2.5. Единство законодательных сфер в Торе
  • 3. Четыре правовые сферы в Библии
    • 3.1. Иерархия правовых сфер
    • 3.2. Распределение функций общества по правовым сферам
    • 3.3. Неотъемлемые права
  • 4. Естественное право и позитивное право
    • 4.1. Основные положения теории естественного права
    • 4.2. Законодательное закрепление естественного права
    • 4.3. Теория позитивного права
    • К слову: Библейский коммунизм
    • 4.4. Естественное право в международном законодательстве
  • 5. Естественный нравственный закон
    • 5.1. Существование естественного нравственного закона
    • 5.2. Обоснование естественного нравственного закона
    • 5.3. Происхождение естественного нравственного закона
    • 5.4. Возражения о происхождении естественного нравственного закона
  • 6. Церковь и государство
    • 6.1. «Образ и начертание»
    • К слову: Печальный прецедент
    • 6.2. Роль Церкви в обществе
    • 6.3. Отношение государства к Церкви
    • 6.4. Разделение Церкви и государства
    • 6.5. Верующие и власть
  • 7. Формы государственного правления
    • 7.1. Анархия
    • К слову: Об анархизме
    • 7.2. Теократия
    • 7.3. Монархия
    • 7.4. Тоталитаризм
    • 7.5. Олигархия
    • 7.6. Демократия
    • 7.7. Республика
  • 8. Политический контекст евангельских событий
    • 8.1. Становление политической системы античного Израиля
    • 8.2. Основания государственности Израиля
    • 8.3. Политические течения античного Израиля
  • 9. Принципы гражданского правления
    • 9.1. Бог - Творец человечества
    • 9.2. Всякий человек грешен
    • К слову: Библия и самозащита
    • 9.3. Власти должны быть покорны Богу
    • 9.4. Власти должны служить народу
    • 9.5. Власти должны поощрять добро и наказывать зло
    • 9.6. Власти должны защищать права и свободы граждан
    • 9.7. Власти не в силах изменить сердца людей
    • 9.8. Граждане должны быть покорны властям
    • 9.9. Граждане должны быть покорны Богу
    • 9.10. Бог нелицеприятен
  • 10. Власть Христова
 

Сергей Головин - Библия и политика - Основания гражданского общества - Учебное пособие по правовой апологетике - Отношение государства к Церкви

 
При этом важно не забывать, что в соответствии с Писанием Церковь - это не общественная организация или гражданское объединение, а сообщество поклоняющихся Богу. Церковь - не то, куда мы ходим, а то, кем являемся благодаря нашим с Ним отношениям. Члены Церкви могут быть или не быть гражданами государства, но сама Церковь как таковая частью государства не является. Она бытует в другом измерении, вне пространства его юрисдикции. Государственная власть ограничена этим миром, Церковь же - «не от мира сего» (Иоанн 18:36).
 
Поскольку для государства такое положение вещей весьма неудобно, оно постоянно пытается превратить Церковь в общественный институт, заставить ее играть по своим правилам - будь то через поощрение или же через принуждение. Государство может лишить общину регистрации или, наоборот, освободить ее от налогообложения. Государство может отобрать церковное здание или выделить таковое. Государство может преследовать членов Церкви или предоставлять им льготы. Государство не может лишь одного - прекратить существование Церкви. Верные Богу будут оставаться Церковью, где бы и в каких обстоятельствах они бы не находились - и «под солнцем», и в вечности. Как уже не раз было сказано, не государство наделило Церковь ее особыми правами, не ему их у нее и отбирать.
 
Когда же церковь начинает играть по правилам государства, любодействовать с царями земными и роскошествовать, доставляя богатства купцам земным (Откровение 18:3), когда она позволяет властям превращать себя в общественный институт, она тут же оказывается в подчинении государства и под его контролем. Как заметил Г. К. Честертон, «добрые отношения между государством и Церковью полезны для государства и вредны для Церкви». Иаков, брат Господень, предупреждает: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру у тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?» (Иакова 4:4,5).
 
