Мейендорф - Жизнь и труды святителя Григория Паламы

Иоанн Мейендорф - Жизнь и труды святителя Григория Паламы
Необходимость издания в России собрания трудов о. Иоанна Мейендорфа была отмечена сразу вслед за его кончиной, в некрологе, предварявшем посвященный его памяти том ежегодника Византинороссика.
 
Осуществить этот замысел было решено в рамках издательской программы серии Subsidia Ву zantinorossica, публикуемой Санкт-Петербургским Обществом византино-славянских исследований в качестве приложения к указанному ежегоднику.
 
В составе этой серии предполагаемое собрание займет, по-видимому, три или четыре тома, первый из которых читатель держит в руках.

Основополагающее значение классического труда о. Иоанна Мейендорфа о св. Григории Паламе сделало целесообразным именно с него и начать эту публикацию. Вместе с тем подготовка нового его издания вызвала наибольшие затруднения у редакции.
 
Интенсивное развитие историографии исихазма за сорок без малого лет со дня выхода в свет авторского оригинала обязывало не только к модернизации справочного аппарата, но и к достаточно обстоятельному комментарию, облегчающему восприятие авторской мысли в современном научном контексте.
 
 

Иоанн Мейендорф - Жизнь и труды святителя Григория Паламы

 
Издание второе, исправленное и дополненное для русского перевода
Перевод Г. Н. Начинкина под редакцией И. П. Медведева и В. М. Лурье.
Санкт-Петербург: Византинороссика, 1997, XVI+480 с. (Subsidia Byzantinorossica. Т.2)
ISBN 5-7684-0436-8
 

Иоанн Мейендорф - Жизнь и труды святителя Григория Паламы - Содержание

 
От издателя
От редакции
Введение

Часть I. Личность св. Григория Паламы

Глава I. Учители св. Григория Паламы
  • Григорий Кипрский
  • Томос 1285 г
  • От Григория Кипрского к св. Григорию Паламе
  • Св. Феолипт Филадельфийский
  • Св. Феолипт и исихазм
  • Святитель Афанасий I
  • Его преобразования
  • Св. Афанасий и монастырские имущества
  • Его влияние
  • Природа исихастского обновления
  • Гора св. Авксентия
  • Монахи и гуманисты
Глава II. Молодые годы
  • Его обучение
  • Монашеское призвание
  • Встреча с мессалианством
  • На горе Афо
  • В Фессалонике
  • Новые контакты с богомилами
  • В Веррии
  • Пустынь Св. Саввы
  • Акиндин на Афоне.
  • Игумен Есфигмену

Глава III. Варлаам и Соборы 1341 г

  • Варлаам
  • Его встреча с монахами
  • Акиндин — посредник
  • Способ молитвы исихастов
  • Варлаам в Авиньоне
  • Акиндин защищает монахов
  • Святогорский Томос
  • Против мессалиан
  • Созыв собора
  • Попытки примирения
  • Проблема источников
  • Позиция патриарха
  • Июньский собор 1341 г
  • Изъявление покорности Акиндином
  • Августовский собор 1341 г
  • Осложнения в политике
  • Соборный Томос
  • «Фальсифицированные писания
Глава IV. Период гражданской войны (1341—1347 гг.)
  • Политическая ситуация
  • Св. Григорий Палама и государственный переворот
  • Палама в монастыре Св. Михаила Сосфенийского
  • В Константинополе
  • Раздор с патриархом
  • В Ираклии
  • Арест св. Григория Паламы
  • Калека и Акиндин
  • Деятельность Акиндина
  • Донесение патриарху
  • Отлучение св. Григория Паламы
  • Рукоположение Акиндина
  • Столкновение патриарха с Анной Савойской
  • Паламитская реакция
  • Маневры Калеки
  • Его низложение
  • Византийское общество перед лицом спора
  • Колеблющиеся
  • Антипаламиты
Глава V. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский
  • Томос 1347 г
  • Избрание Исидора
  • Оппозиция
  • Собор антипаламитов и осуждение их
  • Св. Григорий Палама и «зилоты»
  • Св. Григорий Палама и Стефан Душан
  • Прибытие в Фессалонику
  • Никифор Григора
  • Созыв нового собора
  • Первое заседание
  • Последующие заседания
  • Протест Арсения Тирского
  • Второй собор
  • Соборный Томос 1351 г
  • Оппозиционеры
Глава VI. Последние годы
  • Св. Григорий Палама-пастырь
  • Новые политические осложнения
  • Пленник турок
  • Внук Орхана
  • «Хионы»
  • В Никее
  • Возвращение в Константинополь
  • Публичный спор с Григорой
  • В Фессалонике
  • Последние дни
  • Канонизация
 

