Кулиану - Эрос и магия в эпоху Возрождения

Йоан Петру Кулиану - Эрос и магия в эпоху Возрождения
Наша цивилизация возникла в результате встречи множества культур, в которых трактовка понятия «человеческая жизнь» различалась столь коренным образом, что для достижения прочного синтеза понадобились разительные исторические потрясения, коим сопутствовало фанатичное верование. В этом синтезе составные части различного происхождения подвергаются новым осмыслениям и трансформациям, несущим в себе следы доминирующей в данную эпоху культуры: культуры побежденного народа, греков, но процветанию которой способствовал народ- победитель — римляне. В греческой философии сексуальность являлась лишь второстепенной составляющей любви.
 
Безусловно признавая причинную связь между сексуальностью и репродукцией, греки вовсе не выделяли существование некоего «природного разума», который направлял бы сексуальность исключительно на воспроизводство; так, предназначенная женщине роль механизма для размножения ни в коей мере не предполагала любовной связи между двумя полами, скорее это была связь политическая: плоду супружеского союза суждено было стать новым гражданином, полезным государству, — солдатом или производительницей солдат.Так, у Алкивиада, обычная любовь — это соединение физического влечения, дружбы и уважения, внушенного исключительными качествами, а мощный любовный порыв соответствовал скорее гомосексуальным отношениям.
 
Платон, призывающий изгнать поэтов из своего идеального города под тем предлогом, что их неконтролируемая поэтическая страсть представляет опасность для Государства, разумеется, задается вопросом о социальном применении столь огромной потенциальной силы, какой является эрос. Вид любви, о которой рассуждает Сократ в диалогах Платона, представляет собой последовательное восхождение по лестнице бытия: от зримых проявлений — оттисков материального мира —до идеальных (концептуальных) форм, следствием которых и являются эти зримые проявления; огромное понятийное пространство, которое, будучи единым и неделимым источником Истины, Добра и Красоты, знаменует собой также конечную цель бытия. Любовь есть наименование этого стремления со множеством проявлений, и даже в самом своем простом аспекте, где сексуальное влечение ярко выражено, по-прежнему сохраняет бессознательное стремление к совершенной Красоте.
 
 

Йоан Петру Кулиану - Эрос и магия в эпоху Возрождения

Перевод с французского
Научный редактор Матвей Фиалко
Издательство Ивана Лимбаха
Санкт-Петербург 2017
ISBN 978-5-89059-299-6
592 с
 

Йоан Петру Кулиану - Эрос и магия в эпоху Возрождения - Содержание

  • О.В. Горшунова
  • Йоан Кулиану: в четвертом измерении
Эрос и магия в эпоху Возрождения
  • Мирна Элиаде
  • Предисловие
  • Йоан Петру Кулиану
  • Вступление
  • Введение
Часть первая. Работа воображаемого
Глава I. История воображаемого
  • 1.О внутреннем чувстве
  • Несколько предварительных замечаний
  • Психическая пневма
  • 2.Изменения ценностей XII века
    • Восприятие западной культуры
    • Как такая большая женщина может поместиться в таких маленьких глазах
  • 3.Проводник души и пренатальный опыт
Глава II. Эмпирическая психология и глубинная психология эроса
  • 1.Эмпирическая психология Фичино и ее источники
  • 2.Искусство памяти
  • 3.Фантастический эрос и утоление желания
  • 4.Действие фантазмов       
  • 5.Глубинная психология Фичино
  • Нисхождение души
  • Меланхолия и Сатурн
Глава III. Опасные связи
  • 1.Джованни Пико, последователь Фичино
  • 2.Двойственные боги эроса
  • Джордано Бруно, человек фантастического прошлого
  • Скандал в Лондоне
  • Мнемотехнические фантазмы
  • Амбивалентность эроса
  • В средоточии доктрины Бруно
  • Актеон 
  • Диана
    • а) Природа
    • в) Луна
    • с) Королева
  • Притча о девяти слепцах
Часть вторая. Великий манипулятор
Глава IV. Эрос и Магия 
  • 1.Идентичность субстанции,идентичность действия
  • 2.Манипулирование массами и отдельными людьми
  • 3.Vinculum vinculorum
  • 4.Извержение и удержание семени
  • 5.Магия как общая психосоциология
Глава V. Пневматическая магия
  • 1.Нулевой уровень магии
  • 2.Магия «субъективная» и магия «переходная» ...
  • 3.Заговор вещей
  • 4.Теория излучений
  • 5.Пневматическая магия
Глава VI. Интерсубъективная магия
  • 1.Интрасубъективная магия
  • 2.Интерсубъективная магия
  • Высшие силы воздействия
  • Приманки
  • Благоприятные времена
Глава VII. Демоническая магия
  • 1.Некоторые представления о демонологии ...
  • 2.Демоны и эрос
  • 3.Колдуны и одержимые
  • 4.Демоническая магия от Фичино до Джордано Бруно
  • Классификация магии
  • Тритемий из Вюрцбурга
Часть третья. Финал
 