Влияние Церкви на государство неизбежно. Убеждения политиков сказываются на их отношении как к средствам достижения власти, так и к способам ее использования. Поэтому сообщество верующих, живущих достойно звания, в которое они призваны (Ефесянам 4:1), «подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Матфея 13:33).
 
Но у этой медали есть и другая сторона. Нечестивые политики всегда злоупотребляли и будут злоупотреблять религиозными убеждениями народа. Монтескье (1689-1755) оправдывает такое положение вещей следующим образом: «Даже если бы религия могла оказаться бесполезной для подданных, она всё-таки осталась бы полезной для государей, для которых, как для всех, кто не боится человеческого закона, она составляет единственную узду... Вопрос вовсе не в том, что лучше: чтобы отдельный человек или целый народ вовсе не имели религии или чтобы они злоупотребляли той, которую имеют. Вопрос заключается в том, какое зло меньше: чтобы люди от времени до времени злоупотребляли религией или чтобы её у них вовсе не было». Вторит ему и Вольтер (1694-1778): «Давайте же, братья мои, по крайней мере, посмотрим, насколько полезна такая вера (представления о Боге, который наказывает и вознаграждает) и насколько мы заинтересованы в том, чтобы она была отражена во всех сердцах. Принципы эти необходимы для сохранения человеческого рода».
 
Когда люди сами берутся определять, что есть благо, и что - зло, понятия истины и справедливости неизбежно заменяются рассуждениями о полезности и целесообразности. Писание приводит множество примеров, когда разделение руководства Церковью и государством служило залогом того, что народ Божий должным образом различал Божье и кесарево. Так, когда предводителем Израиля был человек Божий Моисей, роль предстоятеля народа перед Богом исполнял его брат Аарон. Впоследствии цари Израиля восставали из колен Вениамина (Саул), Иуды (Давид и его потомки), Ефрема (Иеровоам и последующие ему правители Северного царства). Но никогда в Божьем народе не было царя из колена Левина, предназначенного ко священству. Приводит Писание и обратный пример:
 
«Когда [Озия] сделался силен, возгордилось сердце его на погибель, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, - а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челеего, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли» (2 Паралипоменон 26:16-21).
 
Даже Христос отказывался брать на себя функции мирского правления в Свое Первое пришествие. «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Луки 12:13,14). «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Иоанна 6:15).
 
Пока не сотворены новое небо и новое земля (Исайя 65:17, Откровение 21:1); пока Вавилон, мир греха, еще не уничтожен окончательно; пока всё, - и земное и небесное, - не соединено еще под единой властью Христа, государство и Церковь сосуществуют не смешиваясь. У них - разные сферы ответственности. Ответственность Церкви - обличать мир «о грехе и о правде и о суде» (Иоанна 16:8). Ответственность правительства — обеспечение порядка и справедливости в пораженном грехом мире.
 
Апостол Павел пишет: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Римлянам 13:4). Петру же Иисус говорит: «дам тебе ключи Царства Небесного» (Матфея 16:18,19) и «вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Иоанна 18:11). Христос не вверяет ни меча - Петру, ни ключей от Царства - начальнику.
 
Исходя из разницы в сферах ответственности правительства и Церкви, разнятся как их роли по отношению к обществу, так и средства, которыми они действуют. Церковь указывает путь к праведности и учит, что есть добро; правительство же наказывает (по крайней мере - должно наказывать) творящих зло. Церковь выполняет роль пастыря, правительство - погонщика. Церковь осуществляет нравственное водительство, правительство использует методы поощрения и принуждения. Когда Церковь обладает земным авторитетом, у нее всегда возникает соблазн потянуться к мечу, использовать методы мирской власти. В этом плане весьма поучительна история, когда Иисус «послал вестников пред лицем Своим; и они поюли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него, но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи!хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Луки 9:51-56). Ученики еще не понимают разницы между властью земной и властью небесной. Когда земные правители сталкиваются с проявлением неповиновения, их естественная реакция - наказать непокорных в назидание прочим. Бог же предоставляет людям выбор - следовать за Ним или нет: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие; избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30:19). Если нас не принимают в этом селении, - мы пойдем в другое. Снова и снова Иисус говорит о ненасильственном пути распространения Божьего Царства: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Матфея 26:52,53).
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя andrua