Конвей – Vita Christi Лудольфа Саксонского

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Чарлз Эббот Конвей – Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие Воплощения
Библиотека журнала "Символ"
Vita Christi (Жизнь Христа) Лудольфа Саксонского — энциклопедическое изложение жизни Христа, первое среди сочинений такого рода. Его автор родился около 1295 года и жил в Страсбурге, Кобленце и Майнце. Вероятно, около 1310 года он вступил в Орден доминиканцев, но в 1340 году получил разрешение перейти в Орден картузианцев, поскольку чувствовал призвание к более строгой жизни в молчании и уединении, практикуемой в этом ордене.
 
По-видимому, это был человек, известный своей ученостью — «vir Deo deditissimus atque doctissimus», как его характеризует издание Жизни Христа, напечатанное в начале XVI века. Лудольф был настоятелем монастыря в Кобленце с 1343 по 1348 годы. Он умер 10 апреля 1377 года. По-видимому, Жизнь Христа была широко распространена и имела большое влияние. В то время, как историю ее распространения в рукописях трудно восстановить, первое печатное издание этой книги вышло в Кёльне в 1472 году, что доказывает постоянно растущий спрос на книгу век спустя после смерти ее автора.
 
В предисловии к своей книге Praying the Life of Christ сестра Мэри Иммакулейт Боденштедт S.N.D. говорит, что через сто лет после смерти Лудольфа Жизнь Христа «получила мировую известность» и что можно проследить его влияние на поздние труды движения Devotio moderna, на кармелитскую, иезуитскую, салезианскаую и французскую школы духовной жизни. Более того, по словам сестры Мэри Иммакулейт Боденштедт, существуют многочисленные латинские рукописные копии Жизни Христа, не говоря о восьмидесяти восьми печатных изданиях, а также переводах на нидерландский, немецкий, итальянский, португальский, каталонский, испанский и французский языки.
 
Помимо осуществленных Боденштедт переводов молитв, есть, по-видимому, только два английских перевода данного сочинения: это, во-первых, перевод страстных часов, осуществленный Генри Джеймсом Колриджем (внучатым племянником Сэмюэла Тейлора Колриджа) в 1887 году, а во-вторых, издание молитв, осуществленное X. Кайнстоном в 1908 году. В работе The Vita Christi of Ludolphus the Cartusian Боденштедт осуществляет тщательное и весьма документированное исследование Жизни Христа в ее историческом контексте, изучает ее источники и влияние.
 
Трактат Лудольфа непосредственно и явно происходит из основного потока средневековой католической литературы. В то время, как основное внимание в Жизни Христа уделяется событиям четырех Евангелий, там также содержатся важные ссылки на Сотворение мира и грехопадение, на христологию, эсхатологию, мариологию, а также технику молитвы и молитвенного размышления. Каждая глава книги подкреплена аллюзиями на авторитетные сочинения или цитатами из них; эти сочинения составляли основу средневековой богословской мысли.
 
Боденштедт не только обсуждает природу и разнообразие источников, цитируемых Лудольфом, но и обращает внимание на многие из тех аллюзий, источники которых не называются в Жизни Христа, а также указывает на некоторые пассажи, непосредственно взятые из сочинений других авторов. Лудольф не только собрал вместе широкий ряд богословских авторитетов от святоотеческой эпохи до современного ему периода, но и написал книгу, во многих отношениях подобную другим книгам его времени, на которую, как оказалось, конечно, оказали влияние наиболее важные благочестивые сочинения, известные в XIV веке.
 

