Кандель - В поисках пропавших колен Израиля

Феликс Кандель - В поисках пропавших колен Израиля
Рассказы о пропавших коленах Израиля можно изложить коротко, на тридцати - сорока страницах, и нетерпеливый читатель, пролистав книгу до середины, вправе задать естественный вопрос: куда же пропали десять колен и не слишком ли автор удаляется от выбранной им темы?
Нет, ответим, не слишком.
 
Каждому известно, что многие события в жизни народов взаимосвязаны; они влияют друг на друга, определяя настоящее и закладывая будущее, а потому автору пришлось расширить повествование, включив в него не только исторические сведения, но и предания разных веков, предсказания пророков и толкования мудрецов Израиля, фантазии мечтателей, измышления авантюристов, еврейские пословицы и афоризмы, выдержавшие проверку временем, чтобы прояснить мотивы поведения народов и отдельных людей. Да и, признаемся честно, удивительные события и поразительные людские судьбы настолько увлекательны, что сами просятся на страницу, - невозможно удержаться.
 
Сказал рабби Иегошуа бен Хананья: «Однажды я шел по дороге и увидел мальчика, сидящего у развилки. Спросил его: «Какая дорога ведет в город?» - «Эта короткая, но длинная, а та длинная, но короткая», - ответил он. Пошел я по той, что короткая, но длинная, и, дойдя до города, увидел сады с огородами, его окружающие, которые усложняли мой путь. Вернулся назад и упрекнул мальчика: «Сын мой, а ведь ты сказал, что эта дорога короткая». - «А то, что она длинная, не говорил я тебе?»...»
Сделаем из этого вывод: короткий путь не всегда лучший; дорога в город, дорога к пониманию может оказаться более длинной, но зато и более надежной. На этом пути читатель повстречает события и судьбы, не всегда утешительные, но наша книга не предназначена для того, чтобы обрадовать кого-то или кого-то утешить. В ней будет немало отступлений от хронологической последовательности, возврат в прошлое или краткий пробег в будущее, - автор надеется, что это дополнит общую картину и не утомит читателя.
 
Быть может, кому-то покажутся архаичными, а то и наивными мечты и поступки героев этой книги: век нынче иной, иные устремления, - однако не торопитесь с выводами, иначе вам не удастся ощутить атмосферу тех времен, понять духовные ценности прежних поколений, ежедневные их заботы и мечтания. И еще одно: если читатель держал в руках другие книги того же автора, популярные рассказы о еврейской истории, то он непременно обнаружит некоторые повторы, от которых автор не смог (или не захотел) отказаться.
 
Рабби Нафтали Цви из польского местечка Ропчице предупреждал учеников: «Есть два способа подняться над своим соседом: возвыситься самому или унизить его. Никогда не следуйте вторым путем. Вместо того чтобы копать яму другому, употребите эти силы на то, чтобы насыпать холм для самого себя». О том же говорил и рабби Менахем Мендл из Коцка: «Если вы хотите познать мир, поднимитесь над ним. Тот, кто смотрит сверху, видит лучше других».
 

Феликс Кандель - В поисках пропавших колен Израиля

М.; Иерусалим: Мосты культуры/Гешарим, 2009. - 320 с.
ISBN 978-5-93273-298-9
 

Феликс Кандель - В поисках пропавших колен Израиля

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава первая - Рабби Барух из Цфата. Двенадцать колен. У рек вавилонских. Возвращение в Иерусалим. Колена Иегуды и Биньямина. Десять пропавших колен. Река Самбатион. «Это Самбатион!» Еврейские царства
Глава вторая - Иудейская война. «Поспешим же к делу». Божье наказание. Восстание Бар-Кохбы. Рабби Акива. Ночь изгнания. Рабби Иегуда Галеви. Врата небес. Забал-канский проспект
Глава третья - «Аримаспы и циклопы». Эльдад из колена Дана. Рассказ Эльдада из колена Дана. Бней Моше. «Негде жить и негде умирать». Хазары. Ответ кагана Йосефа. Государство пресвитера Иоанна. Туда, где небо встречается с землей. Послы в Монголию. «В стране крутых гор»
Глава четвертая - Евреи-путешественники. Биньямин из Туделы. Рассказы Биньямина из Туделы. Продолжение рассказов Биньямина из Туделы. Птахия из Регенсбур-га. Биньямин Второй. Евреи Мешхеда. Биньямин Третий
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава пятая - Евреи Франции. Евреи Англии. Кровавые наветы. «Навели враги ложь на меня». Осквернение гостии. Ожидание прихода Мессии. Первое авторское отступление. Мессия из рода Иосефа. Мессия из рода Давида. Сыны света и сыны тьмы. «Что Ты насел на Свой народ?..» Пришлось к слову
Глава шестая - Бездонная чаша. Лжемессии. Первый крестовый поход. «Кому жить и кому умереть». «Укрепите ослабевшие руки». Давид Алрои. «Дивные видения». Рыжие евреи. Мартин Лютер. «Желание- отец действия»
Глава седьмая - «Черная смерть». «Обнажили меч злодеи...» Изгнание евреев из Испании. Судьбы изгнанников. Бедствия евреев Португалии. Семья Абраванель. Девятое ава. Муки рождения Мессии. Дивный свет к вечеру
Глава восьмая - Морские пути на Восток. «Возьму и открою другую страну». Христофор Колумб. Открытие Америки. Гаспар да Гама. Авраам Закуто. Евреи - астрономы и картографы. Новые надежды
 
