Кьеркегор - Несчастнейший - Страх и трепет - Философские крохи - Болезнь к смерти

kerkegor-neschastneyshiy
Семейная легенда гласит, что когда-то отец Серена, десятилетний пастушонок, трудившийся на покрытых скудным вереском пустынных пастбищах Ютландии, жестоко страдая от голода и холода, в сердцах взобрался на холм и громко проклял Бога (этого он не мог забыть и в 82-летнем возрасте). Однако впоследствии он стал богатым человеком, что и обеспечило Серену Керкегору независимое существование, позволившее ему сосредоточиться на писательской деятельности и даже издавать собственные сочинения на свои средства.
 
Не только отца, но и его младшего сына мучила мысль, что семью их поразил гнев Господень. Отец проклял Бога, и Божья кара за этот грех, видимо, заключалась в том, что его дети умирали, так и не переступив возраст Христа, а сам он пережил их всех. Жить в таком ужасном ожидании и не впасть в тяжелую меланхолию оказалось Серену Керкегору не под силу, несмотря на его прирожденное чувство юмора и способность утешать других (но не себя), о чем свидетельствует такая запись в его дневнике, датируемая 1846 г. «Я только что воротился со званого вечера, душою которого был; остроты так и слетали с моих уст, все смеялись, восхищались мною — но я ушел.. и мне хотелось застрелиться. «Я верю только тем, кто идет ко дну".
 

Сёрен Кьеркегор - Несчастнейший - Сборник

Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея 
МОСКВА, 2002 
ISBN 5-89647-062-2 
Серия «Религиозные мыслители» 
СОСТАВЛЕНИЕ И КОММЕНТАРИИ - Александр Суховей 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ - Виктория Маркова 
 

Сёрен Кьеркегор - Несчастнейший - Сборник - Содержание

Александр Суховей - Репетиция. Подражание. Повторение. 1843: год начинания 
НЕСЧАСТНЕЙШИЙ 
ПОВТОРЕНИЕ 
ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ЭТИЧЕСКИХ НАЧАЛ 
ДНЕВНИК ОБОЛЬСТИТЕЛЯ 
Комментарии 
Керкегор в России: карта чтения 
Избранная иностранная библиография 
 

Гардинер - Кьеркегор
Кьеркегор неоднократно уподоблял гений грозе, мечущей молнии независимо от направления ветра. Неизвестно, имел ли он в виду себя, приводя такое сравнение, но теперь, когда спустя более чем столетие мы рассматриваем развитие его теории, оно кажется вполне уместным. Подобно Марксу и Ницше, он предстает одним из выдающихся бунтарей среди мыслителей XIX века, одним из тех, кто сознательно противопоставлял свои идеи теориям и заблуждениям современного общества, одним из тех, чьи взгляды получили признание только после смерти.
 
В случае Кьеркегора признание не приходило особенно долго. Он писал по-датски, и его датские современники считали, по крайней мере, ему так казалось, что он «хватил через край». Его не читали, а если и читали, то не понимали истинного смысла его работ. Даже когда вскоре после его смерти в 1855 году начали появляться переводы Кьеркегора на немецкий язык, мало что изменилось.
 
Однако постепенно, во время Первой мировой войны и непосредственно по ее окончании, его идеи стали оказывать огромное влияние на умы в Центральной Европе. Именно связью его теории с экзистенциализмом — философским течением, активно развивавшимся в 30-е и 40-е годы XX века, объясняется сегодняшняя всемирная известность Кьеркегора. Хотя о Кьеркегоре отзываются как о мыслителе трудном, противоречивом, стоящем вне сформированных течений, вниманием тем не менее он определенно не обойден.
 

Гардинер Патрик - Кьеркегор - Очень краткое введение

М.: Астрель : ACT, 2008. — 192 с.
«Оксфорд»
ISBN 978-5-271-20715-0

 

Гардинер Патрик - Кьеркегор - Очень краткое введение - Содержание

  • Глава 1. Жизнь и характер
  • Глава 2. Философия той эпохи
  • Глава 3. Безнравственность века 
  • Глава 4. Способы существования
  • Глава 5. Истина и субъективность
  • Глава б. Свобода и личность
  • Глава 7. Заключение

Блан - Кьеркегор
Существуют истины, касающиеся непосредственно нас самих, настолько основополагающие, что без них человеческое существование не поддается пониманию, а жизнь является бессмысленной. Сами по себе эти истины не наделяют жизнь объективным, вневременным смыслом. В то же время в них сокрыт субъективный, частный смысл, важный для конкретного человека, живущего здесь и сейчас, душу которого без конца терзают неуверенность и постоянно встающий перед ним выбор.
 
Как философская (она же умозрительная) мысль, проявляющая интерес к «вещам в себе» и сотворяющая «абстрактные системы», может принимать во внимание жизнь конкретно взятого человека, который страдает, отчаивается, любит и умирает? Неужели для такой личности истина является лишь вопросом концепции? Может для него это нечто такое, чем нужно завладеть и сделать своей собственностью? И можно ли истину, имеющую значение для человека, сражающегося с превратностями судьбы, преподавать с кафедры университета? Не должна ли она, скорее, быть свидетелем перипетий на долгом жизненном пути извечного преодоления страхов, тревог и отчаяния?
 
В этом как раз и убежден Сёрен Кьеркегор. Он страстно желает овладеть знанием, сделать его своим и добиться понимания, способного удовлетворить любые запросы — интеллектуальные, экзистенциальные, внутренние.
 

Шарль ле Блан - Кьеркегор

(Persona Grata)
М. : РИПОЛ классик, 2018. — 256 с. : ил. 
ISBN 978-5-386-10525-9

 

Шарль ле Блан - Кьеркегор - Содержание

  • Великие даты 
  • Предисловие 
КЬЕРКЕГОР И ЕГО ВРЕМЯ 
  • 1.1. Историко-религиозный контекст 
  • 1.2. Философский контекст 
  • 1.3. Экзистенциальный контекст
ФИЛОСОФСКИЕ ВЕХИ 
  • 2.1. Существование как потенциальная возможность 
  • 2.2. Экзистенция и личность 
  • 2.3. Личность и экзистенция 
  • 2.4. Философия этапов 
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЕХИ 
  • 3.1. Тревога 
  • 3.2. Отчаяние 
  • 3.3. Конечность 
  • 3.4. История
  • 3.5. Патетика 
  • 3.6. Диалектика существования 
  • 3.7. Индивид и государство 
  • 3.8. Косвенная коммуникация 
  • 3.9. Итог 
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КЬЕРКЕГОРА
  • 4.1. Критика Гегеля
  • 4.2. «Отец» экзистенциализма 
  • 4.3. Экзистенциализм как философия 
  • 4.4. Наследие действия 
  • 4.5. Заключение 
Библиография
Труды Кьеркегора 
Работы, посвященные Кьеркегору 
Кьеркегор в Интернете 

Кьеркегор - Страх и трепет
Первое издание настоящего однотомника, включающего переводы трех книг датского философа и писателя Серена Кьеркегора, наиболее значимых для понимания его мировоззрения, вышло в 1993 г. в издательстве "Республика".
 
Данное, 2-е издание, дополнено работой В.А.Подороги "Авраам как Problemata. Серен Кьеркегор и непрямая коммуникация", а также фрагментами нового перевода книги "Понятие страха", выполненного А.В. Лызловым.
 

