Богословская конференция - 1998 г.

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1998 г.
Почитание новых мучеников Российских является нашим долгом, и Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт поставил в качестве одной из первых своих задач работу для их прославления.
 
Святейший Патриарх Алексий II благословил сосредоточить в нашем институте исследования по новейшей истории Русской Православной Церкви. Работа оказалась столь огромной, беспредельной, и столь захватывающей и интересной, что довольно скоро в нее оказалась вовлечена большая группа сотрудников Института. Многие работали в архивах, рассылали письма и собирали информацию из отдаленных районов России, пользовались материалами, которые собирали на местах энтузиасты-историки, изучали уже известные факты и сопоставляли их.
 
Когда мы обращаемся к древней истории или истории средних веков, к истории России, легко заметить, что речь по большей части идет об императорах, о благоверных князьях, об особенно известных епископах или других выдающихся деятелях.
Биографические сведения обычно довольно скудны, и не случайно подмечено, что история часто пишется, в основном, как история государственной власти или история Соборов, история патриархов.
 
Более широкую историческую концепцию развить бывает очень трудно, и, даже если она развивается, всегда бывает неоднозначной. Один историк интерпретирует те немногие факты, которые дошли до нас, по-одному, иной — по-другому. Создаются совершенно противоположные концепции, и происходят нескончаемые споры — это свойство исторической науки.
 
 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1998 г.

 
Москва, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 1998 г., 369 с.
ISBN 5-7429-0079-3
 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1998 г. - Содержание

 
БОГОСЛОВИЕ
  • Священник Олег Давыденков. Понятия "силы" и "энергии" в святоотеческом богословии
  • Польское К. О. Постриг как таинство Церкви
  • Лега В. П. О вере и целомудрии
  • Малков П. Ю. Вечеря царства (Евхаристия и эсхатология)
  • Киреева М. В. Критика и защита аллегорического метода экзегезы в III—IX веках
  • Василии В В. Optikoi aktines или представления о зрении в контексте иконоборческой полемики (XVII гомилия Патриарха Фотия)
  • Василии В. В. К вопросу о значении и составе Триоди IX века (РАИК 109)
  • Аникеева Е. Н. К вопросу об инклюзивизме индийских религий и эксклюзивизме христианства
  • Померанцева Н. А. Тема вечной жизни в представлении древних египтян
  • Священник Валентин Уляхин. К вопросу об экуменичвском движении в Россиив ХIХв.
  • Петрушко В. И. Об отношении Католической церкви к экуменизму и Православию
  • Непомнящий В. С. Служение Церкви в современном мире и судьба светской культуры
  • Сомин Н. В. Возможен ли "христианский капитализм"?
ФИЛОЛОГИЯ
  • Камчатнов А. М. Философы-имяславцы о связи смысла и звука
  • Григорьев А. В. Слова со значением "ребенок, дитя" в греческом и славянском текстах Евангелия от Марка
  • Кириллин В. М. "Великий покаянный канон" св. Андрея Критского по древнерусской рукописи первой половины XIV века
  • Карпов И. IL Церковнославянская лексика в прозе А. И. Ремизова
  • Щербакова М. И. Творческая история книги С. В. Максимова "Бродячая Русь Христа-ради"
  • Старыгина H. H. Образ праведника как художественное воплощение христианской концепции человека
  • Пашков Д. В. Н. И. Ильминский и Священное предание
ИСТОРИЯ
  • Семенищева Έ. В. Колоцкий монастырь и его основатели (к 585-й годовщине со времени основания).
  • Грюнберг П. Н. О "Разрешительной грамоте" двух святых патриархов
  • Косте В. И. Политика и Православие (из истории русско-болгарских отношений)
  • Сомин Н. В. А. В. Карташев о взаимоотношении Церкви и государства
  • Постернак А. В. Социальная и религиозная деятельность женских организаций по уходу за больными в современном западном обществе
  • Воронина Т. А. Соблюдение поста в контексте перемен в российском обществе XX в
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XX в.
  • Протоиерей Владимир Воробьев. Память о новомучениках и новейшая история Русской Православной Церкви
  • Арефьева И. С. '4 Этсюда, от Литвы, вошел он в славу..." (архипастырское служение Святителя Тихона в Литве в 1914-1917 гг.)
  • Бовкало Α. Α.; Галкин А. К. Просветительская деятельность Ф. К. Андреева в Петроградском Богословском институте
  • Емельянов Η. Ε. За Христа пострадавшие преподаватели, студенты и выпускники Московского Государственного Университета
  • Бовкало А. А. К семидесятипятилетию выпуска Петроградского Богословского Института
  • Протодиакон Сергий Голубцов. Дело Самарина-Кузнецова
  • Шкаровский М. В. История Иоанновского монастыря и мощей св. Иоанна Кронштадского
  • Васильева И. Л., Зимина Н. П. Дело антисоветского фашистского центра церковников
  • Протоиерей Валерий Мохов, Зимина Н. П., Васильева И. Л., Баширов Э. С, Гутовская С. М: Жития священномучеников Уфимской епархии
  • Протоиерей Валерий Мохов, Зимина Н. П., Васильева И. Л. Угодница Божия Варвара-затворница — праведница Уфимской земли безбожного времени
  • Журавский А. В. Гжатский период жизни Казанского митрополита Кирилла (Смирнова) и арест 1934 года
  • Емельянов Е. Н. Синодик новомучеников российских (статистика имен за Христа пострадавших)
  • Диакон Георгий Ореханов. О проекте создания женского Богословского института (1913-1916 гг.)
  • Протоиерей Владислав Цыпин. Львовский собор 1946 г. и его последствия
  • Васильева О. Ю. Нам нужно "сильное Православие"
ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ
  • Священник Дионисий Поздняев. История православной общины во внешней Монголии
  • Полунина О. В. Духовно-просветительская деятельность российской духовной миссии в Японии (1871- 191
  • Жукова Л. Н. Г. А. Попов и его рукопись "Миссионерство в Якутском крае"
  • Иванов П. В. Православные переводы Нового Завета на китайский язык
  • Степанов Н. Ю. Русские средние учебные заведения в эмиграции в Югославии в 1920-е годы
  • Миронова Е. М. Миссия и колония
  • Никитин А. К. Положение русской православной общины в Германии в период нацистского режима (1933-1945 гг.)
  • ЭнееваН. Т. Православная миссия русской эмиграции
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
  • Шлихтина Ю. Особенности фиксации службы Великого Пятка в византийской и славянской традиции (X-XVвв.)
  • Соловьева В. С. Традиция певческого исполнения кафизм на воскресной утрени у старообрядцев Поморского согласия
  • Денисов Н. Г. Певческие традиции в старообрядческой общине
  • Богомолова М. Певческие рукописи Иосифо-Волоколамского монастыря
  • Резниченко Е. Б. Пение на Подобен по обиходу Киево-Печерской лавры
  • Плотникова Н. Ю. Древнее церковное пение в переложениях прот. Петра Турчанинова
  • Коляда Е. И. Современная английская православная музыка: Джон Тэвенер и его ученики
 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1998 г. - Священник Олег Давыденков. Понятия "силы" и "энергии" в святоотеческом богословии

