Барт - Церковная догматика 4

Карл Барт - Церковная догматика - Том IV
Книги Карла Барта в Издательстве ББИ:
 
Церковная догматика. Том 1. § 3, 15, 28, 32, 41/1
Церковная догматика. Том 2. § 45, 50, 57, 59
Церковная догматика. Том 3. § 65, 70/1, 72
Церковная догматика. Том 4. § 8-12
Послание к Римлянам
Толкование посланий к Римлянам и Филиппийцам
Оправдание и право
Молитва
Вольфганг Амадей Моцарт Мгновения
 

Карл Барт - Церковная догматика - Том IV - О ТРИЕДИНОМ БОГЕ

 
Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»)
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2015. — xxvi + 344 с.
ISBN 978-5-89647-310-7
 
Перевод: Ольга Хмелевская 
This translation of Die Kirchliche Dogmatik by Karl Barth originally published in German in 1932, 1938, 1940, 1942, 1945 is published by arrangement with Theologischer Verlag Zurich.
 

Карл Барт - Церковная догматика - Том IV - О ТРИЕДИНОМ БОГЕ - Содержание

 
Предисловие к четвертому тому русского издания (Кристер Р. Саирсингх)

О ТРИЕДИНОМ БОГЕ

Бог в своем откровении
1. Место учения о Троице в рамках догматики
2 . Источники учения о Троице
3 . Vestigium trinitatis

Божественная Троица

1. Единство в троичности
2 . Троичность в единстве
3 . Триединство
4 . Смысл тринитарного учения

БОГ ОТЕЦ

1. Бог как Творец
2 . Предвечный Отец

БОГ СЫН

1. Бог как Примиритель
2 . Предвечный Сын

БОГ СВЯТОЙ ДУХ

1. Бог как Искупитель
2 . Предвечный Дух
 
Указатель древних источников
Именной указатель
Предметный указатель
Содержание томов I - IV
 

Карл Барт - Церковная догматика - Том IV - О ТРИЕДИНОМ БОГЕ - Предисловие

 
В кратком, но блестящем очерке о богословии Карла Барта Джон Уэбстер проницательно замечает, что «возрождение тринитарного богословия в последние 25 лет, в частности в англоязычном систематическом богословии, едва ли мыслимо без ясной уверенности Карла Барта, с которой он излагает троичную структуру христианского учения о Боге». Тед Петерс в предисловии к книге «Бог как Троица» пишет, что свое исследование он начал после чтения работы Клода Уэлча о Троице «Во Имя это». «Поразительным и поучительным для меня в этом труде стало открытие почти пророческого прозрения, что работы Карла Барта всколыхнут будущую дискуссию о Троице. Последние четыре десятилетия доказали, что это — правда». Одна из задач книги Теда Петерса — показать в этом очерке позднего тринитарного богословия ХХ века, что пророчество Уэлча сбылось.
 
Чтобы оценить революционность и драматизм влияния Барта на возрождение тринитарного мышления во второй половине ХХ века, следует вспомнить о том, какое место отводилось Троице в богословии до Барта. Кант, заявив, что учение о Троице не прибавляет абсолютно ничего стоящего к нравственному богословию и практической жизни, тем самым установил повестку дня для будущего богословского дискурса. Его последователи в XIX веке уверяли, что учение о Троице стоит в стороне от центральных богословских тем. В необычайно влиятельном труде Фридриха Шлейермахера «Христианская вера» учение о Троице низведено до простого придатка к заключительной части книги. Для таких богословов, как например, Фома Аквинский или Кальвин, было обычным делом включать в рассуждение о бытии и свойствах Бога тему Троицы. Но Шлейермахер, помещая учение о Троице в конец книги, выразил этим убеждение в том, что оно является неким необоснованным и необязательным довеском к христианской вере.
 
Это учение казалось необоснованным, так как оно не было «прямым выражением христианского самосознания, но было только сочетанием некоторых таких выражений». Поскольку христианское богословие состоит в изъяснении содержания христианского самосознания, то доктрина о Троице не может играть значительной роли в христианской догматике. Она не может занимать законного места в христианском богословии, ибо учение о вечном различении внутри божественного естества не может быть прямо выведено из содержания христианского самосознания. И потому, настаивал Шлейермахер, это учение не может быть существенной частью богословия. То, что он исключил Троицу из христианской догматики, прослеживается в его особом понимании христианства как «исторической положительной религии, свободной от привязанности к философии и спекулятивному разуму.
 
Он отверг метод выведения богословского учения из утверждений Писания или разума, понимая богословие исключительно как эмпирическую науку».
Протестантский либерализм XIX и начала XX веков, от Ричля и Германа до Гарнака и Трёлча, следовал за Шлейермахером и принимал его вердикт о невозможности отстоять учение о Троице с какой бы то ни было разумной позиции. Серьезное исключение здесь, конечно, составляет Гегель, которого едва ли можно назвать либералом. Его рационалистская и своеобразная защита учения о Троице находит, однако, немного почитателей среди верующих.
 
Ярким антагонистом Шлейермахера и протестантского либерализма выступает Карл Барт, поставивший учение о Троице во главу угла своего богословия. Джон Уэбстер точно определил всю его «Церковную догматику» как «учение о Троице равно с точки зрения и ее архитектурной концепции, и ее конкретного содержания». Действительно, в случае Барта мы имеем дело с великим поворотом к тринитарному богословию, начиная с его отречения от посткантианского богословия и заканчивая его триумфальной реабилитацией в «Церковной догматике», где каждая христианская доктрина сформулирована и представлена в свете тринитарного учения. Одно из исключительных достижений Барта в истории современного богословия заключается, несомненно, в том, что он повернул протестантское богословие в лоно великой кафолической традиции.
 
