Хеллер - Юнг и гностицизм

Стефан  Хеллер - Юнг и гностицизм
Сейчас,  в  последнюю  четверть  двадцатого  века,  мало  кто  опровергнет утверждение,  что  глубинная  психология  утвердилась  в  качестве  одной из могущественнейших  трансформирующих  сил  культуры  нашей  эпохи. Появившись  из  тёмной  отчужденности  сознания,  характерной  для  девятнадцатого века,  это  повторное  открытие  таинства  бессознательного  внутри человеческого  сознания  в  значительной  мере  можно  уподобить  библейской  закваске, породившей  целый  новый  мир  духа,  вознёсшийся  на  глазах прошлых  поколений.  Немецкий  философ  Мартин  Хайдеггер  изрек  великую истину,  назвав девятнадцатый  век  наиболее  «тёмным»  из  всех  веков  современной  эпохи;  когда  на  свет  появились  эти  два  титана-первопроходца  бессознательного, Зигмунд  Фрейд  и  Карла  Густав  Юнг,  родившиеся  в  1856  и  1875 годах,  соответственно  —  это  было  всё  ещё  время  величайшего  помрачения духовного света.
 
Фрейд  был  великим  исследователем,  которому  было  предначертано судьбой  сорвать  маски  со  многих  явлений.  До  сих  пор,  как  психологи,  так  и общественность,  не  осознали  в  полной  мере  ту  степень  благодарности,  которую мы  должны  ему  принести.  Будучи  человеком  старой,  сугубо материалистической  научной  школы,  которого  только  практическая  необходимость  вела  от биологических  исследований  к  искусству  исцеления,  Фрейд был  вынужден использовать  модели  мышления  своего  времени.  Вследствие  трагического  и ироничного  переплетения  судьбы  этот  человек,  чьи  открытия окончательно потрясли  основы  научного  рационализма,  остался  связанным  рационалистической  и  редукционистской  догмами,  которые  он  поддерживал  и защищал  с отчаянной  убежденностью.  Подобно  библейской  истории,  в  которой  Моисей вёл  в  землю  Обетованную  других,  при  этом  сам  был  не способен  на  неё  вступить,  задача  окончательного  покорения  бессознательного  выпала  более  молодому  пророку,  новому  Иисусу  мысли,  чьё  имя  — Карл  Густав  Юнг.
 

Стефан Хеллер - Юнг и гностицизм

 М.:  Клуб  Касталия.  2018.  —  328  с.
 ISBN  978-5-519-60767-4
 

Стефан Хеллер - Юнг и гностицизм - Содержание

ЧАСТЬ I. НАУКА,  РОЖДЕННАЯ  МИСТИКОЙ
ЧАСТЬ II. МИСТИЧЕСКИЙ  ТРАКТАТ  ДОКТОРА  ЮНГА.
ИСТОЛКОВАНИЕ  «СЕМИ  НАСТАВЛЕНИЙ»
  • Преамбула.  Мудрец,  Город  и  Мертвые
  • Первое  наставление.  Пустая  Целостность
  • Второе  Наставление.  Гелиос:  Лик  Бога
  • Третье  Наставление.  Часть 1.  Абраксас,  Божественный  Петух
  • Третье  Наставление.  Часть 2.  Неведомый  Бог  Юнга
  • Четвертое  наставление.  Неопалимая  Купина  (Горящий  куст) и  Древо  Жизни
  • Пятое  наставление.  Две  общины  —  мать  Город  и  отец  Крепость
  • Шестое  Наставление.  Змея  и  Голубка
  • Седьмое  Наставление.  Скачок  Меж  Звёзд,Ведущий  Домой
  • Эпилог,  прежний  и  грядущий  гнозис
ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Приложение  1.  SEPTEM  SERMONES  AD  MORTUOS 
  • Приложение  2.  Стефан  Хёллер.  Что  значит  «гностик»?
  • Приложение  3.  Стефан  Хёллер.  Гнозис  Евхаристии
  • Приложение  4.  Стефан  Хёллер.  Д.Р.С.  Мид  и  гнозис. Биографический  очерк
  • Приложение  5.  Стефан  Хёллер.  Запрещенные  учения  Гностицизма. Интервью  со  Стефаном  Хёллером
  • Приложение  6.  Стефан  Хёллер.  К.  Г.  Юнг  и  алхимическое  возрождение
  • Приложение  7.  Краткая  Биография  Стефана  Хёллер (автор  неизвестен)
  • Приложение  8.  Мюррей  Стайн. Анализ  гностицизма  через  призму  прошлого  и  настоящего  Эго.  Иалдабаоф  и  проблема  Зла
  • Приложение  9.  Был  ли  Юнг  Гностиком 
  • Приложение  10.  Синтия  Авене  (Cynthia  Avens). «Ответ  Иову»  Юнга
  • Приложение  11.  Эранос  1968 Жиль  Киспель.  К.  Г.  Юнг  и  Гностицизм 

