Грановская - Психология веры

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Грановская Рада - Психология веры
С глубоким волнением и множеством сомнений начинала я эту книгу . Нет числа великим умам, бившимся над проблемами веры. Ведь это целый мир, и автор поневоле чувствует себя муравьем, которому предстоит взобраться на одну из самых высоких гор. Единственное облегчение, да и то слабое, — это то, что я решаюсь взглянуть на религию исключительно со своих профессиональных позиций психолога и делаю попытку ответить лишь на некоторые вопросы. Чем же отличаются и в чем сходны мировые религии?
 
Какие же душевные потребности удовлетворяет вера? Почему она так важна для человека? Способен ли человек без высших ценностей оставаться человеком? Наконец, почему в переломные, самые тяжелые периоды жизни как отдельных личностей, так и целого народа наблюдается ощутимый поворот в сторону веры? Так много вопросов и так важно ответить на них сегодня. Почему сегодня и почему мне, психологу? На последний вопрос ответить, пожалуй, несколько проще. Наша страна, значительная часть ее народа переживают сейчас трудный период. Первое, что бросается в глаза в бытовом общении, — это непривычный для наших сограждан дефицит доверия между людьми. Кроме того, возникло ощущение хаоса в обществе, страх насилия, обострились экологические проблемы. Понятно, что никакие богатства и комфорт жизни не смогут принести нам мир и счастья, если не будет необходимого доверия между согражданами.
 
Иными словами, изменения происходят не только в общей картине мира, но и в психике отдельного человека. Глубинные изменения в обществе приводят к необходимости пересмотреть свои представления о смысле жизни, осознать свою ответственность за будущее близких людей и всей страны. Обращая свои взоры к тем благополучным странам, где восхваляются достижения цивилизации, мы замечаем, что и у них процветают расовые предрассудки и то и дело вспыхивают религиозные разногласия. Отсюда становится понятным, что до тех пор, пока мы не воспитаем взаимное доверие и терпимость, не будет сделан решающий шаг к достижению душевного равновесия ни внутри страны, ни мира между народами.
 

Грановская Рада - Психология веры

2-е изд., перераб.
СПб.: Питер, 2010. 480 с: ил.
(Серия «Мастера психологии»)
ISBN 978-5-49807-490-0
 

Грановская Рада - Психология веры - Оглавление

Введение
Часть I Психологический аспект религий мира
Глава 1. Индуизм
  • Об индуистских богах
  • Канон — Веды
  • Представление о мироздании
  • Мораль и нравственность
  • Учение о кастах
  • Обряды и ритуалы
  • Отношение к труду и знанию
  • Прогрессивные элементы индуизма
  • Основные положения и особенности индуизма
Глава 2. Зороастризм
  • Основоположник
  • Канон — Авеста
  • Мировосприятие
  • Мораль и нравственность
  • Ритуалы и обряды
  • Отношение к труду и знанию 
  • Демократизм ранней формы 
  • Сравнение с другими религиями 
Глава 3. Буддизм 
  • Основоположник 
  • Канон — Трипитака
  • Основные положения буддизма 
  • Мировосприятие 
  • Хинаяна и махаяна 
  • Мораль буддизма
  • Психология буддизма
  • Ритуалы и обряды
  • Отношение к труду и знанию
  • Демократизм раннего буддизма 
  • Сравнение с другими религиями 
Глава 4. Конфуцианство 
  • Основоположник 
  • Канон — Десять крыльев 
  • Основные постулаты учения 
  • Мировосприятие 
  • Мораль и нравственность 
  • Ритуалы и обряды 
  • Отношение к труду и знанию 
  • Демократизм конфуцианства 
  • Сравнение с другими религиями 
Глава 5. Иудаизм
  • Основатель 
  • Канон — Танах 
  • Основные положения иудаизма 
  • Представление о мироздании 
  • Психологизм иудаизма 
  • Мораль и нравственность 
  • Ритуалы и обычаи 
  • Отношение к труду и знанию
  • Демократизм раннего иудаизма 
  • Сравнение с другими религиями 
Глава 6. Христианство 
  • Основоположник 
  • Канон — Библия 
  • Основные положения 
  • Мировосприятие 
  • Мораль и нравственность 
  • Психологические аспекты христианства 
  • Ритуалы и обряды 
  • Отношение к труду и знанию 
  • Демократизм раннего христианства 
  • Сравнение с другими религиями 
Глава 7. Ислам 
  • Основоположник 
  • Канон — Коран 
  • Мировосприятие 
  • Мораль и нравственность 
  • Пути познания себя в исламе 
  • Обряды и ритуалы 
  • Отношение к труду и знанию 
  • Демократизм ранней формы ислама 
  • Сравнение с другими религиями
Часть II Место веры в структуре психики
Глава 8. Воздействие веры на восприятие мира
  • Что такое вера? 
  • Соотношение веры, чувства и науки 
  • Бессмертие как религиозное преодоление страха 
  • Психология просветления 
  • Потребность в великой цели и свободе
  • Психология обрядов и культовых действий 
Глава 9. Модель мира и ее изменение под влиянием веры
  • Функции модели мира 
  • Элементы модели мира 
  • Архитектура модели мира — иерархия 
  • Динамика процессов в модели мира 
  • Представление себя в модели мира 
  • Изменение смысла жизни под влиянием веры 
Глава 10. Вторжение в психику и разрушение личности тоталитарной сектой 
  • Питательная среда 
  • Группы лиц, пополняющих тоталитарные секты 
  • Как встречает неофита секта? 
  • Ограничения, налагаемые сектой на личность 
  • Приемы изменения психики обращенного 
  • Проблемы реабилитации 
Заключительное обсуждение 
  • Эволюция представлений о Боге 
  • Каноны — колыбель развития языка и стиля 
  • Этапы становления морали
  • Прогресс в понимании мироздания 
  • Научные идеи, подлежащие развитию 
  • Социализация через обряды и ритуалы 
  • К чему идем?
Библиография
 