Серен Кьеркегор - Страх и трепет

 
Пер. с дат.-Изд. 2-е, дополненное и исправленное. - М.: Культурная революция, 2010. - (Классики современности). - 488 с. ISBN 978-5-250-06078-3.
Серия: Классики современности

Авторский сборник
Издательство: Культурная Революция, 2010 г.
Твердый переплет, 488 стр.
ISBN   978-5-250-06078-3
 

Серен Кьеркегор - Страх и трепет - Содержание

Диалектическая лирика Иоханнеса де Силенцио
Страх И Трепет (пер. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева)
Предисловие
Общий смысл
Похвальная речь Аврааму
Проблемы
Вступление от чистого сердца
Проблема 1. Существует ли телеологическое устранение этического?
Проблема 2. Существует ли абсолютный долг перед Богом?
Проблема 3. Было ли этически ответственным со стороны Авраама скрывать свой замысел от Сарры, Елизара и Исаака?
Эпилог

Понятие страха

Простое, психологически намеченное размышление в направлении догматической проблемы первородного греха
Написано Вигилием Хауфниенсием
(пер. Н.В. Исаевой, С.Л. Исаева)
Предисловие 
Введение

Глава первая.Страх как предпосылка первородного греха и как то, что разъясняет первородный грех вспять, в направлении его истока

§1. Исторические замечания относительно понятия «первородный грех» (142) §2. Понятие первого греха (146) §3. Понятие невинности (152) §4. Понятие грехопадения (154) §5. Понятие страха (158) §6. Страх как предпосылка первородного греха и как то, что разъясняет первородный грех вспять, в направлении его истока (162)

Глава вторая. Страх как то, что разъясняет первородный грех вперед, в прогрессии

§1. Объективный страх (173)    §2. Субъективный страх (177)

Глава третья. Страх как следствие того греха, который является отсутствием сознания греха

§1. Страх бездуховности (212) §2. Страх, диалектически определенный по направлению к судьбе (216)   §3. Страх, диалектически определенный
в направлении вины (222)

Глава четвертая. Страх греха, или Страх как следствие греха в единичном индивиде

§1. Страх перед злом (233) §2. Страх перед добром (демоническое) (238)

Глава пятая. Страх как спасающее силой веры

Болезнь к смерти

Изложение христианской психологии ради наставления и пробуждения
Написано Анти-климакусом, издано С. Къеркегором
(пер. СЛ. Исаева)
Предисловие 
Введение 

Книга I. О том, что отчаяние - это смертельная болезнь

Глава I. Будучи болезнью духа, или Я, отчаяние может приобретать три образа: отчаявшийся, не сознающий своего Я (неистинное отчаяние), отчаявшийся, не желающий быть собою, и отчаявшийся, который желает быть таковым (292)
Глава 2. Возможность [Mulighed] и действительность [Virkelighed] отчаяния (293)
Глава 3. Отчаяние - это смертельная болезнь (296)

Книга II. Всеобщность [Almindelighed] отчаяния

Книга III. Проявления отчаяния

Глава I. Отчаяние, рассмотренное не под углом зрения сознания, но только соответственно составляющим синтеза Я
Глава 2. Отчаяние, рассмотренное в категориях сознания (318)

Книга IV. Отчаяние - это грех

Глава I. Градации в осознании Я (качественное определение: перед Богом)
Глава 2. Сократическое определение греха (362)
Глава 3. О том, что грех есть не отрицание, но нечто положительное (370) Дополнение к книге N. Не является ли тогда грех исключением [Sjelden-hed]? (мораль) (373)

Книга V. Продолжение греха [Syndens Fortsaettelse]

Глава1. Грех отчаяния в собственном грехе (382)
Глава 2. Грех отчаяния относительно возобновления грехов [Forladelse от Syndernes] (возмущение) (386)
Глава 3. Грех - отрицать христианство modo ponendo и объявлять его неправдой (398)

Приложения

Страх и трепет. Комментарии
Понятие страха. Комментарии
Болезнь к смерти. Комментарии 
Понятие страха. Фрагменты (в переводе А. Лызлова)
В.А. Лодорога. Авраам как Problemata
Серен Киркегор и непрямая коммуникация
I. Непрямая коммуникация - что это такое? (444) 2. Жало в плоть (458) 3. Страх и диалектика возможного (468) 4. Полет марионетки (472) 5. Идея философского письма (483)

Кьеркегор - Болезнь к смерти
Смерть в представлении С. Кьеркегора тесно связана с духовным миром человека. Не сам ее факт, но осмысление "конца всего" является предметом философии смерти.
 
Вообще подход к смерти как к биологическому факту, т. е. подход научный, "беспристрастный" (по мнению Кьеркегора, попросту тщеславный) не адекватен человеческому запросу, т. к. "беспокойство — это истинное отношение … к нашей личной реальности"
 

Сёрен Кьеркегор - Болезнь к смерти

Пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева.
2-е изд. — М.: Академический проект, 2014. — 160 с.
Философские технологии
ISBN 978-5-8291-1561-6



 

Сёрен Кьеркегор - Болезнь к смерти - Введение

 
"Эта болезнь не к смерти" (Иоанн, 11,4), – и, однако же, Лазарь умер; но ученики не поняли последующего, когда Христос сказал: "Лазарь умер" (Иоанн, 11, 14). Стало быть, Лазарь умер, но тем не менее это не была смертельная болезнь; он действительно умер, но, однако же, не был болен к смерти.
 
Совершенно ясно, что Христос думал здесь о чуде, которое могло бы показать современникам, то есть тем, кто может верить, "славу Божию", о чуде, которое пробудило бы Лазаря из мертвых, то есть о том, что "эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий".
 
Но даже если бы Христос не пробудил Лазаря, разве не было бы истиной, что эта болезнь, даже сама смерть не есть болезнь к смерти!
 
Как только Христос приближается к гробнице, восклицая: "Лазарь! иди вон" (11, 43), мы уверяемся, что "эта" болезнь – не к смерти. Но даже и без этих слов, просто приближаясь к гробнице, разве Он, который есть "воскресение и жизнь" (11, 25), разве не показывает тем самым, что эта болезнь – не к смерти? И в силу самого существования Христа, разве здесь нет свидетельства? Какой толк для Лазаря быть воскрешенным, если он должен в конце концов умереть! Какой толк, без существования Того, кто есть Воскресение и Жизнь, для всякого человека, который в Него верует!
 
Нет, вовсе не благодаря воскрешению Лазаря эта болезнь – не болезнь к смерти, но лишь постольку, поскольку Он есть, через Него. Ибо на языке людей смерть – это конец всего, и, как они говорят, пока есть жизнь, есть надежда. Однако для христианина смерть – вовсе не конец всего, и не простой эпизод в единственной реальности, каковой является вечная жизнь; и она вмещает бесконечно больше надежды, чем несет нам жизнь, даже наполненная здоровьем и силой. Таким образом, для христианина даже смерть не выступает "смертельной болезнью", а уж тем более не выступает таким все, что вытекает из временных страданий: боль, болезнь, нищета, горе, враждебность, недуги телесные или душевные, огорчения и траур. И из всего удела, выпадающего человеку, каким бы суровым он ни был, по крайней мере к тем, кто страдает, к тем, кто говорит: "Смерть не может быть хуже этого", – из всего этого удела, подобного болезни, даже когда он такой не является, для христианина ничто не выступает смертельной болезнью.

Кьеркегор - Понятие страха
В «Понятии страха» впервые  в новейшей теологической литературе подробно рассмотрена проблема чувственности, эротики и сексуальности с позиции христианской догматики.
 
Вот тут-то путеводной нитью и становится понятие греха. Именно оно помогает развести этическую и религиозную точку зрения на духовность.
 
