Хосроев - Другое благовестие II - Христианские гностики II-III вв

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Хосроев Александр - Другое благовестие II - Христианские гностики II-III вв
Предлагаемая книга является плодом долгой работы над текстами из Наг Хаммади и другими письменными источниками по истории того религиозного движения внутри христианства, разнообразные, но типологически (далеко не всегда генетически) родственные проявления которого в науке нового времени принято обозначать собирательным понятием гностицизм
 
и которое, во втором и третьем веках неся свое другое евангелие (Гал 1. 6; 2Кор 11. 4) и успешно соперничая с церковным христианством, оказалось сильнейшим ферментом для создания традиционного христианского богословия и морали. О другом благовестии гностического толка и пойдет речь в этой книге.
 

Хосроев Александр - Другое благовестие II - Христианские гностики II-III вв.: их вера и сочинения

СПб.: Контраст, 2016. — 424 стр. ил. — (Историческая библиотека)
ISBN 978-5-4380-0170-6
 

Хосроев Александр - Другое благовестие II - Христианские гностики II-III вв.: их вера и сочинения - Оглавление

Предисловие
Глава 1. Введение в проблему
Приложение 1. Еще раз об апофатическом богословии гностиков
  • «Апокриф Иоанна» (20. 19 сл. (BG 2))
  • «Трехчастный трактат» (51.1 сл. (М/СI. 5))
  • «Блаженный Евгност» (71. 13 сл. (NHC III. 3))
  • Приложение 2. К толкованию ОYНПЕ в апофатическом богословии ТрехТр (.NHC 1.5:51.8-13)
  • Приложение З. К толкованию некоторых терминов в ТрехТр (М/С1.5:109.21-110.22)
Глава 2. 0 терминах гностик и гностицизм
Глава 3. Источники
  • Предтечи и попутчики гностических ересей по свидетельствам ересиологов
  • Симон и Менандр (середина I—II вв.)
  • Николай и николаиты (2-я половина I в. — 1-я половина II в.)
  • Керинф (конец I — начало II в.)
  • Кердон (акме ок. 140 г.)
  • Маркион (конец I в. — ок. 160 г.)
  • Карпократ / Епифан (ок. середины II в.)
  • Саторнил (акме до середины II в.)
  • Василид (акме до середины II в.)
  • Валентин (середина II в.)
  • Оригинальные сочинения гностиков
Приложение І. Об одной мифологеме гностиков (София/Ахамоф/ Пруник — «недостаточность» — Архонт/Демиург)
Глава 4. «Апокалипсис Петра» (М/С VII. 3: 70. 13-84. 14)
  • Введение
  • Перевод и комментарий
  • [70. 13] Апокалипсис (άποκάλυψις) Петра
Приложение 1. Коптский текст «Апокалипсиса Петра»
  • Рукопись
  • Особенности языка
  • Графические особенности
  • Замечания к изданию коптского текста
  • Текст
Приложение 2. Новый Завет в АпокПетр
Приложение 3. Цитата из Ефес 4. 25 (?) в АпокПетр (74. 10-11)
Приложение 4. К вопросу о значении ПАРАПОЛ2 в АпокПетр и во 2СлСиф С NHCVII. 3 и 2)
Приложение 5. Еще раз о слове ГЕРМА в (78. 18)
Приложение 6. Раннехристианские сочинения под именем апостола Петра
 
Сведения о древних авторах и их сочинениях, служивших источниками для исследования
Sigla
Сокращения
Периодические издания и справочники
Сборники
Словари и грамматики
Исследования и издания текстов
 
Index locorum
Index nominum
Index geographicus
Nomina mythologica
Termini technici
Summary
 

Хосроев Александр - Другое благовестие II - Христианские гностики II-III вв.: их вера и сочинения - MАРКИОН - (конец I в. — ок. 160 г.)

 
Наряду с Валентином главным противником церковных ересиологов II-IV вв. был Маркион. Уроженец Синопа Понтийского, бывший, по некоторым свидетельствам, сыном тамошнего епископа, а по другим — судовладельцем, он, придя (после 140 г.) в Рим и оставаясь какое-то время правоверным членом церковной общины, основал затем (ок. 144 г.) свою церковь, противостоявшую церкви большинства. Церковь эта процветала около двух столетий на всем пространстве Римской империи.
 
Полемике с Маркионом, который уже при жизни приобрел многих последователей, церковные борцы с ересями посвятили множество сочинений, большая часть из которых не сохранилась, но из дошедшего материала, разной степени достоверности и оригинальности, о его учении можно составить такую картину.
 
Будто бы ученик Кердона, Маркион учил о двух изначально сосуществующих богах: один — совершенный, благой, не причастный материальному творению, другой — мстительный и злой творец (Демиург) этого мира, людей и Ветхого Завета; этот Демиург не знает о существовании благого Бога до тех пор, пока тот, не сжалившись над страданиями людей, находящихся под властью и законами Демиурга, не открывает себя миру в Христе Иисусе, но Христос этот— совсем не тот, приход которого предсказали ветхозаветные пророки, он не был рожден Марией, но «вдруг Сын, вдруг посланный, вдруг Христос». Он не имел подлинной плоти, и тело его — призрак, потому что не мог быть причастен гадкой материи и Демиургу; презирая мир, созданный последним, Маркион и его последователи отрицали брак, и именно поэтому не признавали они воскресения плоти.
 
Все эти идеи, покоящиеся на категорическом непризнании Ветхого Завета и его противопоставлении Новому, Маркион изложил в написанном им по-гречески сочинении Antitesis, которым пользовался Тертуллиан. В основу «противопоставлений» двух Заветов Маркион, ревностный почитатель апостола Павла,
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя aleksandroid