Глава VIII. 1484
  • 1.Бескрылая муха
  • 2.Что предвещал 1484 год?
Глава IX. Запрет воображаемого
  • 1.                     Упразднить вымысел
  • 2.                     Парадоксы истории
  • 3.                     Диспут об ослиной сущности
  • 4.                     Хитроумный Джордано Бруно
  • 5.                     Реформация: единая для всех
  • 6.                     И мир стал видеться иным
Глава X. Доктор Фауст: от Антиохии до Севильи
  • 1.                     Возрождение и вседозволенность
  • 2.                     «В аду будет жарче!»
  • 3.                     Гипертрофированный морализм:легенда о Фаусте
  • 4.                     Что в итоге?       
Приложения
  • Приложение I (к главе I, 3).
  • Происхождение доктрины души-колесницы
  • Приложение II (к главе И, 3). Отрада Лео Суавия
  • Приложение III (к главе И, 4). Гимен
  • Приложение IV (к главе III, 1)
  • Приложение V (к главе III, 2)
  • Приложение VI (к главе V, 4)
  • Приложение VII (к главе VII, 3)
  • Приложение VIII (к главе VII, 4).
  • Магический театр Фабио Паолини
  • Приложение IX (к главе VII, 4)
  • Приложение X (к главе IX, 5)
  • Приложение XI (к главе III). Эрос, наши дни
  • Список сокращений для ряда упомянутых произведений
  • Примечания
  • Библиография

Йоан Петру Кулиану - Эрос и магия в эпоху Возрождения - Актеон

 
Мнемоническая «статуя» Актеона — это фантазм личности в поисках истины — поисках, для которых он использует все рациональные и иррациональные ресурсы своей души. Как всякий человек в мире, Актеон наделен восприимчивостью и воображением, которые суть его способы познания внешнего мира природы и внутреннего мира души. Кроме того, Актеон — человек общественный, он участвует в общественной жизни, с ее ограничениями, вздором и предрассудками. Созерцание обнаженной богини равносильно смерти Актеона: он утрачивает все признаки, свойственные человеческому состоянию: способность к общению, восприимчивость и воображение. Но смерть — это лишь страшная сторона инициации, ритуала, перехода в духовное состояние. Она отмечена непосредственным познанием сверхчувственного мира, что выходит за пределы общественного мнения, информации, полученной через органы чувств и пневматические фантасмагории.
 
Актеон, субъект, отныне станет «живым мертвецом», неким бытием, чье существование парадоксально, поскольку, согласно предопределенным условиям своего вида, его просто нет. В сущности, пережитый им травматический опыт превратил его в объект собственного преследования, в само божество. Актеон отныне не человек, он стал богом. Вот почему продолжение его социального существования среди людей, более не являющихся ему подобными, есть парадокс. Вот почему в сочинениях Бруно изобилуют символы coincidentia oppositorum [совпадение противоположностей]: ведь он, в самом деле, предполагает возможность существования человека, который, будучи лишенным своей человеческой природы, может заполнить себя божественным, не покидая при этом полностью место своего земного пребывания. Потому что субъект, который утрачивает свою природу субъекта, — это мертвец; но он может получить жизнь обратно, только если сам превращается в объект любви, который, в свою очередь, превращается в него самого.
 
В этом травматическом процессе, которому подвергся Актеон, когда застал обнаженную Диану, купающуюся в ручье, богиня отдается, дает собой обладать, но единственно возможным способом: превращая Актеона в оленя, в привычное, дружеское животное, в персонажа, оставившего уровень своего прежнего существования, чтобы достичь той формы существования, когда он сможет наслаждаться ею, обнаженной богиней. Можно понять предположения Бруно (остановимся на этимологическом смысле этого слова): он утверждает, будто сам является этим «живым мертвецом», свободным от ограничений, которые накладывает человеческая природа. Он представляет себя религиозным вождем {leader), который, подобно святому Фоме, Заратустре, святому Павлу и так далее, вскрыл «Печать печатей», и его полюбила девственная богиня, неприступная Диана.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Марсий