Часть II. Учение святого Григория Паламы

Глава I. Борьба со светским эллинизмом: человек, лишенный благодати
  • Спор о познании Бога
  • Познание через тварный мир
  • Образ и подобие
  • Первородный грех
  • Грех и смерть
  • Передача смерти
  • Знали ли философы Бога?
  • Знание и спасение
  • Объюродевшая премудрость
  • Платон
  • Аристотель
  • Разрезанные змеи
  • Случай Псевдо-Дионисия
Глава II. Богословское обобщение исихазма: жизнь во Христе
  • Исихазм до XIV в
  • Евагрий
  • Преп. Макарий Великий
  • Две антропологии
  • Христианская йога?
  • Очищение и краткословная молитва
  • Молитва и монистическая антропология
  • Тело участвует в молитве
  • ...ив сверхъестественной жизни
  • Настоящий смысл психофизического способа
  • Оправданная критика
  • Роль сердца
  • В физиологии нет догматизма
  • Аскетика Воплощения
  • Цель Воплощения
  • Христианский смысл «возвращения в себя»
  • Христос внутри нас
  • Благодать крещения
  • Утренняя звезда
  • Воскресение души
  • Христианский материализм
Глава III. Христос и обоженное человечество: спасение, обожение и екклисиология
  • Духовное и историческое
  • Спасение
  • Таинства
  • Крещение и обожение
  • «Обязательная мистика»?
  • «Природа» и «благодать»
  • Что не есть благодать
  • Тварная и нетварная благодать
  • Синергия
  • Разнообразие благодатных даров
  • Единство Бога
  • Причастие нетварному
  • Отрешение, его истинный смысл
  • Вера
  • «Умное» и «духовное»
  • Преображение способностей чувств
  • Свет: средство и предмет видения
  • Действительное обожение
  • «Нетварные по благодати»
  • «Сотелесность»
  • Участие в Божественной природе
  • Церковь
  • Ее служение
  • Проблема христологии
  • Соединение ипостасное и соединение по энергиям
  • «Тело Божие»
  • Глава IV. Богословие истории: символы и реальность
  • Время линейное и время циклическое
  • Вмешательство Бога в историю
  • Символизм Варлаама
  • Тени и «телесные образы»
  • Псевдо-Дионисий
  • Видение лицом к лицу
  • Прообразы и историческая реальность
  • Эсхатология
  • Преодоление символизма
  • Реалистический символизм
  • Монашество: пророческое служение
  • Монашеское отречение
  • «Великая схима»
Глава V. Богословие бытия: сущность и энергия
  • Скрытый Бог
  • Две экзегезы Дионисия
  • Недостаточность отрицательного пути
  • Положительное видение незримого
  • Богооткрывающая роль Христа
  • Божественное существование ad extra
  • Святой Максим
  • Персонализм
  • «Низшая Божественность»?
  • Весь Бог всецело в энергиях
  • Единственный Действователь
  • «Перихорисис»
  • Нет сущности без энергии
  • «Воипостасированные энергии»
  • Сущность как «причина» энергий
  • Энергии и Троица
  • «Умножение» Неделимого
  • Творение
  • Терминологические недоразумения
  • Природа различий в Боге по учению св. Григория Паламы
  • Бог действующий
Глава VI. Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и мариология
  • Отголоски арианских споров
  • Персонализм
  • Открытость
  • Богоматерь
  • Пречистая Дева
  • Наследие Адама
  • Заключение
  • Послесловие
  • Насколько помнили св. Григория Паламу в России и Греции?
  • Исихазм XVII—XIX вв. и наследие св. Григория Паламы
  • Афонский спор и предыстория «моды на паламизм»
  • Ближайшие предшественники о. Иоанна Мейендорфа
  • Историография исихазма с 1959 до середины 1970-х гг
  • Историография исихазма с конца 1970-х гг. до 1995 г
  • Где Священное Предание?
Комментарии
Использованные сокращения и особенности ссылок на некоторые источники
Именной указатель
 

Иоанн Мейендорф - Жизнь и труды святителя Григория Паламы - Личность св. Григория Паламы

 
До сих пор очень мало изученная эпоха, предшествовавшая богословским спорам XIV в., была для Византии эпохой внешнего кризиса, внутренних раздоров и интеллектуального возрождения. Мы не можем здесь долго на этом останавливаться и потому упомянем лишь несколько лиц, несомненно оказавших непосредственное влияние на св. Григория Паламу и сыгравших первостепенную роль в религиозной и политической жизни своего времени.
 
Григорий Кипрский. Первое из этих лиц — патриарх Григорий Кипрский (1283—1289), чье влияние прослеживается скорее в области богословских формулировок, чем в духовном плане. Его богословская мысль еще не была предметом обстоятельного анализа, однако многие авторы заметили близость его формулировок к формулировкам св. Григория Паламы. Благосклонно, в принципе, относившийся к попыткам религиозного объединения с Западом, но разочарованный тем, как это объединение было осуществлено в Лионе — одной императорской властью и без настоящего богословского диалога, он был поставлен патриархом через несколько месяцев после смерти Михаила VHI и председательствовал на Влахернском соборе, осудившем в 1285 г. византийских «латиномудрствующих». Однако св. Григорий был единственным богословом, искавшим и после триумфа православной реакции реальный выход из спора глухих, в который в XIII в. превратился спор между греками и латинянами об исхождении Святого Духа. Вместо простого повторения формулировок св. Фотия о вечном исхождении Духа от одного Отца и Его временном ниспослании через Сына св. Григорий понял необходимость выразить постоянное отношение, в котором стоят друг к другу Сын и Дух в качестве Божественных ипостасей, и заговорил о вечном явлении (εκφανσις άΐδιος) Духа Сыном.
 
 

Категории: 

Оцените работу сайта и поблагодарите за файл - поставьте лайк, кликнув по сердечку (первое - 1 балл, последнее - 10 баллов): 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя fadd