Коттрелл - Что Библия говорит о Боге Творце

Коттрелл — Что Библия говорит о Боге Творце
Даже при том, что полное понимание Бога лежит за пределами наших ограниченных возможностей, приобретать знания о Боге и можно, и нужно. Особый термин для такого изучения — богословие или теология. Он происходит от двух греческих слов: theos, означающего «Бог», и logos, которое (в этом сочетании) означает «изучение», «приобретение знаний». 
 
В настоящее время слово теология используется по-разному. В самом общем смысле оно относится ко всему набору религиозных наук, входящих в программу семинарий; поэтому многие из таких заведений называются «теологическими семинариями». В более узком смысле оно обозначает сферу богословия в отличие от библеистики, истории и практики в программе семинарий. В этом смысле теология обычно включает систематическое богословие, этику, апологетику и историю доктрины. В третьем смысл слово теология часто применяется к особому разделу систематического, или доктринального богословия, включающему изучение Бога, человека, греха, спасения и последнего времени. Это, вероятно, наиболее употребительное значение термина. 
 
Четвертое и, вероятно, наиболее точное значение термина теология относится к изучению самого Бога — именно это буквально и означает термин. Из-за наличия других смыслов изучение Бога обычно называют «собственно теологией», «теологией в узком смысле слова». Это не означает, что все другие значения термина являются неверными, просто это наиболее точное. Эта книга посвящена «собственно теологии», поскольку речь в ней идет об изучении Бога. 
 

Джек Коттрелл - Что Библия говорит о Боге Творце

 
Херсон: ТХИ, 2015. — 358 с.
Серия: Учение о Боге, том 1
ISBN: 978-966-2665-63-5
 

Джек Коттрелл — Что Библия говорит о Боге Творце — Содержание

  • Глава 1. Введение
    • Основа благочестия
    • Нынешний богословский вакуум
    • Современное неприятие метафизики
    • Является ли Библия антиметафизической?
    • Атрибуты и сущность
    • Простота Бога
    • Классификация атрибутов
  • Глава 2. Языческие альтернативы сотворению
    • Примеры дуализма
    • Следствия дуализма
    • Примеры монизма
    • Следствия монизма
  • Глава 3. Библейская доктрина сотворения
    • Сотворение из ничего
    • Свободный акт
    • Сотворение
    • Творец
  • Глава 4. Следствия сотворения
    • Материя есть благо
    • Материя контингентна
    • Природа надежна
    • Наука возможна и правомерна
    • Полностью тварный
    • Творение со смыслом
    • Цель истории
    • Нравственный долг
    • Нравственные нормы
    • Христологическая ошибка
    • Представление о первостепенной значимости искупления.
    • Сотворение первостепенно
  • Глава 5. Трансцендентность бога
    • Классические пример
    • Современные дебаты
    • Бог несотворенный
    • Бог есть дух
  • Глава 6. Безграничность бога
    • Без начала и конца
    • Вне течения времени
    • Всеведение Божие
    • Предведение Божие
    • Следствия всеведения
    • Абсолютная сила Бога
    • Определенная сила Бога
  • Глава 7. Наше знание о боге
    • Сокровенность Бога
    • Непостижимость Бога
    • Факт общего откровения
    • Знание, получаемое посредством общего откровения...
    • Факт знания, получаемого из творения
    • Отвержение и искажение человеком общего откровения..
    • Форма особого откровения
    • Содержание особого откровения
  • Глава 8. Живой бог
    • Тщетность идолов
    • Никаких иных Богов
    • Бог, Который действует
    • Бог ревнитель
    • Первая заповедь сегодня
    • Онтологический аргумент
    • Космологический аргумент
    • Телеологический аргумент
    • Исторический аргумент
  • Глава 9. Страх божий
    • Бог велик
    • Бог славен
    • Благоговение и трепет
    • Величать и прославлять
 

Джек Коттрелл — Что Библия говорит о Боге Творце — Безграничность Бога

 
Когда говорят о безграничности Бога, подразумевают, что Он не имеет ограничений, беспределен. Это не следует понимать в физическом или математическом смысле, как если  бы Бог был бесконечно велик или не имел пределов в пространстве. Не сводится это понятие также и к чисто количественным различиям между Богом и Его творением, как если бы Бог и человек имели одни и те же атрибуты, но у Бога они были в безграничных масштабах. Например, Бог и человек имеют знание одного и того же рода, но у человека оно ограничено, а у Бога — нет. В какой-то мере так и есть, но это далеко не все, и даже не главное в бесконечности. Безграничность Бога означает, что Он не ограничен ничем вне Себя; Он не подвержен ограничениям, внутренне присущим тварному существу. Ограниченные существа, к примеру, по природе своей подвержены определенным ограничениям времени и пространства, но безграничный Бог — нет. Кроме того, конечные существа способны совершать ошибки; они склонны к несовершенству и непоследовательности. Бесконечный же Бог не ограничен вероятностью подобных вещей.
 
Следует заметить, что безграничность Бога не есть нечто само собой разумеющееся, как если бы все соглашались на том, что концепция Бога естественным образом предполагает этот атрибут. Многие философы осознанно выдвигали идею ограниченности Бога. X. П. Оуэн упоминает четыре примера тому. Первым является Платон, который описывал Бога как Демиурга, или мастера, создавшего мир из первобытной материи по образцу вечных форм. Второй пример — Аристотель, чей «Недвижимый Движитель» пребывает в вечном самосозерцании, оказывая при этом пассивное воздействие на мир, им не созданный. Третий — Джон Стюарт Милл, утверждавший, что Бог как космический Дизайнер взял первобытную материю и сформировал из нее вселенную, настолько хорошую, насколько позволила ему его ограниченная сила; но к несчастью, продукт содержит много изъянов. Последним примером у Оуэна является Альфред Норт Уайтхед, чей ограниченный Бог находится в процессе созревания и развития вместе с миром и под его влиянием.
 
Следует отметить одну особенность, характерную для всех этих примеров: Бог изображается существующим наряду с вечной предсуществующей материей вселенной; Он не является абсолютным Творцом всего сущего. В такого рода ситуации Богу невозможно не быть ограниченным. Вечная сосуществующая материя — фактор, который никогда не будет полностью под контролем Бога и всегда будет в той или иной мере Его ограничивать. Только Бог-Творец может быть истинно неограниченным. Только Бог, создавший все прочее сущее из ничего, может быть свободным от ограничений, присущих этому творению.
 
Именно таков Бог Библии, Бог Израиля и нашего Господа Иисуса Христа. Поскольку Он — Творец, Он неограничен. Его творение не представляет для Него угрозы, и Он не подлежит ограничениям, встроенным в этот мир, таким, как пространство и время. Он — за рамками всех ограничений, присущих творению. Поэтому не удивительно, что концепция неограниченного Бога далека от того, чтобы быть общепризнанной — ведь представление о сотворении ехnihilo вне сферы библейского влияния практически не встречается. Как отмечает Оуэн, «весьма трудно найти ясную и последовательную параллель христианской идее Бога, сотворившего мир ex nihilo, или христианской идеи Бога, Который одновременно и неограничен, и в полном смысле личностей».
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.2 (5 votes)
Аватар пользователя andrua