Головин - По образу и подобию

Сергей Головин - По образу и подобию
Герой фильма «Моя большая греческая свадьба» -современный эллин, ассимилировавшийся в Америке (ну, почти ассимилировавшийся), - любил повторять: все слова имеют греческие корни. Как минимум, по отношению к понятию «антропология» он прав. Происходит оно от греческих слов «антропос» («человек») и «логос» («слово, учение»). Таким образом, антропология есть учение о человеке и, в частности, - о его происхождении, бытии и сущности.
Антропология - фундаментальная мировоззренческая дисциплина. По сути, мировоззрение - это очки, через которые мы воспринимаем всё, что нас окружает. Любые наши представления о мире и том, что в нем, зависят от наших убеждений о человеке.
По большому счету, понятие «мировоззрение» можно свести к четырем простым вопросам:
•         Кто я такой?
•         Откуда я взялся?
•         Зачем я здесь?
•         Что со мной будет потом?
Наш ответ на любой другой вопрос будет, в конечном счете, зависеть от того, как отвечаем мы на эти четыре.
Причем, в первую очередь - на вопрос «Откуда я взялся?», поскольку наше происхождение определяет и нашу сущность, и наше предназначение, и наш удел как по эту, так и по ту сторону нынешней жизни.
 

Сергей Головин - По образу и подобию - Происхождение, сущность и предназначение человека 

К.: Книгоноша, 2017 - 344 с.
ISBN 978-617-7248-52-0
 

Сергей Головин - По образу и подобию - Происхождение, сущность и предназначение человека - Содержание

1. Зачем нужна библейская антропология
  • 1.1.Что такое антропология
  • 1.2.Небиблейские истоки антропологии
  • 1.3.Библейские основания антропологии
  • 1.4.Смежные дисциплины
  • 1.5.Двойственность сущности человека
  • 1.6.Экологический аспект предназначения человека
2. Образ и подобие
  • 2.1. Необходимость смирения
  • 2.2. Единство в разнообразии
  • 2.3. О соотношении терминов
  • 2.4. О значении терминов
  • 2.5. О влиянии грехопадения
  • 2.6. Свидетельства Писания
3. Природа человека
  • 3.1. Дихотомия и трихотомия
  • 3.2. «Трехмерность» творения
  • 3.3. Дух и душа
  • 3.4. Особенности сотворения человека
  • 3.5. Происхождение «индивидуальной души»
  • 3.6. Влияние грехопадения
4. Принадлежность и обладание
  • 4.1. Хорошо - Нехорошо - Хорошо весьма -Совсем нехорошо
  • 4.2. Тендерная синергия в Божьем домостроительстве
  • 4.3. Происхождение тендерной иерархии
  • 4.4. Ограниченность тендерной иерархии
5. Падшая природа человека
  • 5.1. Сущность грехопадения
  • 5.2. Последствия грехопадения
  • 5.3. Пребывание во грехе
  • 5.4. Многомерность благовестил
6. По ту сторону смерти
  • 6.1. Непостижимость бытия вне времени
  • 6.2. Неоднозначные тексты
  • 6.3. Царство смерти
  • 6.4. Воскресение в бессмертие
7. Ранняя история человечества
  • 7.1. Первые семьи и близкородственные браки
  • 7.2. Воплощение культурного мандата
  • 7.3. Кто такие «нефилим»?
  • 7.4. Происхождение народов
  • 7.5. Прирост населения
  • 7.6. Происхождение «рас»
8. Эволюционные представления о человеке
  • 8.1. Подготовка почвы
  • 8.2. Развитие идеи
  • 8.3. Крушение идеи
  • 8.4. Продолжение поисков
9. Ценность человека
  • 9.1. Атеистическая аксиология
  • 9.2. Теистическая аксиология
  • 9.3. Самооценка человека
  • 9.4. Права человека
  • 9.5. Святость человеческой жизни
10. Восстановление образа
  • 10.1.Христос - совершенный образ Божий
  • 10.2.Уподобление Христу
Библиография
Об авторе
 

Сергей Головин - По образу и подобию - Происхождение, сущность и предназначение человека - Предисловие 

 
Ничто не интересует человека настолько сильно, как он сам. С появлением такого понятия как «сэлфи» это стало особенно очевидно. Весь мир вокруг, будь то природа, архитектура, скульптура, живопись, - что угодно, оказывается лишь задним планом для тех, кто в любой ситуации желает запечатлеть себя, любимого.
 
С другой стороны, если мы не знаем, кто мы, мы не можем по достоинству оценить и то, что нас окружает. Всё в этом мире мы воспринимаем через призму самих себя. Мы являемся собственным фильтром своего восприятия. Кант был недалек от истины.
Цель этой книги - помочь читателю «выйти из себя», чтобы посмотреть на себя со стороны и сравнить то, что говорит о человеке Библия, с небиблейскими учениями о человеческой природе. Ее цель - постараться разобраться, кто мы такие, зачем мы существуем, насколько мы в состоянии исполнять свое предназначение, и что мы для этого должны делать.
 
Эта книга - очерк библейской антропологии в свете христианской апологетики. Предполагаю, что необходимость в чем-то подобном назрела уже давно. В то время как рассмотрение вопросов, связанных с происхождением, сущностью и предназначением человека, остаются сферой интереса специалистов в академической среде систематического богословия, слишком много небиблейских идей, относящихся к этой сфере, привносится в церковь. Немало таковых и выносится из нее.
Заранее хочу предупредить: здесь не предпринимается попытка сформулировать какое-либо новое учение, либо опровергнуть уже существующие. Наша задача - научиться критически оценивать с точки зрения Писания любые представления о человеке, выделяя сильные и слабые их стороны в соответствии с апостольским наставлением все испытывать и не мудрствовать сверх того, что написано (1 Фессалоникийцам 5:21,1 Коринфянам 4:6).
 
Прекрасный пример такого подхода мы находим в Книге Деяний, где благомысленные Верийцы «приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). Или, как этот же текст звучит в переводе Международного библейского общества: «Верийцы были людьми более открытыми... Они с большим интересом восприняли сказанное Павлом и каждый день исследовали Писания, чтобы проверить, соответствует ли услышанное ими истине». Таким образом, библейскому пониманию благомысленности или открытости к Божьей вести чуждо безосновательное легковерие и, тем более, суеверия, им порождаемые. Всякая идея должна поверяться истинами, явно открытыми в Слове Божьем.
 
По ходу чтения вы будете удивлены, увидев, сколько идей, столь популярных как в церкви, так и вне ее, сформировались не на основе Писания, а «по заповедям и учению человеческому». Апостол предупреждает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колоссянам 2:8). Последуем же примеру благомысленности верийцев.

Везде, насколько это только возможно, мы будем целенаправленно поверять свои рассуждения по тексту Писания.

 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя asaddun