Григорий Палама - Омилии - Том 1

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Святитель Григорий Палама - Омилии - Том 1
Господь дарует наследие Царства тем, которые иные добродетели запечатлели любовью: либо своей безупречной жизнью к ней притекли, либо через покаяние нашли в ней убежище. Первых из них я именую сынами, как хранителей таинственного возрождения от Бога; вторых же называю наемниками, поскольку, благодаря многообразным слезам покаяния и смирения, они вновь получили благодать, как бы некую плату за труд. 
 
Поэтому, изложив ранее в Божественных Евангелиях то, что относится к Суду, Он затем привел относящееся к любви, как усовершенствующей в перечисленных выше добродетелях благотворения или возбуждающей к ней. Но праведные в ответ скажут: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? (Мф. 25:37—39). Видите ли тех праведных, стоящих одесную Его? Значит, вследствие праведности и вместе с праведностью им присуще милосердие. Видите ли и иную добродетель, которую имеют праведные в дополнение к полноте любви, как бы благовременно воздвигнутую кольцевую стену, защищающую все добродетели, а именно — смирение? 
 

Святитель Григорий Палама - Омилии - Том 1

Приход храма Святаго Духа сошествия, Москва, 2008 
ISBN 978-5-98891-249-1 
 

Святитель Григорий Палама - Омилии - Том 1 - Содержание 

  • Омилия 1 О сохранении мира друг с другом. Сказана на третий день по прибытии свт. Григория Паламы в Фессалоники 
  • Омилия 2 В Неделю о мытаре и фарисее 
  • Омилия 3 На притчу Господню о спасенном блудном сыне 
  • Омилия 4 На Евангелие о Втором пришествии Христовом, и о милосердии, и благотворении
  • Омилия 5 На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Здесь говорится и о целомудрии, и о противоположном ему зле 
  • Омилия 6 Увещательная к посту. Здесь в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице поста 
  • Омилия 7 Иная о посте
  • Омилия 8 О вере. Здесь и изложение православного исповедания 
  • Омилия 9 Во время поста и молитвы 
  • Омилия 10 Во вторую Неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней также говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных богослужений 
  • Омилия 11 О Честном и Животворящем Кресте 
  • Омилия 12 В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы, заключающая изложение читаемого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов 
  • Омилия 13 В пятую Неделю Поста; здесь говорится и о милостыни 
  • Омилия 14 На Благовещение Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 
  • Омилия 15 В Неделю Ваий 
  • Омилия 16 О домостроительстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря этому, для истинно верующих в Него; и о том, почёму Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании дьявола, именно такое домостроительство употребил. Сказана эта беседа была во Святую и Великую Субботу 
  • Омилия 17 На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресенья), объясняющая тайну Субботы и Господнего Дня 
  • Омилия 18 В Неделю мироносиц. В ней же говорится также и о том, что Богородица первой узрела воскресшего из мертвых Господа
  • Омилия 19 На Евангелие Христово о самарянке, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни 
  • Омилия 20 На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна; здесь говорится и о том, что те, которые до конца с благочестием пребывают во время богослужений в храме, сподобятся великих даров 
  • Омилия 21 На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней говорится и о том, как исполняется законная ветхозаветная суббота 
  • Омилия 22 На тот же праздник; здесь говорится о страстях и добродетелях 
  • Омилия 23 На десятое утреннее воскресное Евангелие; здесь говорится и о предстоящей нам брани, как в чувственной области, так и духовной 
  • Омилия 24 О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии 
  • Омилия 25, произнесенная в Неделю Всех святых 
  • Омилия 26, произнесенная во время жатвы; в ней говорится и о духовной жатве 
  • Омилия 27, произнесеная также во время жатвы; в ней говорится о духовной жатве, которая должна быть с нами
  • Омилия 28, произнесенная в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла 
  • Омилия 29, имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме, о котором повествует евангелист Матфей (см. Мф. 9:1—7); в ней говорится и о печали ради Бога 
  • Омилия 30, заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует евангелист Матфей. В ней говорится и о том, что невозможно истинно иметь веру без наличия покаяния 
  • Омилия 31, произнесенная на молебном пении, совершаемом в первый день августа 
  • Омилия 32 На девятое воскресное Евангелие по Матфею; в ней говорится и об искушениях 
  • Омилия 33 О добродетелях и противоположных им страстях; и о том, что мир, миродержителем которого является дьявол,— это не Божия тварь, а это те, которые вследствие злоупотребления тварью покорились 
  • ему. Произнесена на молебне 
  • Омилия 34 На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным 

