История философии

История философии - Учебник для вузов
Вопрос о правомерности употребления словосочетания «восточная философия» дискутируется в истории философии со времен «открытия» Востока Западом. По настоящее время среди профессиональных философов существуют приверженцы европоцентристского подхода, базовый тезис которого заключается в том, что философия возможна только на Западе и только в тех формах, что были в западноевропейской мысли; тогда как на Востоке в лучшем случае существовали только отдельные философемы, этические предписания, и в целом философская мысль Востока не поднялась выше развитой мифологии и религии.
 
Помимо европоцентристской позиции декларируется позиция ориенталистского псевдоромантизма, суть которой сводится к утверждению особого, принципиально отличного от западноевропейского, пути восточной философии, выражающегося в мистических прозрениях, йогической практике, медитативных состояниях и экстатическом неизреченном слиянии с Абсолютом. Обе указанные теоретические платформы, исходя из которых их сторонники подходят к изучению мысли Востока, страдают изрядными методологическими изъянами, поскольку при анализе философских восточных учений не учитываются определенные факторы. Во-первых, необходимо помнить, что на Востоке отсутствовала единая цивилизационная «колыбель», как то было на Западе, для которого Древняя Греция послужила единым истоком всей западноевропейской цивилизации.
 
Термин «Восток» объединяет принципиально различные и несводимые друг к другу культуры, такие как Индия, Китай, арабо-мусульманский мир. Можно говорить об индо-тибетском синкретизме, сравнивать буддизм в Индии и Китае, рассуждать о дальневосточной цивилизации в целом и рассматривать исламское влияние на средневековую индийскую культуру, но свести к общему знаменателю все эти явления нельзя. Во-вторых, корректный анализ различных философских традиций свидетельствует о том, что восточная философия, наряду с этикой и духовно-практическими задачами, включала в себя и теоретические построения относительно того, что есть мир и человек, вместе с процедурами обоснования и доказательства своих положений. На Востоке, так же как и на Западе, существовали свой мистицизм и свой рационализм.
 
В-третьих, современное представление о западном типе философствования сложилось не ранее Нового времени, поэтому данный стереотип может применяться лишь в ограниченной мере не только по отношению к восточным доктринам, но даже и к учениям европейских философов (1, 6 — 7). Все эти обстоятельства в совокупности должны определять корректный подход к изучению философской мысли на Востоке, где умение аргументированно отстаивать свои теоретические позиции и доказывать с помощью формальнологических процедур истинность исходных философских тезисов ценилось не меньше, чем способность достигать мистического и невыразимого в слове единения с Первоистоком. 
 

История философии - Учебник для вузов

Под ред. В.В. Васильева, A.A. Кротова, Д.В. Бугая. 2-е изд., испр. и доп. 
М.: Академический Проект, 2008. 783 с. (Фундаментальный учебник).
ISBN 978-5-8291-0921-9 
 