Грановская Рада - Психология веры - К чему идем?

 
Религия и сегодня продолжает оставаться хранительницей вневременных ценностей, забвение или разрушение которых означало бы универсальную деградацию. Жизнестойкость религиозных верований связана с тем, что они развиваются и эволюционируют по своим собственным законам, изменяются одновременно со всей совокупностью существующих представлений, подвергая их лишь специфической переработке. В наше время развитие систем транспорта, торговли и массовой информации привело к великому смешению народов и верований. В начале XXI в. на фоне ухудшения экологии и генофонда человечества мировоззрение, опирающееся только на естественные дисциплины, оказалось в кризисе. Это и определило новый поворот общества к вечно живым мировым религиям. Вместе с тем, пристальное внимание к ним сопровождается опасениями, не перейдет ли вера в усложняющихся условиях жизни в исступленный фанатизм, не усугубит ли она ситуацию за счет межконфессиональных конфликтов?
 
Однако анализ происходящего показывает, что религия как объединяющий фактор обладает определенной гибкостью, содержит семена терпимости к другим учениям. Враждебность к «чужим» верованиям неприемлема в мире, где максимум коммуникации становится основой благополучия. Пришло время кардинально именить ситуацию, поскольку мир нужен не только для решения проблем экономического роста, но и для выживания человечества. В наши дни каждому необходимо сознавать, что возможны такие религиозные воззрения и ощущения, которые столь же священны, как его собственные, и все же совершенно отличны от понятных и даже недоступных для него воззрений. Поэтому вопрос взаимной толерантности, переместившись в межрелигиозные отношения, привел к выводу , что гибкость контактов является следствием понимания, что любая непримиримость с другими учениями одновременно выступает и как средство самоубийства.
 
Многие международные организации прилагают усилия для укрепления взаимной религиозной терпимости. Так, 2 февраля 1993 г . прошла 44-я сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, на которой был принят текст постановления. В нем констатировалось, что этические ценности представлены в каждой мировой религии по-разному , поэтому Ассамблея пришла к решению максимально способствовать молодежи в изучении чужих религиозных традиций, так как знание их — верный путь к пониманию мышления других народов. Ведь только сравнение позволяет обнаружить тождественные структурные элементы религиозного сознания и практики разных мировых религий и таким образом ведет к взаимной приемлемости. Первейшей потребностью нашего времени была признана задача преодоления конфессиональной вражды и утверждения толерантности. При этом особо подчеркивалась важность предотвращения двух опасностей — полной дезинтеграции системы ценностей, когда каждый живет по собственному разумению и в соответствии со своими жизненными установками, и тотальной регламентации общественной жизни.
 
Исходя из этой позиции Ассамблея призвала уделить особое внимание разработке специальной учебной литературы с тем, чтобы знание других религий и этических принципов послужило основой для истинной терпимости, а также защитой от предубежденности. Т ем более что религия в современном обществе все реже становится для личности следствием религиозных традиций; человек отдает предпочтение тому культу, который лучше соответствует его собственным убеждениям, не противореча его пониманию «внутренней свободы». Ассамблея постановила учредить составление «учебника сводной религиозной истории», включающего избранные труды теологов, историков, философов и психологов, а также компиляции основных текстов, документов и комментариев для изучения в школах. Мне хотелось бы надеяться, что и эта книга выступит в подобной роли. Как известно, самая древняя из религий индуизм допускает три способа продвижения к вершинам духа, ведущих к освобождению: путь знания, путь действия и путь религиозной любви. У же на этом этапе нет утверждения единственности правильного пути, а есть то, что теперь называется выбором. Индуизм вообще отличается веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям. Специфику ритуала, мифологии и догматики в разных религиях он справедливо объясняет особенностями национального характера, акцентуацией разных аспектов учения. Не навязывая всем одинаковых догм, он призывает заботиться и о тех, кто еще не нашел своего пути к Богу . Все эти возможности рассматриваются как дополняющие друг друга проекции одной истины на разные уровни человеческого сознания.
 
