Мейендорф - Византия и Московская Русь

Иоанн Мейендорф - Византия и Московская Русь
"Византия и Московская Русь" посвящена эпохе, которая до сих пор почти неизвестна (во всяком случае для массовой аудитории) -  XIV веку.
 
К тому "Византия и Московская Русь" разбирает её в очень интересной, непривычной перспективе. XIV век - эпоха формирования Московской Руси как государства и культуры.
 
Причем это формирование происходило в крайне плотной культурной обстановке - паламитское возрождение в Византии, татаро-монгольское иго и влияние новых западных идей.
 
Все эти противоречивые влияния на Московскую Русь прослеживает Мейендорф, считая их решающими для нашей страны.
 
 

Иоанн Мейендорф - Византия и Московская Русь - Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке

 
Paris: YMCA-Press, 1990
 

Иоанн Мейендорф - Византия и Московская Русь - Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке - Содержание

 
Введение 
Глава I. Византийская культура на Руси  
Глава II. Катастрофы XIII века 
Глава III. Татары, их западные соседи и русские данники  
Глава  IV. Митрополия Киевская  и всея Руси  
Глава V. Победа исихастов в Византии.  Идеологические и политические последствия  
Глава VI. Культурные связи Византии, южных славян и России 
Глава VII. Византия и Москва 
Глава VIII. Патриарх Филофей и Русь (1364-1376) 
Глава IX. Митрополит Киприан и московский сепаратизм. (1376-1381) 
Глава X. Литва поворачивается к Западу 
Заключение. Мечты и реальность. 
Приложения 
Библиография 
 

Иоанн Мейендорф - Византия и Московская Русь - Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке - Введение

 
Историки  не  раз  описывали  многочисленные  культурные,  политические,  религиозные, экономические  и  географические  факторы,  которые  позволили  первоначально незначительному  Московскому княжеству стать  в XIV веке  центром  русского государства. Роль,  которую играла  в  этом процессе умиравшая Византийская империя, может расцениваться  как один из  важнейших моментов  влияния Византии на историю 
Европы. 
 
"Собирание русских  земель" вокруг Москвы, соперничество между Москвой и Тверью, вмешательство Золотой Орды, войны с Литвой - все эти аспекты возвышения Москвы подробно, а подчас блестяще описывались русскими историками. Однако почти все они ограничивались  русским  материалом  и  рассматривали  эти  факты  исключительно  как эпизоды истории русского народа.  В настоящей книге сделана попытка расширить перспективу и рассмотреть зарождение Российской  империи  на  более  широком  восточноевропейском  фоне,  учитывая,  в частности,  внешнеполитическую  деятельность  Византии  и  торговые  интересы итальянских городов-республик Генуи и Венеции. 
 
Хотя практически все архивы имперской и патриаршей канцелярий Византии погибли - либо в 1204 году, когда  город был  захвачен крестоносцами, либо в 1453-ем, когда  его взяли турки, - в двух рукописях, хранящихся в Вене, содержится два тома официальных документов  патриархата,  включающих  постановления  патриархов (и  отчасти императоров) за период с 1315 по 1402 год. Изучая эти документы в свете современной им политической и культурной истории Византии, сопоставляя их со свидетельствами других византийских,  южнославянских  и  русских  источников,  мы  обнаруживаем  усиленную административную активность  в  областях,  непосредственно входивших  в  церковную юрисдикцию  византийского  патриархата,  и,  в  частности,  на  территориях  бывшей Киевской  Руси,  к  тому  времени  политически  разделенных между  Польшей,  великим княжеством  Литовским  и Монгольской  империей.  
 
Эта  активность  касалась  не  только церковного  устройства,  но  и  чисто  политических  разногласий,  непосредственно затрагивавших личность и полномочия "митрополита Киевского и всея Руси", которого назначала Византия и который с 1308 года имел постоянную резиденцию в Москве. 
 
Документы венских рукописей, опубликованные еше в 1860 году, были, конечно, давно известны  специалистам.  Тем  не  менее,  влияние  византийской  дипломатии  на  Руси недооценивали  по-прежнему,  главным образом потому,  что  старались  не  замечать реальности, по выражению Д. Оболенского, "византийского содружества" (The Byzantine Commonwealth),  то  есть  сверхнационального  единства  христианских народов, которое символически возглавлялось императором и "вселенским патриархом" Константинополя. 
 
Мы попытаемся показать, что исследователи Византии, южных славян и Руси не только могут, но и должны рассматривать главные события восточноевропейской истории XIV века  как  политически  и  идеологически связанные. Византия  действительно  играла  в рамках "содружества"  роль  мирового  центра,  аналогичную  роли  Рима  на  латинском западе. Но в то время, как бесчисленные папские послания и другие документы римской курии сохранились  до  наших  дней,  катастрофическая  гибель  Византии  затруднила исследование ее прошлого. Историческая роль Византии была значительно затемнена не только из-за хорошо известной антивизантийской настроенности западных историков, но и  из-за  недостаточности  объективных  свидетельств.  
 
Следует  исправить  положение  по крайней мере в тех вопросах, где свидетельства имеются: о прямой канонической власти византийского  патриархата  над  русской  церковью  и  о  продолжительном  духовном влиянии  Византии  на  славянские  страны.  И  то  и  другое  в XIV веке  парадоксальным образом  усилилось,  несмотря  на  крайнюю  политическую  слабость  империи.  Прилив новых  сил  в  византийской  церкви, передавшийся другим  центрам "византийского содружества", был связан с монашеским возрождением. 
 
 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (10 votes)
Аватар пользователя esxatos