История философии - Учебник для вузов - Содержание

Предисловие
  • Раздел I. Философия Древнего Востока
    • Глава 1. Индийская философия (H.A. Железнова)
    • Глава 2. Китайская философия (H.A. Железнова)
  • Раздел II. Философия Античности
    • Глава 1. Становление философии в Древней Греции (С.А. Мельников)
    • Глава 2. «Досократики» (С.А. Мельников)
      • Античная философская классика
    • Глава 3. Софисты и Сократ (С.А. Мельников)
    • Глава 4. Платон (Д.В. Бугай)
    • Глава 5. Аристотель (Д.В. Бугай)
      • Философия эпохи эллинизма
    • Глава 6. Эпикур (Д.В. Бугай
    • Глава 7. Философия Стой (Д.В. Бугай)
    • Глава 8. Скептицизм (Д.В. Бугай)
    • Глава 9. Философия эпохи Империи (Д.В. Бугай)
  • Раздел III. Философия о Средние века
    • Глава 1. Патристика (Г.Г. Майоров)
    • Глава 2. Схоластика (Д.К. Маслов)
  • Раздел IV. Философия эпохи Возрождения (ев. Фалев)
  • Раздел V. Философия Нового времени
    • Глава 1. Бэкон (Ю.Р. Селиванов)
    • Глава 2. Декарт (A.A. Кротов)
    • Глава 3. Гоббс (Ю.Р. Селиванов)
    • Глава 4. Паскаль (Г.Я. Стрельцова)
    • Глава 5. Спиноза (A.A. Кротов)
    • Глава 6. Мальбранш (A.A. Кротов)
    • Глава 7. Локк (Ю.Р. Селиванов
    • Глава 8. Лейбниц (В.В. Васильев)
    • Глава 9. Беркли (В.В. Васильев)
    • Глава 10. Юм (В.В. Васильев)
    • Глава 11. Французское Просвещение (A.A. Кротов)
    • Глава 12. Кант (В.В. Васильев)
    • Глава 13. Фихте (В.В. Васильев)
    • Глава 14. Шеллинг (В.В. Васильев)
    • Глава 15. Гегель (Ю.Р. Селиванов)
  • Раздел VI. Современная философия
    • Глава 1. Шопенгауэр (В.В. Васильев)
    • Глава 2. Фейербах (A.A. Костикова)
    • Глава 3. Кьеркегор (Е.А. Войниканис)
    • Глава 4. Гегельянство (Ю.Р. Селиванов)
    • Глава 5. Марксизм (Ю.Р. Селиванов)
    • Глава 6. Первый позитивизм (A.A. Кротов)
    • Глава 7. Второй позитивизм (В.В. Васильев)
    • Глава 8. Неокантианство (Е.В. Фалев)
    • Глава 9. Ницше (A.A. Костикова)
    • Глава 10. Бергсон (A.A. Костикова)
    • Глава 11. Прагматизм (Е.А. Войниканис)
    • Глава 12. Психоанализ (A.A. Костикова)
    • Глава 13. Гуссерль (Е.В. Фалев)
    • Глава 14. Ясперс (Е.В. Фалев)
    • Глава 15. Хайдеггер (Е.В. Фалев)
    • Глава 16. Сартр (Г.Я. Стрельцова)
    • Глава 17. Рассел (A.A. Костикова)
    • Глава 18. Витгенштейн (Е.А. Войниканис)
    • Глава 19. Венский кружок (A.A. Костикова)
    • Глава 20. Аналитическая философия середины XX в. (В.В. Васильев)
    • Глава 21. Постпозитивизм (Е.В. Косилова)
    • Глава 22. Структурализм (A.A. Костикова)
    • Глава 23. Постмодернизм (A.A. Костикова)
    • Глава 24. Деррида (В.В. Васильев)
    • Глава 25. Делез (В.В. Васильев)
    • Глава 26. Рорти (Ю.Р. Селиванов)
    • Глава 27. Деннет (В.В. Васильев)
    • Глава 28. Серл (В.В. Васильев)
    • Глава 29. Пинкер (В.В. Васильев)
    • Глава 30. Апель и Хабермас (В.В. Васильев)
    • Глава 31. Сингер (В.В. Васильев)
  • Раздел VII. Русская философия (A.П. Козырев) 

История философии - Учебник для вузов - Предисловие

 
Философия — один из самых удивительных феноменов человеческой культуры. Она вырастает на социальной почве и выражает дух эпохи, но неподвластна общественной конъюнктуре. Она поднимает абстрактнейшие вопросы о первоначалах бытия и познания и в то же время помогает ориентироваться в предельно конкретных экзистенциальных ситуациях. Она может быть образцом строгости мысли и вместе с тем иллюстрирует свободу человеческого разума, его независимость от внешних авторитетов.
 
История философии являет собой галерею интеллектуальных подвигов и провокаций, гениальных прозрений и грандиозных ошибок. Здесь можно встретить буквально все, от всеохватных реконструкций мирового процесса до анализа нюансов обыденной речи. Авторы этого учебника пытались раскрыть перед читателем все богатство философии от ее истоков до наших дней. Сегодня в мире настоящий расцвет философии. Он неизбежен и в России. Люди все больше понимают, что именно философия помогает находить свое место в жизни, преодолевать культурную и национальную ограниченность и смягчать разного рода конфликты. И хотя она не в силах устранить все проблемы, она может показывать пути их решения.
 
Мы надеемся, что эта книга не только станет хорошим пособием для студентов в их предэкзаменационные периоды, но и поможет им полюбить философию и пробудить дух критической рефлексии, свойственный мыслителям прошлого и настоящего. Мы благодарны философскому факультету МГУ им. М. В. Ломоносова за создание благоприятных условий для научной и преподавательской деятельности, одним из результатов которой стал данный учебник. Мы посвящаем его 250-летию нашего университета.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя Андрон