Гриненко - История философии - учебник для бакалавров

Галина Гриненко - История философии - учебник для бакалавров
Учебники высшей школы
История философии — важнейшая часть философии, а ряд философов, например Гегель, считали, что философия и есть история философии. Без знания истории философии невозможно понять современные философские проблемы и учения. 
 
Предлагаемый учебник представляет собой развернутый курс по истории философии, которая может преподаваться как самостоятельная дисциплина или же быть первой частью курса философии. В нем дается большое количество схем и таблиц, значительно упрощающих понимание и запоминание материала. 
 
Процесс изучения философии направлен на формирование общеобразовательных компетенций, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения. 
 

Галина Гриненко - История философии - учебник для бакалавров

Г. В. Гриненко. — 4-е изд., перераб. и доп.
М. : Издательство Юрайт, 2014. — 706 с.
Серия : Бакалавр. Базовый курс. 
ISBN 978-5-9916-2735-1 
 

Галина Гриненко - История философии - учебник для бакалавров - Содержание

Предисловие
Введение

Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  • Глава 1. Древнекитайская философия
  • Глава 2. Древнеиндийская философия
Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
  • Глава 3. Ранний период античной философии
  • Глава 4. Классический период античной философии
  • Глава 5. Эллинистический период античной философии
Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ
  • Глава 6. Христианская философия
    • 6.1.  Формирование христианской философии
    • 6.2.  Филон Александрийский (Philo of Alexandria)
    • 6.3.  Философские идеи в Новом Завете
    • 6.4.  Гностицизм (Gnosticism)
    • 6.5.  Ориген (Origen)
    • 6.6.  Апологетика (Apologetics)
    • 6.7.  Патристика (Patristics)

Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО МИРА
  • Глава 7. Индийская философия
    • 7.1.  Буддийская философия
    • 7.2.  Веданта (Vedanta)
  • Глава 8. Китайская философия
    • 8.1.  Неоконфуцианство
    • 8.2.  Философия чань (дзен)-буддизма
Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА
  • Глава 9. Мусульманская философия
    • 9.1.  Калам (Kalam)
    • 9.2.  Мусульманский перипатетизм
    • 9.3.  Суфизм (Sufism)
  • Глава 10. Еврейская философия
    • 10.1.  Неоплатонизм
    • 10.2.  Перипатетизм
    • 10.3.  Каббала (Kabbala)
Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА
  • Глава 11. Византийская философия
  • Глава 12. Западноевропейская схоластика
    • 12.1.  Предсхоластика V—VIII вв
    • 12.2.  Ранняя схоластика IX—XII вв
    • 12.3.  Зрелая (высокая) схоластика
    • 12.4.  Поздняя схоластика
    • 12.5.  Проблема знания и веры в европейской схоластике
    • 12.6.  Проблема универсалий в средневековой философии
  • Глава 13. Европейская философия эпохи возрождения
    • 13.1.  Гуманизм
    • 13.2.  Философско-магические представления
    • 13.3.  Ренессансный платонизм
    • 13.4.  Пантеизм
    • 13.5.  Натурфилософия
    • 13.6.  Мистицизм
    • 13.7.  Социальная философия

Часть III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII ВЕКОВ
  • Глава 14. Европейская философия начала нового времени (XVII век.)
    • 14.1.  Фрэнсис Бэкон (Bacon)
    • 14.2.  Гоббс (Hobbes)
    • 14.3.  Декарт (Descartes)
    • 14.4.  Спиноза (Spinoza, d'Espinoza)
    • 14.5.  Ньютон (Newton)
    • 14.6.  Лейбниц (Leibniz)
    • 14.7.  Локк (Locke)
  • Глава 15. Философия эпохи просвещения
    • 15.1.  Важнейшие новации
    • 15.2.  Беркли (Berkeley)
    • 15.3.  Юм (Hume)
    • 15.4.  Сведенборг (Swedenborg)
    • 15.5.  Философия просветителей
Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII -НАЧАЛА XIX ВЕКОВ
  • Глава 16. Немецкая классическая философия
    • 16.1.  Кант (Kant)
    • 16.2.  Фихте (Fichte)
    • 16.3.  Шеллинг (Schelling)
    • 16.4.  Гегель (Hegel)
    • 16.5.  Фейербах (Feuerbach)