Чарлз Эббот Конвей – Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие Воплощения

Издательство – Институт философии, теологии и истории св. Фомы – 128 с.
Москва – 2012 г.
ISBN 978-5-94342-065-9

Чарлз Эббот Конвей – Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие Воплощения – Содержание

  • Предисловие
  • Часть I
  • Введение
  • Часть II
  • Структура Жизни Христа
  • Жизнь Христа и Воплощение
  • Бог в начале, исходное состояние Небес и грехопадение
  • Земля как символ Неба: начало Искупления
  • Мир пустыни: изгнание с Небес и странствие в Новый Иерусалим
  • За пределами земли: ад, рай и окончательная реальность
  • Подражание Христу
  • Заключение
  • Библиография

Чарлз Эббот Конвей – Vita Christi Лудольфа Саксонского и позднесредневековое благочестие Воплощения – Подражание Христу

 
Можно заметить, по крайней мере, четыре предмета особой озабоченности автора Жизни Христа: это конкретная реальность Воплощения; верность Писанию и учению Церкви; отношение между Словом, с одной стороны, и словами, и делами Христа — с другой; уклонение от вымысла. Это показывает рациональную обоснованность подхода автора данного произведения к его теме. Другой стороной произведения как целого, однако, является намерение пробудить в читателе благочестивый отклик; с этим связано изложение способа размышления. Это соответствует человеческому, реальному и практическому аспектам Жизни Христа, которые мы рассмотрели.
 
В самом начале Лудольф говорит, что, поскольку дар Искупления при помощи Воплощения дан всем людям, путь к Богу через размышление о жизни Христа также открыт всем: Вот путь к созерцанию Творца, ровный и нетрудный: никто не может сказать, что этот путь ему не по силам и ему де не дано созерцать высшее величие. Но достичь такого созерцания никто не может сразу, но лишь продвигаясь по пути размышлений о жизни нашего Искупителя. Каждый начинающий духовный младенец и каждый достигший успехов и совершенный может найти в них для себя уютное гнездо, где, как горлица, высидит и укроет птенцов чистой любви, каждый в соответствии со своими способностями.
 
При рассмотрении представления Младенца Иисуса в Храме Лудольф, цитируя Оригена, говорит, что пророчица Анна — это знак того, что Христос открыт каждому: Поскольку Господь удостоил искупления людей всякого пола, возраста, положения и профессии, постольку всякий человек должен засвидетельствовать Его Рождество. Поскольку Воплощение — это дарование Богом Себя человечеству и для человечества, смиренное нисхождение на человеческий уровень, размышление, чтобы быть плодотворным, должно сделать близким и насущным для каждого христианского ума то, что в тексте Писания может показаться далеким и минувшим. Лудольф призывает своих читателей вообразить, что события, о которых они читают, происходят сейчас, и попытаться нарисовать в уме то, что они думают о них.
 
Итак, хотя о многих из этих дел рассказывается как о прошедших, ты все же должен размышлять обо всем как о настоящем, так как от этого, без сомнения, ощутишь большую сладость. Следовательно, читай о том, что сделано, как о происходящем сейчас; помести пред очидеяния прошедшие как настоящие, и таким образом испытаешь более приятные ощущения. Призыв Лудольфа к этой конкретной разновидности молитвенного размышления усилен приводимым описанием лика Христа, взятым из «римского» источника, а также увещеванием читателя, чтобы тот зрительно представил себе Святую Землю как места, в котором происходили события жизни Христа.
 
Эта техника молитвенного размышления требует твердого сосредоточения ума на времени, природе и пространстве, относящихся к евангельским словам и событиям, как и на их историческом, географическом, вероучительном и обрядовом контексте, так, чтобы событие могло заполнить воображение, а душа получила плодородную почву для своего роста. Непосредственная близость евангельских событий должна отозваться не только в воображении, но и в действиях и словах, соответствующих этим событиям.
 
Но надо тебе не только при бодрствовании иметь в виду Господа Иисуса, но и когда располагаешь тело на ложе и склоняешь голову, это может с тобой быть как со святым Иоанном, возлежавшим у груди Иисуса... И везде во всех своих словах и делах, надо смотреть на Иисуса как на образец — идешь ты или стоишь, сидишь или лежишь, ешь или пьешь, говоришь или молчишь, один или с другими. Эта идея непосредственно ведет к понятию о подражании Христу как к основе правильного размышления о жизни Христа, и, по словам Лудольфа, в этом в действительности состоит человеческое совершенство.
 
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя Traffic12