Мейендорф - Иисус Христос в восточном православном богословии

Иоанн Мейендорф - Иисус Христос в восточном православном богословии
Согласно Евангелию, Господь Иисус Христос, на
ходясь уже на пути в Иерусалим, где Ему предстояли
страдание и смерть, спросил учеников: «За кого вы 
Меня почитаете?» Апостол Петр ответил за всех:
 «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16).
 
Христианская вера не есть философское учение 
или идеология, существующие сами по себе, незави
симо от того, кто и когда их формулировал. Иисус
Христос не есть просто основатель движения или 
творец системы: Он есть Тот, в Кого христиане веру
ют. Поэтому все зависит от того, Кто Он есть, и Его 
вопрос ученикам есть самый — по существу, единст
венный — ключевой вопрос христианской веры. А
 Петра, который «познал» Его, Христос не только « уб
лажил», но и создал на исповедании ученика Церковь 
Свою...
 
Действительно, если Христос — не Сын Божий,
 Его учение, Его смерть и Его воскресение могут почитаться всего лишь эпизодами, отчасти мифическими, 
каких бывало много в религиозной истории человече
ства. Если же Он действительно Тот, Кого исповедал 
апостол Петр, другие ученики и вся первоначальная
 Христианская община, то не только учение Его —
учение божественное, но и деяния Его — вольная 
смерть на кресте, воскресение и прославление — от
крывают нам Бога, как «любовь» к Людям и всей
Твари, и, искупляя грех мира, открывают верующим 
путь в вечное Божие царство.
 
 

Иоанн Мейендорф - Иисус Христос в восточном православном богословии

 
Пер с анг. свящ. Олега Давыденкова, при участии
 Л.А.Успенской,
примеч А.И Сидорова
М., ПСТБИ, 2000 - 318 с.
ISBN 5-7429-0135-6
 

Иоанн Мейендорф - Иисус Христос в восточном православном богословии - Содержание

 
Предисловие к русскому изданию  
Предисловие ко второму изданию   
Введение   
  • Глава 1. Христология в пятом веке   
  • Глава 2. Халкидониты и монофизиты   
  • Глава 3. Оригенистский кризис VI века   
  • Глава 4. Бог пострадал во плоти   
  • Глава 5. Псевдо-Дионисий   
  • Глава 6. Духовные писатели: спасение, аскетизми обожение   
  • Глава 7. Космическое измерение спасения:преп. Максим Исповедник   
  • Глава 8. Попытка систематизации:преп. Иоанн Дамаскин   
  • Глава 9. Видение невидимого: иконоборческий кризис....
  • Глава 10. Христология в поздней Византии   
Заключение   
Сокращения   
Примечания   
Указатель имен   
 

Иоанн Мейендорф - Иисус Христос в восточном православном богословии - Предисловие

 
«За кого люди почитают Меня, Сына Человече
ского?» — на этот вопрос Иисуса ученикам на пути в 
Кесарию Филиппову Петр ответил: «Ты Христос,
Сын Бога Живого» (Мф. 16,13-16). Однако ответ
 Петра понимался различно и не предотвратил позд
нейших расколов.
 
И действительно, споры о Лице Иисуса Христа, 
которые продолжались в течение первых веков хри
стианской истории, не носили отвлеченного, академи
ческого характера. Ведь слова и деяния Иисуса имеют 
различную значимость и различную силу в зависимо
сти от того, исходят ли они от обыкновенного челове
ка или от Второго Лица Божественной Троицы, рас
сматриваются ли они как простой эпизод человече
ской истории или же как уникальные слова и дела 
Самого Господина Истории. Вопрос этот имеет гро
мадное значение и для понимания того, Кто есть Бог 
Сам по Себе, открывается ли Он нам как бесстраст
ный Управитель мира, где добро и зло, радость и горе, 
жизнь и смерть представляют собой неизменные пары 
противоположностей, или, напротив, мы верим, что 
Он, восприняв условия человеческого существования, 
сделал их «своими собственными», был распят, как 
злодей, при Понтийском Пилате и воскрес в третий 
день, победив тем самым зло и смерть.
 
Спасает ли Бог 
человека лишь передавая с небес Свои распоряжения, 
как Судья и Повелитель, или по Своей любви к чело
веку отождествляет Себя с ним и открывается нам 
как «живая любовь»? Споры о Лице Иисуса Христа 
породили различные подходы. Но может ли этот спор 
быть разрешен простой ссылкой на исторические дан
ные? Конечно, нет, ибо исторические свидетельства 
об Иисусе не только «составляют» историю, но и призывают преобразить историю, освободить человека 
от категорий и условий падшего мира. Их подлинное 
содержание и значение невозможно свести лишь к
 «историческим фактам», рассматриваемым с позиции 
«беспристрастного наблюдателя». Даже ближайшие 
ученики Иисуса поняли смысл Его служения только 
после того, как Дух научил их «всему».
 
Несомненно, знание Христа основано на опыте
 очевидцев. Но христианское Предание доверяет их 
свидетельствам только потому, что Святой Дух сделал 
их апостолами: именно Он научил их «всему» и со
общил им способность постигать истинное значение 
исторических событий, участниками которых они яв
лялись. Свидетельства апостолов вовсе и не претен
дуют на тот род непогрешимости, в котором им отка
зывает рационалистическая критика. Вопрос не ста
вится так, что письменные свидетельства Марка, Луки 
или Матфея, взятые по отдельности или в их тради
ционной общей противопоставленности богословско
му подходу Иоанна, содержат представление о Хри
сте, предлагаемое нам Церковью как истинное. Ско
рее, наоборот, Новый Завет как единое целое соответ
ствует представлению Церкви, имеющей сонм свиде
телей и друг друга дополняющих богословов, при
знанных таковыми в соответствии с единым критери
ем Духа Святого, живущего в Церкви.
 
Историко-кри
тический подход может и должен применяться при 
исследовании апостольских свидетельств, однако не
обходимо принимать во внимание не только взгляды 
каждого из авторов новозаветных книг в отдельности, 
но целостное видение Нового Завета, который есть со
брание взаимодополняющих свидетельств. Более того, 
новозаветное благовестие не может быть отделено от 
способов, какими оно провозглашалось в различные 
исторические эпохи и в контексте различных культур. 
Чтобы Новый Завет был понятен грекам, недостаточно 
было написать его на греческом языке: проповедникам 
приходилось пользоваться теми категориями, которые 
были привычны для их слушателей.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя fadd