Психологический очерк Кьеркегора «Понятие страха» вообще-то целиком посвящен проблеме первородного греха (Arvesynd, букв.: «наследственного греха»), лежащего в основе страха (Angest). Не будем забывать, 
что Кьеркегор был тут первым — первым философом, первым психологом, первым теологом, разграничившим «страх-боязнь»  (Frygt), то есть страх, которому мы можем найти, подобрать конкретную причину, и этот мучительный, сосущий человека изнутри страх-головокружение (Angest), лишенный рациональных объяснений.
 
Истинный страх: страх перед черным провалом. 
 

Сёрен Кьеркегор Понятие страха - Простое, психологически намеченное размышление в направлении догматической проблемы первородного греха - Написано Вигилием Хауфниенсием

Пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А.  Исаева.  —  2-е  изд. 
М.:  Академический про-ект,  2014.  —  224  с.  —  (Философские технологии).
ISBN 978-5-8291-1598-2
Перевод с датского, вступительная статья и примечания Натальи Исаевой и Сергея Исаева
 

Сёрен Кьеркегор Понятие страха - Простое, психологически намеченное размышление в направлении догматической проблемы первородного греха - Написано Вигилием Хауфниенсием - Содержание

Личины страха и манки эротики (Н. Исаева, С. Исаев)
Предисловие
Введение

Глава первая - Страх как предпосылка первородного греха и как то, что разъясняет первородный грех вспять, в направлении его истока

  • § 1. Исторические замечания относительно понятия «первородный грех»
  • § 2. Понятие первого греха
  • § 3. Понятие невинности
  • § 4. Понятие грехопадения
  • § 5. Понятие страха
  • § 6. Страх как предпосылка первородного греха и как то, что разъясняет первородный грех вспять, в направлении его истока

Глава вторая - Cтpax как то, что разъясняет первородный грех вперед, в прогрессии

  • § 1. Объективный страх
  • § 2. Субъективный страх

Глава третья - Страх как следствие того греха, который является отсутствием сознания греха

  • § 1. Страх бездуховности
  • § 2. Страх, диалектически определенный по направлению к судьбе
  • § 3. Страх, диалектически определенный в направлении вины

Глава четвертая - Страх греха, или страх как следствие греха в единичном индивиде

  • § 1. Страх перед злом
  • § 2. Страх перед добром (демоническое)

Глава пятая - Страх как спасающее силой веры

Примечания

Кьеркегор - Заключительное ненаучное послесловие к Философским крохам
Теистически ориентированный экзистенциализм Кьеркегора вырос прежде всего в полемике с философией религии Гегеля, утверждавшего, что адекватное постижение Бога возможно лишь в разреженных пространствах чистой мысли. Датский мыслитель не переставал упрекать Гегеля в глубочайшем непонимании христианства, поскольку, на его взгляд, разум никак не может привести нас к подлинной встрече с божественной трансцендентностью.
 
Объективное знание о Боге невозможно принципиально, человек никогда не может быть до конца уверен в собственном бессмертии, а значит и Бог всегда остается бесконечно далеким, ускользающим предметом его усилий. По существу, внутри этого, природного мира человек покинут, он предоставлен самому себе и вынужден сообразовываться с собственными тревогами, собственными всплесками чувственности.
 
Но там, где знание оказывается недостаточным, там, где разум нас предает, там, где, казалось бы, нам уже не на что опереться, — остаются заведомо обеспеченные нам отчаяние, страх, боль, имманентно присущие самому существованию. Прочные гарантии счастья могут и подвести, — но вот стыд и горе обеспечены нам независимо от нашего позволения и от наших желаний.

 

Серен Кьеркегор - Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»

Пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева
М.: Академический Проект, 2012. — 608 с. — (Философские технологии)
ISBN 978-5-8291-1406-0
 
Также издание:
Пер с датского яз. Н.Исаевой и  С.Исаева
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005 — 680 с.
ISBN 5-288-03760-4

 

Серен Кьеркегор - Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» - Содержание

Исаева Н., Исаев С. Серен Кьеркегор: Лестница в небо — виртуальный проект
Предисловие
Введение
 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЪЕКТИВНАЯ ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ХРИСТИАНСТВА
Глава первая. Историческая точка зрения
§ 1. Священное писание
§ 2. Церковь
§ 3. Свидетельство веков по поводу истинности христианства
Глава вторая. Спекулятивная точка зрения
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СУБЪЕКТИВНАЯ ПРОБЛЕМА: ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ИНДИВИДА К ИСТИННОСТИ ХРИСТИАНСТВА ИЛИ ЖЕ К ТОМУ, КАК СТАТЬ ХРИСТИАНИНОМ
Раздел первый. Кое-что о Лессинге
Глава первая. Выражение благодарности Лессингу
Глава вторая. Возможный и действительный тезисы Лессинга
 
Раздел второй. Субъективная проблема, или каким образом субъективность может полагаться, для того чтобы проблема стала для нее явной
Глава первая. Становиться субъективным
Глава вторая. Субъективная истина, внутреннее; истина есть субъективное
Приложение. Взгляд на некоторые примеры в современной датской литературе
Глава третья. Действительная субъективность, этическое; субъективный мыслитель
§ 1. Что значит экзистировать; действительность
§ 2. Возможность выше действительности. Действительность выше возможности. Поэтическая и интеллектуальная идеальность; этическая идеальность
§3. Одновременность отдельных элементов субъективности внутри экзистирующей субъективности; одновременность как нечто противоположное спекулятивному процессу
§ 4. Субъективный мыслитель; его задача, его форма, его стиль
 
Глава четвертая. Проблема «Философских крох»: как вечное счастье может основываться на историческом знании?
Секция первая. Ориентация в замысле «Философских крох»
§1.0 том, что исходная точка была найдена в языческом сознании, и почему это произошло
§2. Важность предварительного соглашения о том, что такое христианство, — еще прежде, чем можно ставить вопрособ опосредовании христианства в спекулятивном мышлении; отсутствие соглашения благоприятствует опосредованию, хотя такое отсутствие соглашения делает опосредование иллюзорным; достижение соглашения препятствует опосредованию
§ 3. Проблема, поставленная в «Философских крохах», как проблема вводная,—это не введение в христианство, но введение в то, как стать христианином
Секция вторая. Сама проблема
Вопрос о вечном блаженстве индивида решается во времени благодаря его отношению к чему-то историческому, которое к тому же является историческим таким образом, что включает в качестве составной части то, что по самой своей природе не может быть историческим, а значит, должно становиться таковым силой абсурда
 
А. Патетическое
§ 1. Начальное выражение экзистенциального пафоса, абсолютная ориентация (уважение) на абсолютный тёХос, выражаемая через действие по преобразованию экзистенции — эстетический пафос — иллюзорность опосредования — монашеское движение в Средние века — уметь одновременно относиться абсолютно к собственному абсолютному тёХос и относительно — к относительным целям
§2. Существенное выражение экзистенциального пафоса —страдание; — удача или неудача как эстетическое мировоззрение в противоположность страданию как религиозному мировоззрению (освещено в религиозной речи); — действительность страдания (юмор); —действительность страдания в этом позднейшем отношении как знак того, что экзистирую-щий индивид вступил в отношение с вечным блаженством; — иллюзия религиозного; — духовное искушение; — основа и смысл страдания в первом отношении: умирать для непосредственного и все же оставаться внутри конечного; — возвышающее развлечение; — юмор как incognito религиозного
§3. Решающее выражение экзистенциального пафоса —это вина. — Исследование уходит скорее назад, чем вперед. — Вечное припоминание вины —это высшее выражение для отношения виновного сознания к вечному блаженству. — Низшее выражение виновного сознания и соответствующие ему способы обретения удовлетворения. — Покаяние собственного производства. — Юмор. — Религиозность сокрытого внутреннего
Опосредующее звено между А и В
 
