Кода - Сергей Булгаков

Пьеро Кода - Сергей Булгаков
Религиозные мыслители

От автора. С радостью и волнением пишу эти строки предисловия к русскому переводу моего эссе об отце Сергее Булгакове, опубликованного несколько лет назад в Италии. Радость и волнение связаны с тем, что у меня появилась возможность хоть в малой степени отблагодарить за дар прикосновения к тому неповторимому и многообещающему свету истины и красоты, который исходит от русской богословской, философской и литературной традиции и который не был для меня эпизодическим, но на многие годы стал частью моей жизни и оказал существенное влияние на становление моего мировоззрения.
 
Впервые я столкнулся с этой традицией в годы изучения философии в Туринском университете. Тогда при содействии проф. Нинфы Боско я открыл для себя труды Владимира Соловьева, в особенности Чтения о Богочело-вечестве, а проф. Луиджи Парейсон помог мне увидеть онтологическую и этическую глубину произведений Ф.М. Достоевского. Это открытие было настолько значимым, что с тех пор обращение к русской мысли стало одной из констант в моих исследованиях. В периоде необычайного духовного и интеллектуального подъема, давшем творческий импульс развитию русской христианской культуры на переломе XIX и XX веков, я вижу один из «золотых веков» того вечно нового свидетельства о неисчерпаемом богатстве христианского слова, которое, созревая и трансформируя изнутри самые сокровенные ткани человеческой культуры, протягивает между ними нити свободы, справедливости и всеобщего братства, устремленного к «новому небу и новой земле».
 
Сергей Булгаков, несомненно, является выдающимся представителем этого богатейшего периода русской культуры — не только потому, что многие годы преподавал в Святосергиевском институте в Париже, но, в первую очередь, в силу объективной значимости и оригинальности его богословского наследия, а также того существенного влияния, которое оно оказало на западноевропейскую культуру. В связи с этим не могу не вспомнить дискуссии о Булгакове, которые мы вели с недавно почившим основателем и главным редактором журнала Nuova Umanita Джузеппе Мария Занги. Именно он вдохновлял и поддерживал мое желание глубоко изучить творчество Сергея Булгакова. В частности, он оказал поддержку в издании итальянского перевода книги Агнец Божий, а несколькими годами позже собрал и опубликовал результаты моих исследований в книге VAltro di Dio. Rivelazione e kenosi in Sergei Bulgakov (Другоеу Бога. Откровение и кенозисуС. Булгакова), вышедшей в свет в 1998 году в издательстве Citta Nuova Editrice.
 
Многие годы этот сборник оставался единственным подробным исследованием творчества С. Булгакова на итальянском языке. Оливье Клеман дал положительную рецензию на эту книгу. Кроме того, она привлекла внимание читателей к русскому мыслителю и на протяжении многих лет была главным источником материалов для оживленной дискуссии о Булгакове не только в кругах богословов, но и — главным образом — среди виднейших итальянских философов, таких, например, как Массимо Каччиари.
Очерк, который теперь публикуется на русском языке, — плод многолетних исследований, которые до сих пор остаются актуальными. По моему убеждению, духовное и интеллектуальное свидетельство Сергея Булгакова не только представляет собой одну из вершин христианской мысли XX века, но по-прежнему актуально и дает нам богатый материал для размышлений, причем во многих аспектах. Оно выросло из интуитивно пережитого и ревностно подпитываемого прозрения света христианской тайны: тайны самоотдачи Пресвятой Троицы человечеству и всему мирозданию в последовательном акте откровения об «отроичивании» (как говорила великий мистик нашего времени Кьяра Любич) в Иисусе Христе, воплотившемся Сыне Божьем, и посредством неустанного излияния Святого Духа, который в Деве Марии нашел свое первое иконичное воплощение и уверенно ведет творение к его эсхатологической цели, когда «да будет Бог все во всем» (1 Кор 15:28).
Труды Булгакова остаются во всех отношениях ценнейшим и неувядающим примером усилия мысли, созвучия сердца и ума, той тринитарной онтологии агапэ, которая рождена в лоне откровения и позволяет нам прикоснуться к жизни св. Троицы, мыслям, замыслам и реальным действиям триединого Бога-Любви и тем самым отвечать решительным словом истины на беспрецедентные и актуальные вызовы нашей эпохи.
 

Пьеро Кода - Сергей Булгаков

Пер. с ит. (Серия «Религиозные мыслители»)
М.: Издательство ББИ, 2015. — х + 208 с.
ISBN 978-5-89647-323-7
 

