Андиа - Unio mystica

Изабель де Андиа - Unio mystica

Книга о единении с Богом в неведении согласно трактату О мистическом богословии Дионисия Ареопагита, являющаяся третьей частью исследования Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту, указывает три перспективы прочтения этого текста столь краткого, сколь кратким должны быть слова того, кто приближается к Неизреченному чтобы соединиться с ним в молчании.


Изабель де Андиа - Unio mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту

Христианская мысль
Тексты и иследования
Библеотека журнала "Сымвол"

Изабель де Андиа - Unio mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту - Содержание

Введение
Глава I. Восхождение Моисея и вступление во мрак
  •    А. Книга исход в Септуагинте
  •    Б. «Жизнь Моисея» Филона Александрийского
  •    В. Григорий Нисский
  •    Г. Дионисий
  •    Заключительные замечания о четырех пунктах сопоставления между Филоном, Григорием Нисским и Псевдо-Дионисием Ареопагитом
Глава II. Апофаза и безмолвие
  •   А. Утверждение и отрицание!209]
  •   Б. Статус отрицания
  •   В. Отрицание и мрак
  •   Г. Нисхождение и восхождение. Шествие и возвращение
  •   Д. Отрицание и трансцендентность
Глава III. Неведомый Бог
  •  А. Несказанный и Неведомый
  •  В. Agnostos Theos
  •  С. Единение в незнании
Заключение. Unio Mystica
  •      I. Единение, единство и соединение (Unification, unite et union)
  •      II. Соединение и два движения души
  •     III. Соединение и экстаз
  •     IV. Соединение и обожение
  •     V. Соединение во мраке неведения
  •     VI. Соединение с неведомым
  •     VII. Непосредственное соединение
  •    VIII. Соединение и Троица
  •     VIII. Unio Mystica

Изабель де Андиа - Unio mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту - Отрывок из главы "Моисея и вступление во мрак"

 
В главе I.3 трактата О мистическом богословии Дионисий преподносит восхождение Моисея и его вступление во мрак как образец всякого мистического восхождения вообще:
И ведь не сразу божественный Моисей – сначала ему было повелено очиститься самому и от неочищенных отделиться, – лишь после всяческого очищения услышал многогласные трубы и увидел светы многие, чисто сияющие, и разнообразные лучи. После этого он покидает толпу и с избранными священниками достигает вершины божественных восхождений. Но и там он собеседует не с Самим Богом и видит не Его Самого, ибо Тот незрим, но место, где Тот стоял. Это указывает, как мне кажется, на то, что божественнейшие и высочайшие из предметов созерцания и разумения являются всего лишь некоторыми гипотетическими выражениями подножий всё Превосходящего, с помощью которых обнаруживается превышающее всякое мышление присутствие Того, Кто опирается на умственные вершины Его святейших мест.
Тогда только, отрешаясь от всего видимого и от органов видения, посвященный погружается в поистине таинственный мрак неведения, в котором отсекает все свои познавательные восприятия и вступает в полноту неосязаемости и незримости, всецело принадлежа уже не себе или чему другому, но Тому, Кто запределен всем вещам мира. При полном бездействии всех познавательных энергий он лучшей своей частью соединяется с всецело Непознаваемым, через совершенное незнание чего бы то ни было, обретая сверхразумное знание (MT 1000 С – 1001 А).
 
Пример с Моисеем ставит Мистическое богословие в ряд текстов, толкующих книгу Исход, таких как О жизни Моисея Филона Александрийского и О жизни Моисея Григория Нисского. Возникает вопрос: что позаимствовал Дионисий у того и другого автора? Одинаково ли с ними изображает он этапы восхождения на Синай? Самобытно ли толкование, которое он им дает?
Я хотела бы остановиться на четырех пунктах сопоставления, которые станут основными в моем прочтении Исхода и различных комментариев к нему:
– этапы Моисеева восхождения;
– место, где пребывает Бог;
– мрак, куда вступает Моисей;
– видение Моисея или его посвящение на вершине Синая.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя denpon