В. Диалектическое
§ 1. Диалектическое противоречие, составляющее истинный перелом: ожидание вечного блаженства во времени благодаря отношению к чему-то иному во времени
§ 2. Диалектическое противоречие: вечное блаженство основано на отношении к чему-то историческому
§3. Диалектическое противоречие: историческое, разбираемое здесь, не является историческим явлением в обычном смысле слова, но представляет собой то, что может стать историческим лишь вопреки собственной природе, следовательно, силой абсурда
Приложение к В. Обратное воздействие диалектического на пафос, ведущее к обостренному пафосу, а также одновременно существующие элементы такого пафоса
 
Глава пятая. Заключение
ПРИЛОЖЕНИЕ
Объяснение с читателем
Первое и последнее разъяснение

Кьеркегор - Евангелие страданий
Эти христианские беседы (которые более чем в одном отношении не являются проповедями и потому более чем по одной причине не названы так)  предназначены не для того, чтобы «полюбопытствовать в  свободную минуту»; но если хотя бы один-единственный страдающий, который, возможно, заблудился во  множестве мыслей, читая их, вздохнёт с облегчением в тяжёлую минуту, нападёт в них на след, ведущий через эти многие мысли: тогда их автор не будет  раскаиваться в том, что решил их написать.

Это «Евангелие страданий» — и это означает не то, что эти беседы исчерпывают свой предмет, но то, что каждая беседа — словно глоток воды,  почерпнутой из этого, слава Богу, неисчерпаемого  источника; не то, что какая-то из бесед была бы  исчерпывающей, но то, что каждая из них черпает достаточно глубоко, чтобы почерпнуть радость.
 
В «Евангелии страданий» датский философ и религиозный  писатель Серен Кьеркегор (1813-1855) размышляет о следовании за  Христом и о смысле страдания в человеческой жизни. Книга будет  интересна не только профессиональным философам, но и всякому думающему человеку.

 

Серен Кьеркегор - Евангелие страданий

Пер. с датского А. В. Лызлова; Пред. протоиерея А. Уминского.
М.: Свято-Владимирское изд-во, 2011. —304 с.
ISBN 978-5-900249-63-6

 

Серен Кьеркегор - Евангелие страданий - Содержание

  • I. Что значит последовать за Христом, и какая в этом радость
  • II. Как может бремя быть лёгким, если страдание тяжко
  • III. Радость в том, что школа страданий готовит к вечности
  • IV. Радость в том, что по отношению к Богу человек никогда не страдает без вины
  • V. Радость в том, что это не путь тесен, но сама теснота является путём
  • VI. Радость в том, что даже если временное страдание предельно тяжко, всё же вечное блаженство перевешивает его
  • VII. Радость в том, что человек с чистым сердцем и свободный способен, страдая, лишить мир власти над собой и что он силен превратить бесчестье в честь, поражение в победу

Кьеркегор - Беседы
«Единственный, кого я с радостью и благодарностью называю своим читателем, прими этот дар». — Так сам Кьеркегор открывает цикл своих духовных бесед и проповедей. Кто же он — читатель Кьеркегора? К кому сегодня обращен негромкий голос датского философа и христианского мыслителя первой половины 19 века? Он обращен не к массе, а к человеку. Ведь именно его всегда искал Серен Кьеркегор, и ради него, человека, он написал все свои произведения.
 
Кажется, невозможно сравнить нашу современную жизнь с жизнью Дании 19 века. Оглядываясь на прошедшее столетие, мы понимаем, что мир сильно изменился и продолжает катастрофически меняться. Есть вещи, которые уже трудно вернуть и поставить на свои места.
 
Причина тому, конечно, колоссальные войны и революции, в том числе — культурные, информационные, сексуальные... Но самая главная и разрушительная — это революция общественного сознания, затронувшая всё человечество. Рушится система ценностей, и более всего теряет ценность сам человек — ив своих собственных глазах, и в общественном сознании. Человек как личность, человек как индивидуум, человек как образ и подобие Божие — всё это обесценивается. Одновременно с этим происходит и ещё один процесс — всё обессмысливается. Мир был осмыслен, потому что в мир пришло Слово Божие, Божественный Логос. Слово стало плотню и начало властвовать в человеческом обществе. Им сформировано человеческое сознание последних двух тысячелетий. Христианство осмыслило человеческое существование на Земле, подняло ценность человека на такую высоту, которой не было никогда до этого в мире.
 
Сейчас же происходит обратный процесс, он идёт обвально, катастрофически вниз. Человек потерял веру, а значит, и смысл, и всякую ценность, потому что если человек не связан с Богом, то он ровно ничего не стоит. В этом случае человек — это только механизм, только инструмент или винтик, работающий в общей машине ради определённых благ и удовольствий. Это в своё время заметил Кьеркегор. Он писал: «Фактически существуют руководства в каждой области, и скоро во всём мире образование будет состоять из заучивания наизусть большего или меньшего количества примечаний и толкований.
 

Серен Кьеркегор - Беседы

Пер. с датского А. В. Лызлова; Пред. протоиерея А. Уминского
М.: Свято-Владимирское изд-во, 2009.-288 с.
ISBN 978-5-900249-35-3

 

Серен Кьеркегор - Беседы - Содержание

Предисловие
Полевая лилия и птица небесная
«Первосвященник»
«Мытарь»
«Грешница»
 
От переводчика
Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные

Кьеркегор – Беседы и Размышления
Быть — это радость. В работе «Полевая лилия и птица небесная» Кьеркегор, обращаясь к образу, который дает Евангелие, призывает учиться этой радости, учиться жить в ней и из нее: «...научись, хотя бы начни учиться, — пишет он, — у лилии и птицы. Ведь никто не имеет права всерьез считать, что то, чему радуются лилия и птица, и все подобное этому — что все это ничтожно и не заслуживает радости. То, что ты появился на свет, что ты есть, что тебе «сегодня» надлежит быть; то, что ты появился на свет, что ты родился человеком; то, что ты можешь видеть, подумай, ты можешь видеть, что ты можешь слышать, что ты можешь обонять, что ты можешь чувствовать вкус, что ты можешь осязать, что солнце светит тебе — и ради тебя, что, когда оно устает, появляется луна и зажигаются звезды; что приходит зима и вся природа меняет наряд, изображает незнакомку — чтобы развеселить тебя; что приходит весна и птицы прилетают огромными стаями — чтобы порадовать тебя, что пробивается зелень, что лес хорошеет и стоит как невеста чтобы тебе доставить радость; что наступает осень, что птица улетает не для того, чтобы набить себе цену, о нет, но чтобы не наскучить тебе, что лес прячет свой наряд до следующего раза, то есть чтобы в следующий раз суметь порадовать тебя: и это-то ничтожно и не заслуживает радости!
 
