Карсавин - Католичество

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Лев Карсавин - Католичество
Как истинная религия и постольку, поскольку оно истинно, христианство является системою положений об абсолютном в его отношении к относительному, системой, которую признает истинной вера и утверждает жизнь и деятельность в нравственности и культе. Как абсолютная религия, христианство не может ограничить себя пределами человеческого и земного бытия и должно быть религией вселенской.
 
Его истины должны господствовать над всяческим знанием и всяческою деятельностью, но господствовать не в смысле внешнего принуждения, а в смысле внутреннего, единственно истинного основания всей жизни. Поэтому всякая наука только тогда становится настоящею наукой, когда она делается, по средневековому выражению, «служанкой богословия». И такое положение нисколько не унижает науки, отнюдь не лишает ее свободы исследования, потому что служанка не раба, не вещь своего господина, потому что служанка чрез добровольное смиренное подчинение становится любимою дочерью. 
 

Карсавин Лев - Католичество

под ред. Л. М. Суриса
М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. 150 с. 
ISBN 978-5-4475-9029-1 
 

Карсавин Лев - Католичество - Содержание 

  • I. Христианство, как абсолютная религия. Христианство и наука. Христианство, христианские исповедания и другие религии
  • II. Католическая церковь, как единая и вселенская. Единство живых и усопших. Приятие в единство плоти. Расширение его на мир и католическая идея. Единство любви, правды (закона) и истины (знания). Единство теоретической и практической Истины 
  • III. Проблема видимой церкви. Церковь, как «corpus permixtum». Знание и вера. Писание и Предание. Церковь – хранительница их и fides implicita 
  • IV. Осуществление видимого единства в развитии церкви. Соборно-епископальная и папская теории. Папская непогрешимость 
  • V. Претворение теоретической Истины в жизнь, как характерная черта католичества. Общий характер католического богословия 
  • VI. Католическая догматика. Христология, сотериология, мариология. Учение о спасении. Августинство и Пелагианство 
  • VII. Идея Божества и учение о спасении 
  • VIII. Учение о состоянии прародителей в раю и грехопадении. Единство всех в Адаме и Христе. Свободная воля, благодать и греховность. Греховность, грехи и спасение 
  • IX. Отрицательная и положительная стороны религиозно-морального процесса. Казуистическая мораль. Религиозно-моральный идеал католичества в двух своих проявлениях 
  • X. Отрицательная и положительная стороны религиозно-морального процесса. Казуистическая мораль. Религиозно-моральный идеал католичества в двух своих проявлениях 
  • XI. Благодать, таинства и иерархия. Сакраменталии и свободные обнаружения благодати. Молитвы и добрые дела 
  • XII. Пастырствующая и правящая церковь. Проникновения в жизнь. Проблема принуждения. Цензура. Инквизиция

Карсавин Лев - Католичество - Католическая догматика

 
Если оставить в стороне учение об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque), то основные догмы католичества могут быть возведены к Никейско-Константинопольскому символу веры. Однако характерно, какие вопросы до сих пор волнуют католичество в круге раскрытия понятия о Божестве. Это прежде всего учение о всеведении Божием (scientia Dei), где еще не может считаться решенным спор между августинизмом и томизмом, выдвигающими идею Божьего предопределения, и развитым иезуитом Молиною (ум. в 1600 г.) молинизмом, который чрез посредство различения видов Божьего знания старается согласовать предуведение с предопределением и тем обусловить спасение и осуждение человека действиями его собственной воли. Равным образом при рассмотрении учения о Божьей воле, католические богословы преимущественно останавливаются на проблеме зла и греха. В учении о творении мира Богом, главное внимание точно также обращено на проблемы, связанные с человеческою жизнью: на происхождение зла, природу человека, благодать и свободную волю. 
 
Вполне понятно, что центром католической догматики является христология. При этом католицизм ревниво отстаивает важнейшее для всякого христианского сознания соединение во Христе истинного Божества с истинным человечеством против вечно возрождающихся осужденных церковью ересей несторианства и адопцианства, монофизитства и моноелитства, жизненный смысл которых для христианина остроумно и ярко выяснен в книге Владимира Соловьева «Россия и вселенская церковь». В связи с этим кругом вопросов стоит и столь занимавшее и занимающее католических богословов учение о душе Христовой, о нравственном совершенстве воли Христа, о Его знании и Богосознании. И если Божественность Христа закреплена определенными догматическими положениями, Его человечество утверждается сверх того еще и окончательно обнаружившимся в XVII веке культом Сердца Иисусова. 
 
Католическая христология естественно переходит в сотериологию, т. е. в учение о Христе, как о Спасителе. В сотериологии ставятся и решаются вопросы о необходимости искупления человечества Сыном Божиим, Богом и человеком, о полноте принесенного Им за грехи людей удовлетворения, смысле и значении воскресения, сошествия в ад и вознесения и т. п. Следует заметить, что католическая сотериология еще не сказала своего последнего слова. Наиболее разработано (уже средневековыми схоластиками) учение о деле Христовом, как удовлетворении за грехи людей, т. е. опять таки сторона, связанная с обращенностью католичества к человечеству и земле.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Andron