Распространению ислама весьма способствовала его гибкость и приспособляемость в соответствии с принципом иджмы. Этот принцип состоит в том, что только то толкование и применение текста Корана и Сунны правильно, которое принято общим согласием ученых в области религии. В этом принципе заключалась для ислама возможность свободного развития за счет внесения коррективов. Этот принцип выступает как мощный противовес против тирании мертвой буквы и личного авторитета. Он оказался выдающимся фактором пластичности. Даниил Андреев в своем трактате «Роза Мира», признавая великие достоинства большинства религиозных традиций, накопивших за тысячелетия своего существования драгоценный опыт, представляет себе единство человечества как сближение исторически возникших религий, а не создание новой. Идея его книги состоит в том, что каждая религия — неповторимый лепесток в истории человечества и поэтому перспективы их развития заключаются только в диалоге. Мне тоже более вероятным кажется путь, когда основной формой сближения верующих становится диалог вероисповеданий, в котором сохраняются древние каноны, но постепенно смягчается их несовместимость.
 
Непримиримым атеистам, сторонникам единственности научного пути стоит напомнить, что взаимодействие между религией и наукой является мощным фактором, способствующим развитию цивилизации. На вершине осознанного развития — наука, а на вершине бессознательного — религия. Их взаимодействие способствует дальнейшему духовному прогрессу человечества. Религиозная вера допускает существование противоречий с современным положительным знанием, с логикой. Вопреки разуму истина здесь может быть дана как откровение. И открывает она этот смысл не средствами рассудка, а благодаря озарению. Если вера дает наиболее глубинное восприятие мира путем непосредственного постижения, то наука позволяет разработать механизмы анализа постигнутых сущностей. Ради блага общества необходимо воспитать в людях не только взаимную терпимость к лицам различных религий, но и между верующими и атеистами, полностью полагающимися на науку, независимо от отдаленных последствий ее усилий. По этому поводу можно упомянуть одну из классических буддийских притч (212, с. 103). «Жили четверо брахманов, друживших между собой.
 
Трое из них овладели всеми науками, но были лишены рассудительности, а один наукам не был привержен, но отличался рассудительностью. Как-то они увидели кости мертвого льва. Один из них сказал: "Испытаем полученные нами знания! Давайте оживим льва силой приобретенной мудрости". Первый сказал, что знает, как соединить кости, второй — что сумеет дать ему шкуру, мясо и кровь, третий — что оживит его. Все они немедленно начали исполнять обещанное. Когда третий уже собирался оживить льва, рассудительный удержал его и сказал: "Это лев. Если его оживить, он всех нас убьет". Тогда последний ответил: "Дурак, не стану я носить в себе бесполезное знание!" Рассудительный попросил: "Подожди хоть минуту, пока я взберусь на ближайшее дерево". И едва это произошло, воскресший лев вскочил и убил всех троих. Когда же лев ушел с того места, рассудительный слез с дерева и пошел домой». Эта притча приходит мне на ум каждый раз, когда я слышу о возможных преимуществах клонирования человека.
 
Очень хочется надеяться, что все изложенное в этой книге позволило мне показать, что вера — явление универсальное и без нее ничто в жизни человека не происходит. Она может различаться лишь масштабом. Можно верить, что сегодня удастся перейти еще одну реку, а можно верить в движение человечества к великим идеалам путем духовного развития каждого и вместе с тем и всего сообщества в целом. Способность конкретного человека к вере, мера и способы ее проявления зависят от многих факторов. Это и насущные потребности, и роль темперамента, и влияние возраста. Вера преломляется и врожденными свойствами, и социальной средой, определяющей психологические особенности национального характера. Однако воздействие всех многочисленных факторов синтезируется в единой структуре — модели мира.
 
От того, что в ней выступает высшим идеалом, зависит все поведение и самочувствие человека. Если он не обрел великих целей, то теряет возможность понять, зачем явился на свет , зачем существует. Тайна земного бытия остается для него побочной проблемой и как личность он не дозревает . Жизнь его проходит в некоем полуосмысленном состоянии, без тех мощных положительных эмоций, которые только и способны перестроить всю иерархию его потребностей, то есть трансформировать модель мира. Чем более возвышенным является идеал, тем лучше организована душевная жизнь человека. Это проявляется в повышении его способности переносить жизненные трудности, умении воспринимать удары судьбы без разрушения психики, мечтать и быть в состоянии ставить перед собой сколь угодно далекие и трудные, но (в соответствии с идеалом) исключительно благородные цели. Мировые религии за длительную историю своего существования не только сформировали самые замечательные идеалы человечества, но и разработали способы реального продвижения каждого отдельного человека к этим высотам. Мне представляется, что путь этот не исчерпал себя и вряд ли когдалибо исчерпает свое благодетельное влияние на человечество.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя Андрон