О, если бы я смел браниться; но из почтительности к лилии и птице я не посмею этого сделать, и потому я, вместо того чтобы сказать, что нечему здесь радоваться, скажу, что если все это не заслуживает радости, тогда нет ничего, что заслуживало бы радости! Подумай, что и лилия, и птица — сама радость; а ведь у них, понятное дело, гораздо меньше того, чему можно радоваться, чем у тебя — у тебя, кто также может радоваться лилии и птице. Учись поэтому у лилии, учись у птицы, они учителя: они суть здесь, они суть сегодня, и они суть радость»
 

Сёрен Кьеркегор – Беседы и Размышления

Издательство – Рипол Классик – 512 с.
Москва – 2018 г.
ISBN 978-5-386-10661-4
 

Сёрен Кьеркегор – Беседы и Размышления – Содержание

  • От переводчика (Алексей Лызлов)
Сёрен Кьеркегор - Беседы разных лет
  • Предисловие (прот. Алексей У минский)
  • Полевая лилия и птица небесная
  • «Первосвященник» — «Мытарь» — «Грешница»
  • Предисловие переводчика (Алексей Лызлов)
  • Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные
Сёрен Кьеркегор - Евангелие страданий
  • Беседы и судьбы (прот. Алексей Уминский)
  • I. [Что значит последовать за Христом, и какая в этом радость]
  • II. [Как может бремя быть легким, если страдание тяжко]
  • III. [Радость в том, что школа страданий готовит к вечности]
  • IV. [Радость в том, что по отношению к Богу человек никогда не страдает без вины]
  • V. [Радость в том, что это не путь тесен, но сама теснота является путем]
  • VI. [Радость в том, что даже если временное страдание предельно тяжко, все же вечное блаженство перевешивает его]
  • VII. [Радость в том, что человек с чистым сердцем и свободный способен, страдая, лишить мир власти над собой и что он силен превратить бесчестье в честь, поражение в победу]
Н.Н. - Два малых этико-религиозных трактата
  • Имеет ли человек право предать себя на смерть и быть убит ради истины?
  • О различии между гением и апостолом (1847)

Кьеркегор - Философские крохи
Философские крохи вышли в 1844 году под псевдонимом «Йоханнес Климакус» и, как и предыдущие книги Керкегора, заставили читающую публику интересоваться автором больше, чем его произведением. Однако реакция критиков на этот раз была необычной.
 
Они вели себя так, будто книги не существует. Молчание литературных кругов можно было бы объяснить ее наукообразностью. Но, чтобы понять мотивы, заставившие пройти мимо трактата философское сообщество (если не считать двух анонимных заметок, показывавших, скорей, что рецензентам не хватило терпения прочитать его до конца), таких простых объяснений будет недостаточно.
 
Центральный вопрос книги — историчность не Писания, а самого Пришествия — истины, чья вечность реализуется в  человеческой истории и не имеет другого осуществления, кроме временного.
 

Сёрен Керкегор - Философские крохи или Крупицы мудрости Йоханнеса Климакуса

Пер. Д.А. Лунгиной под ред. В.Л. Махлина.
Предисловие и комментарии Д.А. Лунгиной.
М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. — 192 с.
ISBN 978-5-94242-048-2 

 

Сёрен Керкегор - Философские крохи или Крупицы мудрости Йоханнеса Климакуса - Содержание

Глава I. Мысль-проект
Глава II. Бог как учитель и спаситель
Глава III. Абсолютный парадокс
Дополнение. Парадокс как оскорбление
Глава IV. Ученик в ситуации одновременности
Интермеццо
Прибавление
Глава V. Ученик-из-вторых-рук
Мораль

Кьеркегор - Наслаждение и долг
В работе "Наслаждение и долг" (понятия, соответственно коррелирующие с эстетическим и этическим началами жизни), Кьеркегор писал: "Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть; этическим же - то, благодаря чему он становится тем, чем становится".
 
Предлагаемые три произведения: «Афоризмы Эстетика», «Дневник Обольстителя», ««Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал» датского писателя Сёрена Киркегора взяты из его замечательного сочинения «Одно из двух», состоящего из двух частей прямо противоположных между собой по содержанию; первая часть — чисто эстетического, а вторая — строго этического характера. Названное сочинение вышло в 1843 году под псевдонимом Виктор Эремит, но в предисловии было сказано, что последний является лишь издателем, а не автором, так как все статьи, составляющие предлагаемое сочинение, найдены им в бумагах одного приятеля и принадлежат, как видно, перу двух разных лиц, из которых одно — эстетик — дало материал для первой части, а другое — этик — для второй.
 
«Одно из двух» — сочинение настолько оригинальное как по замыслу, так и по исполнению, что мы считаем нужным дать здесь хотя бы краткие сведения о самой личности автора и его воззрениях.
 

Сёрен Кьеркегор - Наслаждение и долг

СПб, 1894; Киев, 1994; Ростов-на-Дону, 1998.
ISBN 5-222-00327-2

 

Сёрен Кьеркегор - Наслаждение и долг - Содержание

 
Предисловие переводчика к первому изданию
  • АФОРИЗМЫ ЭСТЕТИКА
  • ДНЕВНИК ОБОЛЬСТИТЕЛЯ
  • ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ЭТИЧЕСКИХ НАЧАЛ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
В. Яковлев - Серен Кьеркегор и Лев Шестов
Лев Шестов - Киркегард — религиозный философ
Библиография
Примечания

Кьеркегор - Или-или
По правде говоря, и сейчас порой кажется, что для русских  исследователей оказался значим (и всерьез прочитан) лишь первый том «Или — или». В этом смысле и Лев Шестов, и Пиама Гайденко ценят Кьеркегора прежде всего как свободного, беспутного художника, который мучается и страждет под грузом впервые осознанных экзистенциальных проблем, — когда свобода и есть способность переживать «пограничное состояние», конечность своей экзистенции, с неимоверной остротой, а расколотая индивидуальность и есть высшее выражение ранимой человечности...
 
Да и Михаил Бахтин, который, говорят, специально выучил датский, чтобы в подлиннике читать Кьеркегора, так и остается применительно к Достоевскому внутри этой своей любимой идеи «полифонии», то есть многоголосия, которое принципиально не  сводимо к одному-единственному крику или восклицанию одной лишь гортани.

Кьеркегор, глаголящий от лица многочисленных псевдонимов, Кьеркегор, как Пессоа, изъясняющийся словами многих авторов, — что будем с этим делать, как разбираться? Верно ли, что множество масок — это знак утраты собственного лица, то есть всего лишь расколотое зеркало, след болезненных психологических авантюр последовательного индивидуалиста? А что, если игра автора с читателем тут заведомо (и сознательно) гораздо сложнее?

 

Сёрен Кьеркегор - Или–или - Фрагмент из жизни - Издано Виктором Эремита

Пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева
М.: Академический проект, 2014. —   776 с. — (Философские технологии)
ISBN 978-5-8291-1611-8 
 

Сёрен Кьеркегор - Или–или - Фрагмент из жизни - Издано Виктором Эремита - Содержание

Н. Исаева. Выбор духа — бессмертие навырост
Часть I, содержащая бумаги А
Предисловие
Диапсалмата
  • Ad se ipsum
  • Или–или  (Экстатическая лекция)
Непосредственные стадии эротического, или Музыкально-эротическое
  • Несущественное введение
  • Первая стадия 
  • Вторая стадия
  • Третья стадия
    • 1. Чувственная гениальность, определяемая как соблазн
    • 2. Другие обработки образа Дон Жуана, рассмотренные применительно к музыкальной интерпретации
    • 3. Внутреннее музыкальное строение оперы
  • Несущественное послесловие
Отражение античного трагического мотива в современном трагическом (Попытка фрагментарного очерка)
Теневые силуэты (Психологическое времяпрепровождение)
  • Импровизированная похвальная речь
  • Мария Бомарше
  • Донна Эльвира 
  • Маргарита
Несчастнейший (Вдохновенная речь, обращенная к Sumparanekromenoi)
Первая любовь (Комедия Скриба в одном акте, перевод Й.Л. Хайберга)
Плодопеременное хозяйство (Опыт по теории общественного благоразумия)
Дневник соблазнителя
 
