Гвардини - Гёльдерлин

Романо Гвардини - Гёльдерлин - Картина мира и боговдохновленность
Предлагаемая работа основана на убеждении, что поэзия Гёльдерлина — это поэзия иного рода, чем та, которая была создана в новое время. Создание последней основывается — с большей или меньшей степенью осознанности — на представлении об автономном художественном творении, производимом импульсом творческого дарования. Значимость этого художественного творения определяется неподдельностью переживания, ясностью взгляда, способностью придавать [художественную] форму с той точностью, с которой переживание и образ с самого начала связываются с соответствующей им плотью слова.
 
Это представление не имеет ни малейшего отношения к творчеству Фридриха Гёльдерлина, потому что последнее проистекает не из созидающей деятельности «художника», а из прозрения и потрясения ясновидца. Разумеется, нет нужды говорить специально, что Гёльдерлин при этом — художник наивысшего ранга, если только «искусство» означает мочь и уметь.
 
Тем самым, однако, не сказано, что поэзия нового времени проистекает из произвола рассудка или из своенравия воли. И в ней тоже доминирующее значение принадлежит переживанию, которое не может быть вызвано искусственно, специально; однако это — непосредственное переживание самодостаточной личности, которая поглощена собой. И в ней тоже происходит становление образа, которое захватывает разум и чувства поэта настолько, что он, кажется, уже не принадлежит самому себе; но то, что происходит тут, пусть даже и с такой силой и яркостью, все же относится ни к чему иному, как к процессу возникновения творения вообще.
 
Напротив, тот первоисток, из которого возникает поэзия Гёльдерлина, лежит на целый порядок глубже — или на целый порядок выше, в зависимости от того, как будет угодно обозначать направление такого отстояния, которое уже не принадлежит к субъективной сфере. Его творчество есть служение призванию-зову, не внимать которому значило бы не только, скажем, упускать возможность создания собственного творения, но и значило бы противиться силе, которая превыше индивидуального бытия и индивидуальной воли — хотя, тем самым, еще ничего не сказано о том, какого рода эта сила и каков смысл ее призвания-зова. То, что определяет здесь все и правит здесь всем, стремится завладеть взором и устами поэта иначе, чем его собственный позыв к творчеству. 
 
 

Романо Гвардини - Гёльдерлин - Картина мира и боговдохновленность

 
Санкт - Петербург, "Наука", 2015г.
ISBN 978-5-02-038409-5 
 

Романо Гвардини - Гёльдерлин - Картина мира и боговдохновленность - Содержание

 
Предисловие к первому изданию
Предисловие издательства ко второму изданию
 
ПЕРВЫЙ КРУГ Поток и гора
  • Предварительное замечание [1939]
  • Феномен и сопряженный с ним взгляд
  • Потоки и моря
  • Гимн Рейну
  • Другие потоки
  • Горы и вершины
  • Альпы и вулкан
  • Пространство существования
ВТОРОЙ КРУГ Человек и история 
  • Предварительное замечание
  • Историческая деятельность, свобода и государство
  • Природа, любовь и культура
  • Мертвое и былое
  • Смысл гёльдерлиновской идеи истории
ТРЕТИЙ КРУГ Боги и религиозное отношение
 
Боги
  • Предварительное замечание
  • Эфир
  • Земля
  • Миф о Небесах и Земле
  • Аполлон и Посейдон
  • Дух времени
  • Дионис
  • Сатурн
  • Бог в нас, неназванный и новый бог
  • Единый Бог
Религиозное отношение
  • Предварительное замечание
  • Незнакомость, открытие в откровении и называние
  • Отрешенность и благоговение, приближение и восприятие
  • Господство и повиновение
  • Бытие вдали, приход и празднество
  • Бедствие сущестованивания и стойкость
Сущность и единство богов
  • Сущность богов
  • Единство богов
ЧЕТВЕРТЫЙ КРУГ Природа
Предварительное замечание
 
Гиперион
  • Произведение и его содержание
  • Люди и природа
Эмпедокл
  • Характер произведений об Эмпедокле
  • Образы драмы
  • Природа
Наброски гимнов, сделанные в позднее время
  • «Созрели, в пламя опущены...»
  • «Но когда небесные закончили строить»
ПЯТЫЙ КРУГ Христос и христианское
  • Предварительное замечание
  • Юные годы и молодость
  • Зрелость
  • Гимн, посвященный Мадонне
  • Смысл образа Христа в творцестве Гёльдерлина
Перцев А. В. Поэт как свидетель бытия: феноменолого-герменевтическое толкование поэзии Ф. Гёльдерлина 
 

Романо Гвардини - Гёльдерлин - Картина мира и боговдохновленность - Предисловие издательства ко второму изданию

 
С тех пор, как пятнадцать лет тому назад эта работа в первый раз увидела свет, неустанное исследование принесло настолько много нового материала — текстов, способов их прочтения и толкования, — что нижеследующее изложение в связи с этим нуждалось бы в определенной корректуре в некоторых местах. Поэтому автор сожалеет, что другие взятые на себя обязательства не позволили ему посчитаться с этим обстоятельством. Это особенно огорчает его в связи с интерпретацией дионисийского, поскольку Дионис как «бог вина» у Гёльдерлина понимается — в  противоположность всему пьяно-разрушительному, всему оргиастическому — прежде всего, как сила, пробуждающая из угрюмого отупения, одушевляющая, одухотворяющая, устанавливающая порядок и создающая сообщество. С другой стороны, следовало бы по-новому истолковать и образ Аполлона, его значение для человеческого существования, и показать, какие противоположные всему традиционно понимаемому «аполлоновскому», гораздо более изначальные силы видит в нем Гёльдерлин. Но подробно изложить и обосновать это — значило бы подвергнуть глубокой переработке существенные части книги.
 
С другой стороны, мы полагаем, что вправе сделать такое допущение: картина, которую представил Гвардини, знаменует собой определенный этап в истории диалога с поэзией Гёльдерлина, а по этой причине оправдана перепечатка данной книги в неизменном, по сути, виде. Автор дал на это согласие, пусть даже и после некоторых раздумий. Местами были внесены некоторые мелкие корректуры; вдобавок, цитаты из произведений Гёльдерлина приведены по последним изданиям. За это, а также за некоторые ссылки и предложения, мы хотим здесь поблагодарить Фридхельма Кемпа.
 
В этом новом издании тексты стихотворений приводятся по Большому Штутгартскому Изданию (издано Фридрихом Байсснером, первый том 1946, второй том 1951); все остальные тексты взяты из издания собрания сочинений (том I—VI, 2 издание, Мюнхен 1933; тома с I по IV, 3 издание, Берлин 1943). Таким образом, ссылки делаются на эти два издания — всякий раз с указанием страниц под приведенными местами, и точно так же делается тогда, когда исследуются включенные ссылки. Римская цифра — одна или в сопровождении «S» — указывает на «круг» и на страницу предлагаемой работы. Транскрипция приведена в соответствие с современными требованиями; пунктуация, часто недостающая или вводящая в заблуждение сегодняшнего читателя, осторожно подкорректирована для более легкого восприятия — там, где это показалось нужным. 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Андрон