Часть IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX—XXI века)

Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Глава 17. Характеристика современной философии
    • 17.1.  Регионы и хронологические рамки
    • 17.2.  Общая характеристика западной философии
  • Глава 18. Истоки и особенности современной Западной философии
    • 18.1.  Истоки современной западной философии
    • 18.2.  Характерные особенности современной философии
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • Глава 19. От наук о природе — к наукам о духе
    • 19.1. Позитивизм (Positivism)
    • 19.2. Постпозитивизм (Postpositivism)
    • 19.3. Марксистская философия (Marxism)
    • 19.4. Неокантианство (Neokantianism)
    • 19.5. Прагматизм (Pragmatism)
    • 19.6. Психоаналитическая философия (Philosophy of Psychoanalysis)
    • 19.7. Неотомизм (Neotomism)
  • Глава 20. От философии жизни — к герменевтике
    • 20.1.  Философия жизни (Philosophy of Life)
    • 20.2.  Кьеркегор (Kierkegaard)
    • 20.3.  Феноменология (Phenomenology)
    • 20.4.  Экзистенциализм (Existentialism)
    • 20.5.  Герменевтика (Hermeneutics)
  • Глава 21. От структурализма — к постмодернизму
    • 21.1.  Структурализм (Structuralism)
    • 21.2.  Постструктурализм (Poststructuralism)
    • 21.3.  Постмодернизм (Postmodernism)

Часть V. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Раздел 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X—XIX ВЕКОВ
  • Глава 22. Начальный период развития русской философии
  • Глава 23. Русская философия первой половины XIX века
  • Глава 24. Русская философия второй половины XIX века
Раздел 12. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • Глава 25. Русская философия XX века
    • 25.1. Общая характеристика
    • 25.2. Бердяев Н. А
    • 25.3. Шестов Лев
    • 25.4.  Франк С. Л
    • 25.5.  Философия имени
    • 25.6.  Ленин В. И
    • 25.7.  Русский космизм
Список схем
Список таблиц
Указатель имен
Указатель терминов
 

Галина Гриненко - История философии - учебник для бакалавров - Проблемы классификации

 
Деление философских учений на монизм, дуализм и плюрализм представляется достаточно четким и ясным. Но так обстоит дело только на первый взгляд, поскольку при применении этого деления к реальным учениям возникает множество проблем. Так, например, у Демокрита каждый из множества атомов является вечным (несотворимым и неуничтожимым), а значит, в каком-то смысле самостоятельным «первоначалом». Тогда Демокрита можно и нужно отнести к плюралистам. Но если учесть, что все атомы обладают некой единой природой, т.е. это материальные частицы, то их всех можно считать единым первоначалом материей. И значит, Демокрит все-таки монист. С другой стороны, Демокрит допускает исходное существование не только атомов, но и пустоты, в которой атомы находятся и двигаются. Не следует ли в таком случае считать пустоту вторым первоначалом в философии Демокрита? Если да, то тогда Демокрита надо отнести не к монистам, а к дуалистам. 
 
В любом учебнике или справочнике сообщается, что Декарт и Кант это дуалисты. Однако, строго говоря, они являются не дуалистами, а монистами, поскольку исходным первоначалом бытия в их учениях является Бог. Тем не менее, их относят к дуалистам, поскольку Бог как бы выносится за рамки рассмотрения, и исходными объектами философского анализа оказываются у Декарта две субстанции материя и сознание, а у Канта человеческое сознание («вещь-для-нас») и внешний мир («вещь-в-себе»). Но в таком случае мы сменили основание деления, обращаясь не к количеству первоначал бытия, а к количеству исходных объектов рассмотрения. 
 
Аналогичные проблемы возникают и относительно многих других философов и их учений. 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя Поп Упырь Лихой