Часть II, содержащая бумаги Б, письма к А
Эстетическая значимость брака
Равновесие между эстетическим и этическим в развитии личности
Ультиматум
  • Возвышенное поучение, заключенное в мысли о том, что пред Богом мы всегда не правы
    • Молитва
  • Возвышенное поучение, заключенное в мысли о том, что пред Богом мы всегда не правы

Кьеркегор - Повторение
Один писатель сказал, что единственная счастливая любовь это любовь-воспоминание или любовь, ставшая воспоминанием. Он, несомненно, прав, надо только помнить, что воспоминание сначала делает человека несчастным. Единственная же поистине счастливая любовь — это любовь-повторение. В ней, как и в любви-воспоминании, нет тревог надежды, жуткой фантастики открытий, но нет и грусти воспоминания, в ней блаженная уверенность настоящей минуты. Надежда — новое платье, туго накрахмаленное и блестящее, его еще ни разу не надевали, и неизвестно, пойдет ли оно тебе и придется ли по фигуре. Воспоминание — сброшенная одежда, которая, как бы ни была красива, уже перестала быть впору, так как человек из нее вырос. Повторение — неизносимое одеяние, которое свободно и вместе с тем плотно облегает фигуру, нигде не жмет и нигде не висит мешком. Надежда — прелестная девушка, ускользающая из рук; воспоминание — красивая зрелая женщина, время которой уже прошло. Повторение — любимая жена, которая никогда не наскучит. Ведь наскучить и надоесть может только новое.
 
Повторение есть исчерпывающее выражение для того, что у древних греков называлось воспоминанием. Греки учили, что всякое познавание есть припоминание, новая же философия будет учить, что вся жизнь — повторение. Лейбниц был единственным из новых философов, угадывавший это. Повторение и вспоминание — одно и то же движение, только в противоположных направлениях: вспоминание обращает человека вспять, вынуждает его повторять то, что было, в обратном порядке, —  подлинное  же  повторение заставляет человека, вспоминая, предвосхищать то, что будет. Поэтому повторение, если оно возможно, делает человека счастливым, тогда как воспоминание несчастным, если, конечно, человек даст себе время пожить, а не сразу, в самый же час своего рождения, постарается улизнуть из жизни под каким-нибудь предлогом, типа: прошу прощения, забыл кое-что прихватить с собой.
 

Серен Керкегор - Повторение

Oпыт экспериментальной психологии
Перевод П.Г.Ганзена, сверенный с оригиналом, исправленный, дополненный и прокомментированный Д.А.Лунгиной. — Издательство "Лабиринт", М., 1997. — 160 с.
ISBN 5-87604-099-1

 

Серен Керкегор - Повторение - Содержание

  • Повторение  - опыт экспериментальной психологии Константина Констанция
  • Повторение
  • Комментарии 

Кьеркегор - Девять бесед 1843 года
Поскольку она, будучи издана, отправилась — в переносном смысле — в своего рода странствие, я на краткое время позволил себе последовать за нею взглядом. Я смотрел за ней, как она шла одинокой  тропой или одиноко по проезжей дороге. После одного-двух небольших недоразумений, когда она была обманута поверхностным сходством, она, наконец, повстречала того  единственного, кого я с радостью и благодарностью  называю моим читателем, того единственного, кого она ищет, к кому она словно простирает руки, того единственного, кто так отзывчив, что даёт ей себя найти, кто так отзывчив, что  принимает её, застанет ли она его в мгновение встречи радостным и дерзновенным или «усталым и задумчивым».
 
Поскольку же она, будучи издана, в прямом смысле тихо стоит, не меняя места, я на краткое время позволил себе  остановиться на ней взглядом. Она стояла, словно неприметный маленький цветок, укрывшийся в огромном лесу, который не выдаёт себя ни  особым великолепием, ни ароматом, ни образом жизни. Но вот я видел, или словно бы видел, как птица, которую я называю моим читателем, вдруг заметила её, стремглав бросилась вниз, схватила её и унесла к себе. И увидев это, я уже не видел дальнейшего.
 

Серен Кьеркегор - Девять бесед 1843 года

 
Пер. с датского А. В. Лызлова  М.: 2016.  324 с.
ISBN 978-5-9907589-1-9 
 

Серен Кьеркегор - Девять бесед 1843 года - Содержание

От переводчика
Две назидательные беседы
  • Предисловие
  • Чаяние, присущее вере. Новый год
  • Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше
Три назидательные беседы
  • Предисловие
  • Любовь покрывает множество грехов
  • Любовь покрывает множество грехов
  • Утвердиться во внутреннем человеке
Четыре назидательные беседы
  • Предисловие
  • Господь дал. Господь взял - благословенно имя Господне
  • Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше
  • Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше
  • Стяжать свою душу в терпении 

Кьеркегор - Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал

Стоит, однако, остановиться на них мыслью, чтобы забыть о незначительности разделяемых ими понятий, они как-то мгновенно сбрасывают с себя скрывающий их скромный покров и опять являются в полном своем блеске и величии. В обыденной речи слова «или — или» напоминают вмешавшегося в толпу представителя власти, одетого в гражданское платье, — стоит этому лицу явиться в одежде, присвоенной его званию, и он резко выделится из толпы. Таким представителем власти, которого я привык видеть лишь в торжественных случаях, и являются слова «или — или» после своей метаморфозы — вот почему они и вызывают во мне тогда серьезное настроение. Хотя моя жизнь и опирается уже до известной степени на «или — или», я все-таки уверен, что впереди может представиться еще много случаев, когда эти слова вновь предстанут передо мною в своем истинном значении. Надеюсь, впрочем, что они не застанут меня врасплох, и что я сумею сделать правильный выбор, во всяком же случае постараюсь отнестись к нему с надлежащей серьезностью и этим облегчить себе возможность скорейшего возвращения с ложного пути.

Ну, а ты? Ты, ведь довольно часто употребляешь эти слова; они даже превратились у тебя чуть ли не в поговорку. Какое же значение придаешь им ты? Никакого! Для тебя они, выражаясь твоим же языком, какой-то мимолетный проблеск, coup de mains. Ты умеешь пользоваться ими— и при случае даже не без эффекта — и все-таки они действуют на тебя только, как крепкий напиток на слабонервного: ты пьянеешь от этой — как сам выражаешься— высшей галиматьи. Ты говоришь: «В этих словах заключена вся житейская мудрость, и поэтому ни один смертный не выразился так сильно и многозначительно, как один великий мыслитель, житейский философ, устами которого, казалось, вещало в этом случае всему страждущему человечеству какое-то злое божество; мудрец этот изрек человеку, уронившему на пол шляпу: "Поднимешь — побью, и не поднимешь— побью, выбирай"»! И вот тебе доставляет особенное удовольствие утешать людей, обращающихся к тебе за советом и помощью в критические минуты жизни, таким ответом: «Да, теперь я вижу ясно, что вам представляется только два выхода, вы должны решиться или на то, или на другое, но, откровенно говоря, сделаете ли вы то или другое, вы одинаково раскаетесь». Издевающийся над ближним издевается, однако, и над самим собой, и подобное отношение к жизни, характеризуемое фразой: «или — или, — безразлично» служит лишь печальным доказательством твоей душевной развинченности. Выражай эта фраза твое истинное мнение, тогда, конечно, делать нечего, пришлось бы махнуть на тебя рукой, пожалев только, что меланхолия или легкомыслие так истощили твой ум. Убежденный в ином, я принужден, однако, не жалеть тебя, а, напротив, пожелать, чтобы жизнь стиснула тебя покрепче и вызвала наружу то, что таится у тебя внутри, подвергла тебя строгому допросу, от которого ты уже не отвертелся бы пустословием и шутками. «Жизнь — маскарад», — говоришь ты, и эта мысль служит для тебя неисчерпаемым источником забавы. Никому еще, по твоим словам, не удалось познать тебя, твоя откровенность с людьми равносильна каждый раз новому обману, и только таким образом, не дозволяя людям теснить тебя, можешь ты жить и дышать свободно. У тебя все направлено к поддержанию твоей таинственности, и, сказать правду, твоя маска загадочнее и непроницаемее всех. Сам по себе ты — ничто, ты существуешь лишь по отношению к другим, являешься тем, чем тебе нужно быть в этих отношениях.