Пьеро Кода - Сергей Булгаков - Содержание

Предисловие к русскому изданию
  • I. Захватывающее духовное и интеллектуальное путешествие
    • 1.  От марксизма к идеализму
    • 2.  От идеализма к православию
  • II.От религиозной философии к богословской трилогии
    • 1.Религиозная философия и первые подходы к богословию
    • 2.Богословский синтез парижского периода
  • III.Богословский метод и замысел большой трилогии
    • 1.  Богословский метод
    • 2.  Проект большой трилогии
  • IV.Значение и судьба оригинального богословского проекта
Сергей Булгаков Главы о Троичности
  • I. Апории естественного богосознания
  • II. Бог как абсолютный субъект или личность
  • III.     Свойства абсолютного субъекта
  • IV.     Сверхразумность догмата о Святой Троице
  • V.                 Триипостасное Я, Абсолютный Божественный Субъект
  • VI.     Ипостась и усия, личность и существо
  • VII.   Ипостась и усия, Личность и Существо Божие
  • VIII.VIII.Единосущная Троица
  • IX.     Пресвятая Троица как любовь
  • X.        Аналогии троичности в природе и человеке
  • XI.     Св. Троица как тройственность взаимоотношений
  • XII.Св. Троица как единоначалие
  • ХIII.Триипостасность и единосущие
Экскурс
Примечания
Библиография
 

Пьеро Кода - Сергей Булгаков - Захватывающее духовное и интеллектуальное путешествие

 
Исследовать события жизни и творчество Сергея Николаевича Булгакова — значит открыть для себя одного из самых сложных и страстных мыслителей эпохи русского философского и религиозного ренессанса рубежа XIX и XX веков. Как верный и вместе с тем творческий выразитель «русской души», породившей в Серебряном веке таких мыслителей, как В. Соловьев и П. Флоренский, Булгаков (родившийся в июле 1871 года в Ливнах) передал своей мысли все то напряженное устремление к новому, какое бурно формировалось в своеобразном культурном и социальном контексте, обрело в своем жизненном и мыслительном аспектах очертания идеальной притчи и стало почти пророчеством, если иметь в виду интеллектуальные перипетии, которые вывели русскую интеллигенцию из стана атеизма и привели к открытию Бога, к православному христианству.[1]



[1] Ценным введением в ойкумену Булгакова является библиография, составленная Климом Наумовым, Сергий Булгаков. Библиография (Париж, 1984), с предисловием К. Андроникова, которая дает полный обзор жизни и творчества философа; большую пользу можно почерпнуть из работы
G.Lingua, Kenosis di Dio e santita delta materia, ESI Napoli, 2000, где наряду с общим обозрением интеллектуального пути подробно рассматривается софиологическая модель булгаковской мысли. Хороший библиографический обзор итальянских изданий дан во втором номере журнала Filosogia е Teologia за 1992 год, полностью посвященном Булгакову, в котором опубликованы также отдельные, заслуживающие внимания статьи, в частности Р.В. Bernardi — N. Bosco — G. Lingua, "Storia e storiographia bulgakoviane", 236-252. С точки зрения восстановления событийной канвы биографии Булгакова, исключительную ценность представляют его Автобиографические заметки. Посмертное издание (Париж, 1946). О возрастающем интересе и положительной оценке богословского наследия Булгакова свидетельствует великолепная по глубине и содержательности словарная статья Константина Андроникова "S. Boulgakov", написанная для II Grande Dizionario delle Religioni, под общей редакцией кардинала П. Пупара (Cittadella - Piemme, Assisi - Casale Monferrato, 1988). Важным в качестве введения в основные богословские труды Булгакова (меньшего интереса заслуживает первый период жизни автора) остается двухтомник Льва Зандера Бог и мир. Миросозерцание отца Сергия Булгакова (YMCA Press, 1948), просмотренный и одобренный самим Булгаковым, с библиографией на с. 347-378; см. также краткую статью того же автора "Le Рёге Serge Boulgakov", в Irenikon XIX (1946), 168-185. О жизненном и интеллектуальном пути Булгакова см. PC. Bori, Introduzione a Ilprezzo delprogresso. Saggi 1897-1913 (Marietti, Casale Monferrato, 1984, VII-LXII); M. Campatelli, Nota introduttiva a La luce senza tramonto (Lipa, Roma, 2002, XVII-LII). Наконец, ознакомиться с мыслью Булгакова в контексте истории русского православного богословия XX века можно в: Г. Флоровский, Пути русского богословия, Париж, 1937, 2-е издание (репринт) - Париж: YMCA-Press, 1983; П. Евдокимов, Христос в русской мысли (P. Evdokimov, Le Christ dans lapensee russe, Paris, 1970,1986; 1972);
H.Vbrgrimler - R. \fonder Gucht (Hrsg.), Bilanz der Theologie im 20. Jahrhundert, Bd. II, Freiburg i. Br. 1970, vol. II (L. Sertorius, Orthodoxe Theologie im 20. Jahrhundert, 154-196); PS. \knzan - H.J. Schultz, Lessico dei teologi del sec. XX, vol. XVI del Mysterium salutis, Queriniana, Brescia 1978 (F. Herr, S.N. Bulgakov, 119-124); F. Ardusso - G. Ferretti - A.M. Pastore - U. Perone, La teologia cotemporanea, Marietti, Torino 1980; B. Mondin, Igrandi teologi delsecolo ventesimo.
 
 

Категории: 

Оцените работу сайта и поблагодарите за файл - поставьте лайк, кликнув по сердечку (первое - 1 балл, последнее - 10 баллов): 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя asaddun