Григорий Богослов - Творения - Том 1 - ПСТСО -1

Григорий Богослов - Творения
Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе - том 1 -   ПСТСО -1

 
Святитель Григорий Богослов был вторым после святого Евангелиста и Апостола Иоанна избранным мужем, которого Православная Церковь почтила высоким наименованием «Богослов». Подобное наименование не случайно, ибо между любимым учеником Господа и каппадокийским святителем существует несомненное внутреннее сродство и духовная близость. Для личности Апостола, одного из «сынов громовых» (Мк. 3:17), характерна всецелая устремленность гор!е и непосредственное по стижение Истины, которая «как бы сияет в его уме; он чувствует и сердцем постигает ее.
 
Чтобы получить вывод, он не нуждается в длинной цепи логических построений: он созерцает вечную Истину и, как видит, так и сообщает своим возлюбленным чадам. Он просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью, с авторитетом, исключающим всякие сомнения в истинности того, что он говорит; он как будто всегда слышит Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца. Отсюда богомыслие Апостола Иоанна имеет свой корень не в рассудочной работе, но в непосредственном созерцании, в чувстве, во внутреннем опыте и есть богословие сердца». 
 
Великий Апостол, по выражению Златоустого отца, «сын грома, возлюбленный (ученик) Христов, столп церквей, сущих по вселенной, тот, кто имеет ключи от неба», запечатлел самые возвышенные черты учения воплотившегося Бога Слова в своих богодухновенных писаниях, прежде всего — в своем «Евангелии». И не случайно, что «все христианское догматическое богословие может быть извлечено из его Евангелия и некоторые догматы в нем одном и имеют свое основание».
 
Та же всецелая устремленность горе, то же удивительное единство ума и сердца, то же непоколебимое стояние на незыблемой основе духовного опыта (руководимого, естественно, Священным Писанием и Священным Преданием) — этого единственного источника подлинного богословствования характерны и для святителя Григория Богослова. Многие из этих черт нашли свое раскрытие в творениях святителя Григория, которого Преосвященный Филарет по праву назвал «Догматистом Слова». Причем понятие «догматист» в отношении святителя, как и в отношении 
 
Апостола Иоанна, предполагает прежде всего жизнь в Боге Слове, то есть жизнь в Иисусе Христе. Позднее, уже в византийскую эпоху, почетное наименование «Нового Богослова» усвояется Симеону — удивительному тайнозрителю Божиего велелепия, который «восстает против всякого отвлеченного и книжного богословия, лишенного духовной основы». Если попытаться выделить, что объединяет этих «трех Богословов», то, как отмечает иеромонах Пантелеимон (Успенский), данное единство сводится к трем основным моментам.
 
«Во-первых, полная отрешенность от мира, от всего временного, земного, неудовлетворенность настоящим и обращенность к небу, к будущему, духовному, вечному, как бы всегдашний полет в мир горний, в мир таинственной Истины и бесконечной Любви. Недаром символом Иоанна Богослова как Евангелиста является парящий орел. Черта эта настолько характерна для всех “трех Богословов”, что они еще при жизни были более небожителями, чем обитателями земли. Второю отличительною чертою наших Богословов является чистота и девственность души, цельность натуры и высокое благородство нрава. Это такие качества, которые присущи не только возлюбленному ученику и великому Богослову, но в такой же почти мере и другим Богословам. Наконец, третьею общею чертою для “трех Богословов” является несокрушимая вера, всецелая преданность Богу и горячая любовь ко Христу»
 
 

Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский - Творения - В 2 томах - Том первый - Слова

 
Прил.: Свящ. Н. Виноградов. Догматическое учение св. Григория Богослова
М.: Сибирская Благозвонница, 2007. — 896 с.
Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1). 
ISBN 978-5-91362-007-1
 

Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский - Творения - В 2 томах - Том первый - Слова - Содержание

 
МИТРОПОЛИТ ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИРПРЕДИСЛОВИЕ К ПОЛНОМУ СОБРАНИЮ ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ
ПРОФЕССОР МДА, ДОКТОР ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ А. И. СИДОРОВ ПРЕДИСЛОВИЕ К ТВОРЕНИЯМ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА

СЛОВА СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА

  • СЛОВО 1, на Пасху и о своем замедлении
  • СЛОВО 2, к призвавшим вначале, но не встретившим св. Григория, когда он стал пресвитером
  • СЛОВО 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ
  • СЛОВО 4, первое обличительное на царя Юлиана
  • СЛОВО 5, второе обличительное на царя Юлиана
  • СЛОВО 6, о мире, сказанное в присутствии отца после предшествовавшего молчания, по случаю воссоединения монашествующих
  • СЛОВО 7, надгробное брату Кесарию, сказанное еще при жизни родителей
  • СЛОВО 8, надгробное Горгонии, сестре св. Григория Назианзина
  • СЛОВО 9, защитительное, по рукоположении св. Григория Богослова в епископа Сасимского, сказанное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого
  • СЛОВО 10, защитительное, по возвращении св. Григория Богослова из уединения, сказанное им отцу своему и Василию Великому
  • СЛОВО 11, сказанное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископа
  • СЛОВО 12, сказанное отцу, когда сей поручил ему попечение о Назианзской Церкви
  • СЛОВО 13, произнесенное при рукоположении Евлалия в епископа Доарского
  • СЛОВО 14, о любви к бедным
  • СЛОВО 15, сказанное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля
  • СЛОВО 16, на память святых мучеников Маккавеев
  • СЛОВО 17, сказанное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику
  • СЛОВО 18, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в слово
  • СЛОВО 19, сказанное св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему народную перепись и уравнение податей
  • СЛОВО 20, о поставлении епископов и о догмате Святой Троицы
  • СЛОВО 21, похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому
  • СЛОВО 22, о мире, сказанное в общем собрании единоверных, бывшем после примирения
  • СЛОВО 23, о мире, сказанное в Константинополе по случаю распри, происшедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах
  • СЛОВО 24, в похвалу святого священномученика Киприана, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григориевом из села
  • СЛОВО 25, в похвалу философа Ирона, возвратившегося из изгнания
  • СЛОВО 26, произнесенное святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после Максимова покушения занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села
  • СЛОВО 27, против евномиан и о богословии первое, или предварительное
  • СЛОВО 28, о богословии второе
  • СЛОВО 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое
  • СЛОВО 30, о богословии четвертое, о Боге Сыне второе
  • СЛОВО 31, о богословии пятое, о Святом Духе
  • СЛОВО 32, о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге
  • СЛОВО 33, против ариан и о самом себе
  • СЛОВО 34, к пришедшим из Египта
  • СЛОВО 35, на память мучеников и против ариан
  • СЛОВО 36, о себе самом и к говорившим, что св. Григорий желает Константинопольского престола
  • СЛОВО 37, на евангельские слова: Егда сконча Иисус словеса сия и проч. (Мф. 19:1)
  • СЛОВО 38, на Богоявление, или на Рождество Спасителя
  • СЛОВО 39, на святые светы явлений Господних
  • СЛОВО 40, на Святое Крещение
  • СЛОВО 41, на Cвятую Пятидесятницу
  • СЛОВО 42, прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов
  • СЛОВО 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской
  • СЛОВО 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта
  • СЛОВО 45, на Святую Пасху

ПРИЛОЖЕНИЕ СВЯЩЕННИК НИКОЛАЙ ВИНОГРАДОВ - ДОГМАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА

ВВЕДЕНИЕ
Общий характер богословия св. Григория Назианзина

Часть первая. УЧЕНИЕ О БОГЕ В СЕБЕ САМОМ

ГЛАВА I. УЧЕНИЕ О БОГЕ В ЕГО СУЩЕСТВЕ
ГЛАВА II. УЧЕНИЕ О БОГЕ ТРОИЧНОМ В ЛИЦАХ
  • Учение о Святой Троице вообще
  • Учение о Лицах Святой Троицы
    • А) Учение о Боге Отце
    • Б) Учение о Боге Сыне
    • В) Учение о Боге Духе Святом

Часть вторая. УЧЕНИЕ О БОГЕ В ОТНОШЕНИИ К МИРУ

ГЛАВА I. УЧЕНИЕ О БОГЕ — ТВОРЦЕ МИРА
  • Учение о духах (пневматология)
  • Учение о человеке (антропология)
  • Учение о грехопадении человека и его следствиях
ГЛАВА II. УЧЕНИЕ О БОГЕ — ПРОМЫСЛИТЕЛЕ МИРА
  • Промышление Божие о мире вообще
  • Промышление Божие о человеке в особенности
ГЛАВА III. УЧЕНИЕ О БОГЕ — СПАСИТЕЛЕ МИРА
  • Учение о воплощении Сына Божия (христология)
  • Учение об искуплении человека (сотериология)
ГЛАВА IV. УЧЕНИЕ О БОГЕ-ОСВЯТИТЕЛЕ (Учение о таинствах)
ГЛАВА V. УЧЕНИЕ О БОГЕ — СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ
  • Учение о последней судьбе человека (эсхатология)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УКАЗАТЕЛЬ ЦИТАТ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ К ПЕРВОМУ ТОМУ
ТВОРЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА
 

Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский - Творения - В 2 томах - Том первый - Слова - Предисловие

 
В связи с необычайной важностью святоотеческих творений их изучением, так же как и изучением жизни и богословия святых отцов, занимается специальная церковно-историческая и богословская наука — патрология (букв. «учение об отцах»). Православная патрологическая наука объемлет всех отцов Церкви от зарождения христианства до наших дней, но так называемая «классическая патрология» изучает греческих отцов Церкви до середины XV века (до взятия Константинополя и гибели Византии), латинских отцов до середины XI века (момента так называемого разделения Церквей) и сирийских отцов до преп. Исаака Сирина (VII в.), исключая, естественно, монофизитов и несториан. Но, несмотря на указанные хронологические и исторические ограничения, объем материала для «классической патрологии» грандиозен.
 
Следует отметить, что святоотеческие творения в древности и Средневековье переписывались от руки, причем многие из них исчезали вследствие тех или иных исторических причин, другие содержали лакуны и множество неточностей. Сейчас эти рукописные творения находятся в различных собраниях и хранилищах, и некоторые из них открываются уже в наши дни. С изобретением книгопечатания в XV веке начался процесс их публикации, продолжающийся до сих пор. Первые печатные издания святоотеческих творений на Западе в XVI–XVII веках имели много недостатков и страдали множеством по грешностей, но постепенно качество этих изданий улучшалось. Большая подготовительная работа по печатанию произведений отдельных отцов и древнецерковных писателей увенчалась в середине XIX века появлением двух монументальных серий, осуществленных аббатом Ж.-П. Минем (1805–1875).
 
Первоначально он, возглавив коллектив сотрудников, издал латинскую «Патрологию» (1844–1855), включающую в себя 221 том (каждый представляет собой увесистый фолиант); в эту латинскую серию вошли сочинения западных отцов Церкви и христианских писателей до начала XIII века. За ней последовала греческая серия (1857–1866); она содержала 161 том, и в них вошли творения греческих отцов Церкви и церковных писателей с конца I до середины XV века. По полноте охвата святоотеческого наследия «Патрология» Миня не превзойдена и поныне: не случайно русский патролог Н. И. Сагарда называет ее «величайшим и самым полным из всех собраний произведений древнецерковной литературы». Заметим, что этому монументальному изданию присущ ряд недостатков, поскольку Ж.-П. Минь в основном перепечатывал старые издания, добавив к имевшимся в них ошибкам и некоторые новые. Однако все это с лихвой окупается полнотой «Патрологии».
 
С конца XIX века и на протяжении всего XX века стали выходить в свет критические издания творений святых отцов и церковных писателей. Само название «критические издания» предполагает тщательное изучение рукописной традиции произведений христианской древности, выявление наиболее корректных рукописей и на основе этого издание строго выверенного текста. Из таковых изданий наиболее серьезным и важным представляется «Свод христианских авторов» (Corpus Christianorum), начавшийся с середины XX века в Бельгии и продолжающийся до сих пор (его осуществляют католические исследователи). «Свод» включает в себя четыре серии (греческую, латинскую, «средневековое продолжение» и серию «апокрифическую»), из которых наибольшую значимость для нас представляет, естественно, греческая серия (вышло уже более 50 томов).
 
Можно упомянуть издание, выходящее во Франции также с середины XX века (силами опять же преимущественно католических ученых) и называющееся «Христианские источники» (Sources chretiennes); недавно вышел в свет юбилейный 500-й том его. Французское издание отличается от упомянутых выше тем, что здесь публикуются как сочинения греческих отцов и церковных писателей, так и произведения латинских христианских авторов (даже сирийских писателей — только в переводе на французский язык). Кроме того, в этом издании приводится не только греческий или латинский текст того или иного произведения, но и французский перевод; каждый том сопровождается солидными комментариями или примечаниями и серьезными вступительными статьями. Аналогичное издание под названием «Христианские источники» (Fontes Christiani) начало выходить с 1988 года и в Германии. Все эти издания святоотеческих творений и сочинений древнецерковных писателей послужили основой не только их изучения (что является непосредственным делом патрологической науки), но и переводов их на современные западные языки. Среди переводов достойны упоминания такие английские серии, как «Доникейские отцы» (10 томов), «Никейские отцы» (14 томов) и «Посленикейские отцы» (14 томов); американская серия «Древние христианские писатели» (120 томов), греческая серия «Библиотека греческих отцов и церковных писателей», а также немецкая серия «Библиотека отцов Церкви».
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Андрон