 

Сёрен Кьеркегор - Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал 

Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 168 с.
ISBN 978-5-4499-0466-9

Кьеркегор - Дневник обольстителя
«Дневник обольстителя» — это написанная в форме романа часть самой известной книги датского философа и писателя Серена Кьеркегора «Или — Или», иногда печатающаяся и отдельно.
 
В «Предисловии» к книге её воображаемый издатель Виктор Эремита объясняет: публикуемые им записки найдены в купленном по случаю старом бюро.
 
По почерку и содержанию он разделил их на два тома: в первом помещены статьи и произведения «эстетического характера», написанные, очевидно, одним лицом, которое он условно назвал г-ном А, второй содержит назидательно-философские письма некоего асессора Вильхельма, адресованные этому г-ну А.
 
 

Сёрен Кьеркегор - Дневник обольстителя

Калуга, 1993; — М., 1999; — СПб., 2000; — СПб, 2007
 

Сёрен Кьеркегор - Дневник обольстителя - Введение

 
Душа моя все бьется в той же путанице противоречий. Я хорошо знаю, что я видел, но знаю также, что я забыл виденное. Остаток воспоминания не служит для меня отрадой, а лишь воспламеняет жгучую боль желания. Мое сердце, моя душа требуют этого образа, требуют с таким необузданно‑страстным порывом, точно вся моя жизнь поставлена тут на карту. Но он не является!
 

Кьеркегор - Афоризмы эстетика
 
"Кроме многочисленных знакомых, у меня есть один друг ‑ грусть. Среди шумного веселья и в часы усердной работы он вдруг отзывает меня, увлекает в свое уединение, и я иду за ним, хотя, в сущности, и не двигаюсь с места. Никогда сердце мое не имело более верного друга ‑ мудрено ли, что я принадлежу ему всем сердцем!"
 

Кьеркегор Серен. Афоризмы эстетика

Перевод: Петр Ганзен

Афоризмы эстетика

x x x

Семга сама по себе вещь очень вкусная, но в большом количестве она вредна для желудка, как и всякая тяжелая пища. Поэтому‑то однажды во время большого улова семги возле Гамбурга полиция запретила домохозяевам кормить прислугу семгой больше одного раза в неделю. Вот бы вышел такой же приказ относительно сентиментальности!!!

x x x

Солнце весело и ласково заглядывает в мое жилище; в соседней комнате открыто окно. На улице тихо, ‑ послеобеденная воскресная пора. Я слышу, как поет жаворонок под окном красивой девушки на соседнем дворе. Из какой‑то дальней улицы доносится выкрикиванье разносчика рыбы. В воздухе разлита такая теплота, а город будто весь вымер... Мне вспоминается моя молодость, моя первая любовь, когда я так грустил. Теперь я грущу лишь по той первой грусти. Что такое юность? ‑ Сон... Что такое любовь? ‑ Сновидение...

x x x

Моя печаль ‑ моя крепость; она расположена на вершине горного хребта среди облаков, как гнездо орла; никто не может овладеть ею. Оттуда я делаю набеги в действительную жизнь, хватаю добычу, приношу домой и тку из нее картину для украшения стен моей башни. Я живу там отшельником. Все пережитое я погружаю в купель забвения вечных воспоминаний; все конечное забыто и стерто. Я, как седой старец, сижу здесь в глубокой задумчивости и тихо, почти шепотом, объясняю себе картины. Меня слушает ребенок, хотя он и помнит все сам без моих рассказов.


Роде - Серен Кьеркегор - сам свидетельствующий о себе и о своей жизни
Жизнь Киркегора бедна событиями. Однако для этической личности не существует множества событий, от которых бы она зависела. Этическая личность переживает события, позволяя своей индивидуальности формироваться их посредством точно так же, как посредством своей индивидуальности она оставляет неизгладимый след в каждом человеке, с которым встречается. Назовем людей, с которыми Киркегор оказался в течение своей жизни в особенных, повлиявших на его судьбу отношениях: отец, сделавший из него верующего; Регина, юная девушка, с которой он был помолвлен и которая сделала из него поэта; писатель и журналист Меир Арон Гольдшмидт, ставший причиной киркегоровского презрения к миру и мирскому; и наконец, епископы Мюнстер и Мартенсен, подобным же образом ставшие для Киркегора персонификацией извращенного «христианского мира».

 

Петер П. Роде - Серен Киркегор - сам свидетельствующий о себе и о своей жизни

(с приложением фотодокументов и других иллюстраций)
Перевод с немецкого, составление приложения и послесловие Николая Болдырева
Перевод выполнен по 22 изданию, вышедшему в июне 1995
ISBN 5-8029-0024-5 (рус.)
ISBN 3-499-50028-0 (нем.)
Урал LTD 1998
Originally published under the title Soren Kierkegaard in the series «rowohlts monographien»
RowohltTaschenbuch VerlagGmbH, Reinbek bei Hamburg
 

Петер П. Роде - Серен Киркегор - сам свидетельствующий о себе и о своей жизни - Содержание

  • Введение  
  • Отец, или Вера
  • Студенческие годы
  • Землетрясение
  • Регина, или Поэтическая
  • Почему Киркегор порвал с Региной?
  • Поэтическое творчество
  • Первая поездка в Берлин
  • Копенгаген как культурный центр
  • Двойное движение бесконечности
  • Сведение счетов с Гегелем
  • Гольдшмидт, или Столкновение с мирским
  • Гольдшмидт
  • Чрезвычайная инстанция, или Спор с церковью
  • Мюнстер
  • Регина
  • Навстречу катастрофе
  • Киркегор и наше время
  • Экзистенциальное мышление
  • Ненаучная психология
Хронологическая таблица
Суждения и мнения
Библиография 
Именной указатель
Приложение
  • С. Киркегор. Или — Или (фрагменты)
  • С. Киркегор. Из дневников
  • С. Киркегор. Идеал женщины 
  • С. Киркегор. Христос есть путь 
  • С. Киркегор. Из цикла «Фантазии об одиночестве на стадиях жизненного пути»
  • Н. Болдырев. Киркегор и Кафка
  • Лев Шестов. Киргегард и экзистенциальная философия (главы из книги)
  • Послесловие переводчика

Мир Кьеркегора
Рискну утверждать, что в последние годы XX века мы только начинаем раскрывать творчество Кьеркегора, что нас еще ожидает его повторное прочтение и исследование. «Повторное» — в том смысле, который придавал этому слову сам Кьеркегор, осмысляя его в философской повести «Повторение» как активную попытку заново вписать «старое»в новую ситуацию. В Западной Европе, особенно в Скандинавии и Германии, творчество Кьеркегора достаточно долго находилось в руках представителей экзистенциальной философии и теологии, которые отрекались от какой бы то ни было общности с «гуманитарными» подходами.
 
Таким образом, Кьеркегор оказывался «вне» литературы и искусства, эстетики и поэтики, литературоведения и психологии, истории философии и культурологии. Многогранные и виртуозные по форме тексты Кьеркегора экзистенциалисты пытались свести к основным экзистенциальным категориям: «экзистенциалам» решимости, отчаяния, страха, выбора, крушения, пограничной ситуации.
 