Святитель Григорий Палама - Омилии - Том 1 - О Честном и Животворящем Кресте 

 
С древних времен Крест Христов был предвозвещен и представлен в виде образов, и если бы не было силы Креста, никто никогда не возмог бы примириться с Богом. Потому что после прародительского в Раю Божием преступления через древо грех ожил, мы же умерли и прежде смерти тела подверглись смерти души, которая заключается в удалении ее от Бога. Та жизнь, которой мы жили после преступления, была жизнью в грехе и жизнью по плоти. Грех же не покоряется закону Божиему, да и не может,— так и живущие по плоти не могут угодить Богу. И поскольку, как и апостол говорит: Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (Гал. 5:17), Бог же есть Дух и сама Доброта и Добродетель, и наш дух создан был по образу и подобию Его; но поскольку вследствие и по причине греха пришел в негодность, то до тех пор, пока грех не будет упразднен и жизнь по плоти сведена на нет, каким образом мог бы кто обновиться во всем и стать угодным Богу? Крест Христов именно и есть упразднение греха. Потому и некто из наших богоносных Отцов, будучи вопрошен одним из неверных: «Неужели он верит в Распятого?» — ответил: «Да, в Распявшего грех». Многие же еще и прежде явления Креста Христова, бывшие до Закона и после Закона, были засвидетельствованы Самим Богом как друзья Божии, и царь и пророк Давид, как, конечно, и сам тогда сущий в числе друзей Божиих, говорит: А мне весьма почтенны друзья Твои, Боже (Пс. 138:17). Но как же это так, что и прежде Креста они провозглашены друзьями Божиими? Я вам объясню это, если вы окажете мне послушное и внимательное слушание моих слов. 
 
Как, например, еще прежде пришествия человека греха, сына погибели (2 Фес. 2:3) — я говорю об антихристе,— возлюбленный Христу Богослов говорит: Теперь появилось много антихристов, и мы и познаем из того, что последнее время (1 Ин. 2:18),— так и Крест был у праотцов и раньше того времени, как пришел в исполнение. И великий Павел еще яснее учит нас, что и раньше того времени, как придет антихрист, среди нас тайна беззакония уже в действии (2 Фес. 2:7). Так и Крест Христов, и не явившись еще, был уже среди праотцев, ибо тайна его совершалась среди них. Я не буду ныне говорить об Авеле, Сифе, Еносе, Енохе, Ное и о тех, которые прежде Ноя угодили Богу и которые вообще принадлежат к тому периоду, чтобы нам начать от Авраама, который был наименован отцом многих народов (Рим. 4:18): иудеев — по плоти, нас же — по вере. Итак, я начну с этого по духу отца нашего и от самого начала, от первого призвания его Богом. Какие первые слова, говоря ему, Бог произнес? Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12:1). Таким образом, в самих этих словах заключалась тайна Креста, ибо это же прямо являет апостол Павел, который, хвалясь Крестом, говорит: Которым для меня мир распят (Гал. 6:14). Ибо для бегущего без оглядки из Отечества или от мира земное Отечество и мир умерли и оставлены без внимания, а это и есть крест. Но еще прежде, чем он бежал от сожительства с нечестивыми, Бог говорит Аврааму: «Пойди из земли твоей и иди в землю — не которую Я дам тебе, но которую Я укажу тебе»,— этими словами как бы указывая на иную, духовную землю.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9 (1 vote)
Аватар пользователя brat Andron