«Ставя учение о Троице на вершину всей догматики, — признавал Барт, — мы с точки зрения догматической истории оказываемся в глубокой изоляции. И все же не в полной: в Средние века у нас есть Петр Ломбардский с его "Сентенциями" и Бонавентура с его Breviloquium, которые мыслили в том же направлении» (1/1:300; с. 10-11)*. Барт считал странным, что даже Меланхтон и Кальвин и их последователи в обеих протестантских конфессиях, в том числе и в возникших позже движениях в протестантском и католическом богословии, стали исходить из принципов познания, которое было полностью отрезано от триединого Бога. Такой подход означает, что божественное бытие, его сущность и свойства рассматриваются, «абстрагируясь от конкретной данности того, что христианство подразумевает под "Богом"» (1/1:300; с. 11).
Помещая учение о Троице в начале своей «Церковной догматики», Барт оправдывал это тем, что «трудно себе представить, как можно говорить о Священном Писании, (...) если предварительно (разумеется, опираясь на само Писание) не уяснить, кто такой троичный Бог, откровение которого делает это Писание священным» (1/1:300; с. 11).
 
Богословие встает на ложный путь, когда задается прежде вопросами: «"Как мы познаем Бога?" — "существует ли Бог?" — "что такое Бог?" — и только затем, наконец, "кто такой наш Бог?"» (1/1:301; с. 12). Для того чтобы богословие было плодотворным, оно должно начинать с вопроса «кто такой Бог?», то есть предоставить право первого голоса учению о Троице, «ведь именно оно призвано дать нам ответ на этот конкретный и решающий вопрос (1/1:301; с. 12). Вот почему Барт провозгласил учение о Троице в самом начале своего богословского исследования, в первом томе «Церковной догматики», которое в русском переводе ее избранных частей представлено в настоящем, четвертом, томе. «Именно учение о Троице определяет христианский характер этого учения о Боге, христианский характер этого понятия откровения по сравнению со всеми прочими возможными учениями о Боге и понятиями откровения» (1/1:301; с. 13). В этой аксиоме учение о Троице неразрывно связано с откровением. И эта тесная связь и скрупулезность, с которой Барт развивает свой подход к теме Троицы, делает его вклад в тринитарное богословие столь оригинальным и решительно ортодоксальным.
 
Возможно, кого-то из протестантских почитателей Барта удивит, что при всем его акцентировании на откровении и связи откровения с Троицей он вполне допускает, что непосредственно в Священном Писании учение о Троице не найти. Из Писания может быть выведена только возможность этого учения. Барт хочет подчеркнуть, что утверждение о Троице само по себе не является утверждением откровения. Оно истолковывает текст этого свидетельства откровения и косвенно тождественно ему. Оно основано на откровении и самооткровении Бога, засвидетельствованном в Священном Писании. Барт ясно говорит, что фундаментальные положения тринитарного учения хотя и укоренены в откровении, но напрямую не содержатся в Писании.
 
Учение о Троице есть учение церкви. Барт пишет: «Наши понятия о "нерасторжимом единстве" и "непреодолимом различии", об одной природе и трех различных лицах, или образах бытия (Seinswesen), и, наконец, едва затронутое нами полемическое суждение, что троичность Бога относится не только к Его откровению, но, поскольку она является в откровении, и к Богу в себе, и что потому Троицу следует понимать не только "икономически", но и "имманентно", — все это не является напрямую библейским учением, которое эксплицитно содержится на страницах Писания: таково учение церкви» (1/1:333; с. 65). Важный вопрос, возникающий здесь, заключается в том, действительно ли толкование текста Писания неизбежно ведет к учению о Троице.
 
Барт считает, что да. Он утверждает, что «доказательство истинности догмата, который как таковой "не содержится в Библии", приводится не в самой констатации того, что это догмат, а только тем, что мы можем и должны понимать его как точную интерпретацию Библии» (1/1:310; с. 28). И чуть ниже: «Если бы у догмата не было такого корня, если бы выяснилось, что при его возникновении скорее что-то было добавлено, нежели было толкованием, то есть он оказался чем-то иным, нежели анализом откровения, тогда его нельзя было бы признать догматом». Барт последовательно придерживается того мнения, что учение о Троице коренится в утверждении: «Бог являет себя как Господь». При этом он поясняет, что эту фразу «следует понимать как аналитическое суждение» (1/1: 306; с. 21).
 

 
Церковная догматика - 4 тома

Карл Барт - Церковная догматика - 4 тома в 1 файле

Вошли вышедшие переводы в ББИ:
 
Карл Барт -  Церковная догматика. Том I 
Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»).— М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 560 с. ISBN 5-89647-141-6
Перевод: Вадим Витковский
В первом томе объединены §§ 3, 15, 28, 32, 41/1 оригинального немецкого издания.
 
Карл Барт - Церковная догматика. Том II
Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. - 712 с.
ISBN 978-5-89647-239-1
Перевод: Вадим Витковски
 
Карл Барт - Церковная догматика. Том III
Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2014. — xliv + 695 с. 
ISBN 978-5-89647-278-0 
Перевод: 
Антон Тихомиров, Максим Барановский, Ольга Хмелевская 
 
Карл Барт - Церковная догматика - Том IV - О ТРИЕДИНОМ БОГЕ
Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»)
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2015. — xxvi + 344 с.
ISBN 978-5-89647-310-7
Перевод: Ольга Хмелевская
 
 
 

 
 
Мы будем пополнять наше собрание вновь входящими книгами.
 

Модуль к программе Цитата из Библии BibleQuote на Эсхатосе

 


 

2015-02-17

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.6 (14 votes)
Аватар пользователя Tov