Полученный таким образом дистиллят приводился, как правило, в соответствие с экзистенциальной трактовкой содержания христианской проповеди. Одновременно создавался романтический портрет Кьеркегора — отшельника, никем не понятого болезненного чудака, «одинокой ели в пустынном ландшафте», как его называл Ясперс. Сегодня мы знаем, что это не совсем так.

 

Мир Кьеркегора

Москва. Издательство Ad Marginem, 1994
ISBN 5-88059-001-1
 
РУССКИЕ И ДАТСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТВОРЧЕСТВА СЕРЕНА КЬЕРКЕГОРА
Общая редакция, предисловие, перевод с датского — Алексей Фришман, магистр религиоведения и русской филологии Копенгагенского Университета
 

Мир Кьеркегора - Содержание

Предисловие
МНОГОГОЛОСИЕ И ДИАЛОГ В МИРЕ КЬЕРКЕГОРА
Философия
Йорген Лес (Орхус, Дания)
РЕЛИГИОЗНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ФИЛОСОФИЯ
В.А.Подорога (Москва)
ЖАЛО В ПЛОТЬ. ФИЗИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ВЕРЫ
П.С.Коноплев (Иркутск), И.А.Рву (Целиноград)
МЕСТО А.ТРЕНДЕЛЕНБУРГА В ПОПЫТКАХ ПРЕОДОЛЕНИЯ «ПРИНЦИПОМ СУБЬЕКТИВНОСТИ» С.КЬЕРКЕГОРА 
«ОБЪЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ» Г.В.Ф.ГЕГЕЛЯ
Теология и христианство
В.Е. Качалин (Москва)
СЕРЕН КЬЕРКЕГОР — «ФИЛОСОФ ЖИЗНИ»
М.А.Киссель (Москва)
ГЕГЕЛЬ И КЬЕРКЕГОР В ИХ ОТНОШЕНИИ К ХРИСТИАНСТВУ
С.А.Исаев (Москва) БОГ-ИНКОГНИТО И БОГ-АНОНИМ  В ТЕОЛОГИИ СЕРЕНА КЬЕРКЕГОРА
Литература и искусство
Финн Хауберг Мортенсен (Оденсе, Дания)
ДО КЬЕРКЕГОРА БЫЛО «СЛОВО»
И.Бибихин (Москва)
КЬЕРКЕГОР И ГОГОЛЬ
А.В.Михайлов (Москва)
ИЗ ПРЕЛЮДИЙ К МОЦАРТУ И КЬЕРКЕГОРУ
А.Фришлшн (Копенгаген)
О СЕРЕНЕ КЬЕРКЕГОРЕ И МИХАИЛЕ БАХТИНЕ
«С ПОСТОЯННОЙ ССЫЛКОЙ НА СОКРАТА.

Шестов - Киргегард и экзистенциальная философия - Кьеркегор
Книги Киргегарда – непрерывное повествование об отчаянной, безумной, судорожной борьбе человека с первородным грехом и с ужасами жизни, которые пришли от греха. Разумное мышление и стоящая на его страже мораль – ими же живут и довольствуются люди – привели Киргегарда к самому страшному, что может быть: к бессилию.
 

Лев Шестов - Киргегард и экзистенциальная философия - Глас вопиющего в пустыне - Кьеркегор

Л. И. Шестов. – М. :  Директ-Медиа, 2008. – 337 с.
ISBN 978-5-4475-8735-2
 
Также издание:
Из книги: Шестов Л. Апофеоз беспочвенности, АСТ, Москва, 2000, ISBN 5-17-000579-2

 

Лев Шестов - Киргегард и экзистенциальная философия - Глас вопиющего в пустыне - Содержание

  • Вместо предисловия
  • I. Иов и Гегель
  • II. Жало в плоть
  • III. Отстранение этического
  • IV. Великий соблазн
  • V. Движение веры
  • VI. Вера и грех
  • VII. Страх и Ничто
  • VIII. Гений и рок
  • IX. Знание как падение
  • X. Жестокое христианство
  • XI. Страх и первородный грех
  • XII. Власть знания
  • XIII. Логика и громы
  • XIV. Автономия этического
  • XV. Порабощенная воля
  • XVI. Бог – есть любовь
  • XVII. Киргегард и Лютер
  • XVIII. Отчаяние и Ничто
  • XIX. Свобода
  • XX. Бог и принуждающая истина
  • XXI. Тайна искупления
  • XXII. Заключение
  • Вместо послесловия

Кьеркегор, Мэй - Очищение страхом или Экзистенция свободы
Если мы пожелаем рассмотреть диалектические определения страха, окажется, что они наделены двусмысленностью. Страх — это симпатическая антипатия и антипатическая симпатия. Это полностью подтверждается в речи, обычно говорят: сладкий страх, сладкое устрашение; говорят: удивительный страх, робкий страх и так далее.
 
Наблюдения за детьми позволяют обозначить этот страх как жадное стремление к приключениям, к ужасному, к загадочному. То, что бывают дети, в которых этот страх не обнаруживается, еще ничего не доказывает: ведь у животного его тоже нет, и чем меньше духа, тем меньше страха. Такой страх столь сущностно свойствен ребенку, что тот вовсе не хочет его лишиться; даже если он и страшит ребенка, он тут же опутывает его своим сладким устрашением. И во всех народах, где детскость сохранилась как грезы духа, этот страх есть; и чем он глубже, тем глубже сам народ. Только прозаичная пошлость может полагать, будто тут содержится какое-то искажение.
 
Страх обладает здесь тем же самым значением, что и тоска в некой более поздней точке, где свобода, пройдя через все несовершенные формы своей истории, в глубочайшем смысле должна наконец вернуться к себе самой.
 

Сёрен Кьеркегор, Ролло Мэй - Очищение страхом или Экзистенция свободы

(Философский поединок)
М.: Родина, 2021. - 240 с.: илл. 
ISBN 978-5-00180-185-6
 

Сёрен Кьеркегор, Ролло Мэй - Очищение страхом или Экзистенция свободы - Содержание

Сёрен Кьеркегор - СТРАХ И СВОБОДА
  • Страх — головокружение свободы
  • Страх в женщине
  • Страх внутри стыда
  • Страх перед судьбой
  • Страх перед злом
  • Страх перед добром (демоническое)
  • Несвобода как демоническое
  • Страх как возможность свободы
Ролло Мэй - «СТРАХ СТРАХА» (ТРЕВОГА)
  • Введение. «Век страха»
  • Исторический обзор
  • Декарт и Спиноза: преодоление тревоги разумом
  • Кьеркегор: тревога и свобода
  • Фрейд: тревога как трансформация либидо
  • Ранк: тревога и индивидуация
  • Адлер: тревога и чувство неполноценности
  • Юнг: тревога и угроза иррационального
  • Хорни: тревога и ненависть
  • Салливан: тревога как боязнь неодобрения
  • Тревога и культура
  • Историческое измерение жизни
  • Индивидуализм: от эпохи Возрождения до нашего времени 
  • Бегство от свободы
  • Теории тревоги: подведение итогов
  • Природа тревоги
  • Нормальная и невротическая тревога
  • Происхождение тревоги
  • Способность испытывать тревогу и развитие
  • Тревога и страх
  • Тревога и внутренний конфликт
  • Тревога и ненависть
  • Культура и взаимоотношения
  • Овладение тревогой
  • Методы обуздания тревоги
  • Деструктивные и конструктивные способы 
  • Тревога и «Я»

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (7 votes)
Аватар пользователя brat Vital