Григорий Богослов - Догматические поэмы

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Григорий Богослов - Догматические поэмы
Книга впервые представляет русскому читателю сравнительно  большой массив поэтических текстов св. Григория Богослова, переведенных  размером подлинника. Тексты сопровождены комментариями и обстоятельной статьей, посвященной философско-богословской проблематике времен IV в. н. э. — первого века существования имперского христианства в  Средиземноморье.
 

Григорий Богослов - Догматические поэмы

Перевод Т. Г. Сидаша. — СПб. : Нестор-История, 2012. - 180 с.
ISBN 9-785-90598-652-9
 

Григорий Богослов - Догматические поэмы - Содержание

  • 1. Об Отце
  • 2. О Сыне
  • 3. О Святом Духе
  • 4. О космосе
  • 5. О промысле
  • 6. О том же самом [т. е. о Промысле]
  • 7. Об умных сущностях
  • 8. О душе
  • 9. О заветах и явлении Христа
  • 10. Против Аполлинария о вочеловечении
  • 11.О вочеловечении
  • 12. О неподдельных книгах боговдохновенного Писания
  • 13. Патриархи, сыны Якова
  • 14. Казни египетские
  • 15. Декалог Моисея
  • 16. О чудесах Ильи пророка и Елисея
  • 17. Эпиграмма о храме Ильи, называемом Вдовьим
  • 18. О генеалогии Христа
  • 19. Ученики Христа
  • 20. О чудесах Христа по Матфею
  • 21. Чудеса Христовы по Марку
  • 22. О Его чудесах по Луке
  • 23. О Его чудесах по Иоанну
  • 24. О Его сравнениях и загадках
  • 25. Притчи по Марку
  • 26. О притчах по Луке
  • 27. О сравнениях у четырех евангелистов
  • 28. Буря во время Христова сна
  • 29. Гимн к Богу
  • 30. Гимн к Богу
  • 31. Иной гимн
  • 32. Вечерняя песнь
  • 33. Благодарение
  • 34. Иное благодарение
  • 35. Епиклесис перед чтением Писания
  • 36. Напутствие [т. е. моление о хорошей дороге]
  • 37. Иная молитва о хорошей дороге
  • 38. Иная молитва о том же
Сидаш. Т. Г. ПОСЛЕСЛОВИЕ
  • I. Парменид глазами христианина
  • II. Григорий Богослов глазами платоника
  • Вместо заключения

Григорий Богослов - Догматические поэмы - Григорий Богослов глазами платоника

 
На фоне тысячелетней традиции античного богословия христианская традиция выглядит более чем скромно и — несмотря на наличие в ней в III—VI вв. (т. е. перед самым концом эпохи) неплохих писателей — для истории древней цивилизации она все равно остается лишь эпизодом, хотя и заключительным. Потому центральной задачей для нас является найти место христианской теологии среди богословских учений древних. Христианство — как ментальная реальность — сумело раскрыть свои потенции лишь на базе новых народов, которые само образовало и сформировало; в античности же, пусть и на ее закате, христианство (несмотря на свой исторический вес) — веса интеллектуального почти не имело. Одним словом, дело с христианами на закате античности обстояло в точности так же, как с большевиками сто лет назад в России: сила была на их стороне, гений — на стороне их проигравших врагов.

Что же до культурно-этнической картины эпохи, то можно сказать, что на тот момент существуют три разных христианства (как, впрочем, и язычества): христианство враждебных Риму старых провинциалов (каких-нибудь коптов, евреев, арабов — на востоке, кельтов — на западе); христианство поздней Империи; и христианство молодых народов — германских (а возможно, уже и славянских). Когда мы говорим об античном периоде христианства, нам нужно понимать, что перечисленные три христианства отличаются друг от друга неизмеримо более, нежели, скажем, ариане и никейцы — т. е. виды христианства внутри одной и той же имперской церкви: последние просто близняшки сравнительно с совершено иным лицом персидского или еврейского христианства, не вошедшего в имперскую орбиту.

 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя ElectroVenik