 
"Сила" и "энергия" — фундаментальные понятия святоотеческого богословия — в современном языке практически утратили свое первоначальное значение. В настоящее время это в значительной степени обусловлено влиянием оккультной пропаганды, которая беспощадно эксплуатирует эти термины, соединяя с ними смысл, не имеющий никакого отношения ни к святоотеческому богословию, ни к античной философии. К сожалению, неправильное использование терминов "сила" и "энергия", в частности, их смешение и отождествление, проникает и в современную богословскую литературу. В силу этого возникает необходимость установления значения этих терминов в творениях святых отцов.
 
Понятия "силы" и "энергии" в философии Аристотеля Из дохристианских авторов учение о "силе", "энергии" и их соотношении наиболее обстоятельно разработал Аристотель. Метафизика Аристотеля в значительной степени является учением о соотношении между материей (ύλη) и формой (εΐδος, μορφή). Разработка Стагиритом учения о "силе (δϋναμις)" и "энергии (ενέργεια)" имела целью более глубокий анализ понятий формы (вида) и материи, а также их соотношения.
 
Как разъясняет священник П. Флоренский, δόναμις в философии Аристотеля означает возможность, то, что еще не раскрыто в действительности, а также и то, чему присуща возможность — бескачественную материю как ее субстрат.
Согласно А. Ф. Лосеву, материя, по Аристотелю, есть "субстанциально данная потенция": "...материя как таковая хотя еще и не есть то, чем она станет позднее, но все же должна иметь способность стать таковым, ... она есть возможность (δύναμις), или возможное (δυνάμει όν)... когда "цель становления достигнута, когда материя приняла определенную форму, то форма каждой вещи есть ее действительность (ενέργεια), или действительное как таковое (ενεργείς όν)..."
 
Разработав учение о двух формах бытия, потенциального и актуального (δϋναμις и ενέργεια), Аристотель объяснял процесс развития как результат перехода от потенциального состояния к актуальному. Таким образом, понятие "силы" и "энергии" в философии Аристотеля не только четко различаются: φανερόν ότι δϋναμις καΐ ενέργεια έτερον έστι (Met. IX:3), но и противопоставляются по своему значению. Δύναμις и ενέργεια (соответствующие латинские эквиваленты potentia и actus) соотносятся между собой как возможное (потенциальное) и действительное (актуальное).
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 7.2 (5 votes)
Аватар пользователя warden