Кнох - Бог в поисках человека

Венделин Кнох - Бог в поисках человека
Этот учебник призван обратить взгляд читателя к Богу как Триединой Любви, которая служит основанием любого богословия. Именно так Бог властно возвестил о себе.
 
Именно исходя из этого Божественного откровения, обретающего совершенную полноту в самооткровении Иисуса Христа, надлежит вести речь и о Священном Писании как Слове Божием, и о Предании. Откровение соединяет в себе все, что Церковь Иисуса Христа, направляемая Им, своим главой, во Святом Духе, хранит как истину.
 
Тем самым, данная книга призвана побудить читателя к тому, чтобы он выделил в пределах этих «больших» тем нечто для себя главное и в соответствии с этим обратился к более подробным монографиям и углубленным исследованиям.
 
Фундаментальная истина: «Бог взыскует человека» не только требует богословских размышлений, но имеет, помимо этого, еще и личностное измерение.
 
Эта «радостная весть» избавляет именно от искушения отложить в сторону как необязательное то, что известно лишь отчасти.
 
 

Венделин Кнох - Бог в поисках человека - Откровение - Писание - Предание

 
Москва «Христианская Россия»
издание на русском языке, 2006
ISBN 5-94270-040-0 
 

Венделин Кнох - Бог в поисках человека - Откровение - Писание - Предание

 
Предисловие

А. ОТКРОВЕНИЕ

Введение
I. Христианское понимание откровения
1. Общие основоположения и учительские задачи
2. Библейские основания
3. Богословское развертывание
4. Антропологическая релевантность
5. Синтез: «Бог есть любовь» (1 Ин 4, 8)
II. Событие откровения в богословской рефлексии
1. Основные структуры
2. Условия понимания
3. Синтез: Божественное откровение как конкретно-историческое событие спасения
 

В. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Введение
I. Библия, Боговдохновенное Священное Писание
1. Учение об инспирации, определения и разъяснения
2. Учение об инспирации, его историко-богословское развитие до II Ватиканского Собора
3. Учение об инспирации, принятое на II Ватиканском Соборе
4. Учение о Божественном вдохновении: импликации и следствия
II. Библия: свидетельство опыта Божественного вдохновения
1. Свидетельство Ветхого Завета: Откровение как опыт Бога, дарованный Израилю
2. Свидетельство Нового Завета: Откровение как опыт Бога в Иисусе Христе
III. Библия, «слово Божие»
1. Библия и Откровение
2. Тринитарная сумма
 

С. ТРАДИЦИЯ

Вместо введения
I. Определение понятия
1. Традиция — общее значение
2. Богословский горизонт понимания
II. Богословское понимание
III. Традиция: библейское историческое измерение
1. Предварительные замечания
2. Библейское измерение
3. Богословская рефлексия и церковно-практическое формирование
4. Важнейшие точки отсчета церковного учения
5. Систематические наброски в духе Собора
а) Ганс Урс фон Бальтазар
б) Ив М.-Ж. Конгар
в) Карл Ранер
6. Следствия
Вместо послесловия
 
 

Венделин Кнох - Бог в поисках человека - Откровение - Писание - Предание - Вместо послесловия

 
«Бог ищет человека». Там, где эта истина постигается как истина спасения, богословие исполняет свое посредническое служение, от Бога исходящее и одновременно на Бога указующее. Бог — Тот, Кто ищет человека и при этом одновременно побуждает человека «в духе» самому искать Того Бога, который его ищет, — искать и находить. Богословие есть, тем самым, в широком смысле «служение исповеданию», поскольку оно — служение этой в Церкви и благодаря Церкви возвещаемой истине.
 
Поэтому в конце этого учебника мы не можем собрать в собственном смысле «абстрактный» богословский урожай, но скорее, можем достичь того понимания, которое замечательно выразил Карл Ранер, оглядываясь на свою богословскую борьбу и труды своей жизни.
 
«В конце концов, дело [...] не в консерватизме и не в прогрессизме, а в том, чтобы человек действительно пережил близость Бога и справился со своей жизнью, сделав ее жизнью в Боге. Ведь богословие — вовсе не наука ради науки, но служение человеку, который силится отыскать Бога, обратиться к Нему в молитве, силится любить Его. Только тот, кто любит Бога ради Него самого, а не ради своих собственных выгод, может стать христианином, может стать блаженным. А поэтому обо всех важных или неважных вещах в истории богословия нужно судить, в конечном итоге, только с той точки зрения, исполняют ли они это служение человеку ради Бога или не исполняют.
 
Все остальное проходит и не так уж страшно важно. Но это единственное служение можно исполнить по существу во все времена — независимо от того, хороша ли, плоха ли политическая церковная атмосфера, радует она или не радует, — все это не играет здесь никакой роли».
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя Rocit