Стефан Хеллер - Юнг и гностицизм - Наука, рожденная мистикой

 
На  протяжении  всей  долгой  жизни  Юнга  (26  июля  1875-6  июня  1961  гг.) общественность  была  озадачена  любопытными  эзотерическими  и  магическими обертонами  его  работ.  Со  времен  Эпохи  Просвещения  подобное  было феноменально  и  неслыханно  в  мире  интеллигенции.  Из  пыли  тысячелетних могил  были  возвращены  к  жизни  символы  и  образы  тьмы  и  древней  силы. Еретики  и  алхимики,  маги  и  мистики,  даосские  мудрецы  и  тибетские  ламы отдали  сокровища  своих  тайных  поисков  искусству  современного  швейцарского  Гермеса.  Личный  интерес  к  раннему  психоанализу,  связанный  с детскими  травмами  и  ребяческими  капризами,  остался  в  прошлом,  так  же как  боги  и  герои  старины  больше  не  рассматривались  как  овеянные  славой маски  незрелых  влечений  и  страхов.
 
Архетипы  выросли  из  prima  materia  коллективного  бессознательного, подобно  вышедшей  из  морской  пены  Венере  или  Афине,  рожденной  из  чела Зевса;  теперь  боги  снова  сопровождали  человека.  Под  первозданными  творящими  водами  души  воздвигся  дух  одного  человека  —  гения  Юнга.  Теперь и ученые  могли  удивляться,  и  просвещенные  —  изумляться,  поскольку  пришла новая  эпоха  разума. Для  посвященных  в  области  тайных  учений  и теорий  мистической традиции,  которую  иногда  называли  «вечной  философией»  или  «теософией» (божественной  мудростью),  вскоре  стали  ясны  четкие параллели  между учениями  Юнга  и  давно  известными  путями  инициации.  Как  заметил  эзотерический  поэт  и  дипломат  Мигель  Серрано  в  своей небольшой,  но  плодотворной  работе  «К.  Г.  Юнг  и  Герман  Гессе»:  «под  строками  всех  работ  Юнгабудто  лежит  второй  язык».  Психиатр-аналитик  стал иерофантом  таинств,  в  то время  как  пациент  —  новобранцем  и  последователем.  Болезнь  показала  себя как  разобщенное  и  незаконченное  состояние, здоровье  же  —  как  духовная целостность.  Аналитическая  психология  установила  диалог  между  индивидуумом  и  вселенной  и,  в  отличие  от  моды  на Буддизм  и  Индуизм,  не  разрушала  при  этом  его  личность  и  эго. Источники  работ  Юнга  уже  долгое  время  остаются  предметом  гипотез. Всю  жизнь  Юнг скрывал  источники  своих  открытий  под  мантией  предостережения,  часто  ссылаясь  на  Герметическое  сообщество.  Он  снова  и  снова говорил,  что  все написанное  им  основано  на  эмпирической  очевидности, упоминая  о  незначительности  того,  откуда  взялось  в  его  работах  мистическое  и  эзотерическое, которое  всегда  основывалось  на  опыте  в  психологической  области.  Многие  знали,  что  Юнг  лечил  многих  пациентов  и  всегда имел  доступ  к практическим  исследованиям  многих  своих  младших  коллег, и  тогда  уже  не  вызывало  сомнений  то,  что  его  книги  явились  результатом данных,  взятых из  этих  источников.  Конечно,  ходили  слухи  и  о  том,  что  он был  не  обыкновенным  ученым  и  общался  с  астрологами  и  религиозными людьми. Поговаривали,  что  он  сам  проводил  оккультные  и  таинственные ритуалы,  видел  призраков  и  советовался  с  оракулами.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Aleksey