Головин - Есть ли Бог

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Сергей Головин - Есть ли Бог?
Философы не любят слова «бог». Они всячески избегают его. Но в основании любого философского построения заложен вопрос: что является высшей реальностью? И каким путем рассуждения мы бы ни шли, какие эвфемизмы не использовали бы (будь то «первичное начало», «верховное существо» и т. п.), все виды мировоззрений можно разделить на две категории: теизм (от греческого «теос», бог) и гуманизм (от латинского «humanus», человек).
 

Сергей Головин - Есть ли Бог?

Издательство Книгоноша, 2017. - 96 с.
ISBN 978-617-7248-76-6
 

Сергей Головин - Есть ли Бог? - Содержание

  • W, М&М и доказательства бытия Божьего. Предисловие        
  • Беседа на Патриарших       
  • Главный персонаж  
  • Почти правда           
  • «Пять путей»           
  • Сущность Бога. Онтологические аргументы     
  • Две твердыни          
  • Выше не бывает      
  • Бог как первопричина. Космологические аргументы   
  • Кто сотворил Бога?
  • Беседа о начале        
  • Вселенная и термодинамика         
  • Изолирована ли вселенная?          
  • Открытие начала     
  • Бог и порядок. Телеологические аргументы      
  • Кто это сделал?       
  • О часовщике            
  • Дарвин и глаз          
  • Несократимая сложность   
  • О жирафах и дятлах            
  • Тонкая настройка    
  • Антропный принцип         
  • Вера и наука            
  • Бог и математика    
  • Вначале была информация            
  • О пчелах и инопланетянах            
  • Возвращение к Отцу          
  • Добро и зло. Этические аргументы         
  • В поисках консенсуса        
  • О совести     
  • Доказательство от Канта    
  • «Седьмое доказательство»
  • Нужда в Боге. Экзистенциальные аргументы    
  • Встреча с Богом. Эвиденциальные аргументы  
  • Знание о Боге. Априорные аргументы    
  • Преимущества веры. Прагматические аргументы        
  • Делаем ставки         
  • Истина и польза      
  • По плодам    
  • Всеведенье Божье. Текстуальные аргументы     
  • Властелин истории
  • Властелин мироздания       
  • Лжец, Безумец или Бог      
  • В Божьем свете. Эпистемологические аргументы        
  • Откуда я взялся?      
  • От атеизма к вере    
  • Я вижу          
Библиография          
Об авторе                 
 

Сергей Головин - Есть ли Бог? - Кто сотворил Бога?

 
Наверняка вам доводилось слышать вопрос: если Бог сотворил мир, кто же тогда сотворил Бога? За поверхностной наивностью этого вопроса скрыт весьма глубокий философский принцип: из ничего не получится нечто. Абсолютное ничто не может быть причиной чего бы то ни было. Ничто не может породить что-то. Если когда-то не было ничего, то и сегодня ничего не должно быть. А раз что-то существует сейчас, значит, что-то существовало всегда. Таким образом, наличие зависимого, ограниченного и конечного бытия доказывает существование Бога. Рассуждения, основанные на этом принципе, получили название космологических аргументов (от греческого «космос» - мир, порядок, устройство)…
 
Традиционно аргумент «калам» формулировался в виде диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопрос, а ученик, рассуждая вслух, должен был найти ответ, который становился отправной точкой для следующего вопроса. Итак,
  1. «Скажи, имел ли мир начало?» Есть только два варианта ответа на этот вопрос - либо да, либо нет. Но если предположить, что мир не имел начала, мы приходим к противоречию, потому что невозможно достичь бесконечности, бесконечно прибавляя по одному дню - общее число дней всегда будет оставаться конечным. Если бы до настоящего дня прошло бесконечное время, то нынешний день никогда бы не наступил. Следовательно, отрицательный ответ несостоятелен, и мир имел начало.
  2. «Скажи, имело ли начало причину?» Ничто не происходит беспричинно. Любое событие имеет причину, даже если таковая нам неизвестна. Начало мира - событие, а, значит, и у него должна быть причина.
  3. «Скажи, была ли причина личностью?» Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, что бывают два вида причинности. Представьте: мальчик, бросив камень, разбил стекло. Причиной того, что стекло разбилось, стал попавший в него камень. Это - так называемая причинность первого рода, причинность типа «состояние/состояние»: состоянию «разбитое стекло» предшествовало состояние «летящий камень». Но какое состояние предметов стало причиной того, что камень полетел? Никакого! Он полетел оттого, что мальчик решил его бросить. Это - причинность второго рода, волеизъявление, на которое способна только личность. Поскольку же начало мира стало самым первым в мире событием, никакое иное событие в мире ему не предшествовало. Следовательно, причина возникновения мира не может быть причиной первого рода. Значит, мир возник в результате волеизъявления, и причина его возникновения была личностью. Ее мы и называем Богом.
Однако давайте вернемся к исходному вопросу: если Бог сотворил мир, кто же, тогда, сотворил Бога? Наивность такой формулировки - в предположении, что все сущее может быть временным, случайным, необязательным. Но в том-то и дело, что, как мы уже убедились, если что-то существует сейчас, значит, что-то существовало всегда. А то, что существует всегда, не имеет начала и в причине не нуждается.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.7 (3 votes)
Аватар пользователя brat Ryzhkov