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава девятая - Давид Реувени. Миссия Давида Реувени. Встречи с королем Португалии. «Жив вовеки!» Надежды на освобождение. Диогу Пиреш. Шломо Молхо. «Реувени, князь иудейский»
Глава десятая - Марраны Испании и Португалии. Инквизиция. «Дикое чудище». Аутодафе. Мученики за веру. Две судьбы. «Претерпевшие огненную смерть». «Спаленные огнем». Пришлось к слову
Глава одиннадцатая - «На орлиных крыльях». Мудрецы Цфата. Искры, пребывающие в изгнании. Третье авторское отступление. «Меч на улицах и ужас в домах». Шабтай Цви. «Мы больше не рабы». «Ловушка гордыни»
Глава двенадцатая - Один из многих. Менаше бен Исраэль. У индейцев «длинные носы». Желтая шляпа. Язык ладино. Тайные евреи Португалии. Марраны в России. Анто-нио Санхец
 
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Глава тринадцатая - «Еще не время». «Возвращайтесь в Иудею». Покровительствуемые. Евреи в Эрец Исраэль. Рабби Шмельке из Никольсбурга. Свет Мессии. Еврей, который побывал за рекой Самбатион
Глава четырнадцатая - Новые поиски десяти колен. Воины из колена Дана. Продолжение поисков. Потомок Авраама. Еврейский штат Арарат. «Херут» - свобода. Арминий Вамбери. Путешествие Арминия Вамбери. Хаим Бенинсон
Глава пятнадцатая - Судьба десяти колен. Пуштуны. «Мы - потомки царя Шауля». Еще о пуштунах. Сыны Менаше. Уриэль Бен-Моше из Камеруна. В пустыне возле Тихого океана. Версия за версией. Британские израильтяне
 
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Для любознательных - Александр Македонский. «Иудейский папа». Жидовствующие. Йосеф Наси. Рабби Иегуда ге-Хасид. Опоньское государство. Малые пуримы. Хрустальный колокольчик. Место в раю. Надо жить - будем жить. Посланец десяти колен? «Близок ли час прихода Мессии?» Витражи Марка Шагала. И последнее/
 

Феликс Кандель - В поисках пропавших колен Израиля - Рабби Барух из Цфата

 
Начнем наш рассказ с любопытной истории, - быть может, она заинтригует читателя.
 
В начале девятнадцатого века жил в Белоруссии некий Барух, сын рабби Шмуэля, уроженец города Пинска, человек сведущий в медицине. В 1819 году он переехал в Эрец Исраэль, поселился в галилейском городе Цфате, учился в иешиве, выделяясь своими способностями, и заслужил почетный титул «талмид-хахам» (в дословном переводе «ученик мудреца», знаток Талмуда и раввинистической литературы). Барух успешно лечил больных, даже применял противоядия от укуса змей и скорпионов, а в свободные часы гулял в окрестностях города и изучал арабский язык.
 
В 1830 году в Эрец Исраэль распространились слухи о евреях-воинах из колена Дана, которые независимо живут в Аравийской пустыне под властью своего царя и не подчиняются чужим правителям. Рав Исраэль из Шклова, глава одной из иерусалимских общин, велел Баруху отправиться в Аравию «на поиски наших братьев» и вручил сопроводительное письмо - с просьбой ко всем евреям оказывать ему поддержку в столь важном деле. В письме было сказано: «Вот, мы направляем нашего посланца, человека честного и мудрого, рабби Баруха, сына рабби Шмуэля, из святого города в Верхней Галилее, который подверг себя опасности странствовать по землям, морям и пустыням...» А перед отъездом Баруха заставили поклясться «страшной клятвой», что не станет заниматься никакими делами, кроме тех, ради которых его посылали в Аравию.
 
Барух отправился в путь и после трехлетних странствий на море и на суше прибыл в Сану, столицу Йемена, - это случилось летом 1833 года. Евреи Саны оказали посланцу из Эрец Исраэль почетный прием, и вскоре рабби Барух в сопровождении местного еврея поехал на север Йемена, туда, где, по слухам, находилось еврейское царство. Через неделю пути, в пустыне, его укусила змея, но Барух не растерялся, разрезал ранку ножом, убил овцу, которая паслась неподалеку, и приложил ее внутренности к месту укуса, чтобы яд не причинил ему никакого вреда.
 
Прибежал рассерженный пастух, грозил убить незнакомца, но Барух объяснил ему, что он - еврей, приехал на поиски своих единоверцев, в доказательство чего прочитал молитву «Шма, Исраэль» и показал сопроводительное письмо. И тогда пастух признался, что он тоже еврей из колена Дана. «Но я не могу отвести вас к людям, которых вы ищите, - сказал он. - Дайте мне письмо, я поеду туда и приведу их посланцев».
 
 

Категории: 

Оцените работу сайта и поблагодарите за файл - поставьте лайк, кликнув по сердечку (первое - 1 балл, последнее - 10 баллов): 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя asaddun