Кураев - Дары и анафемы

диакон Андрей Кураев - Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир? Размышления на пороге III тысячелетия
Христианство вернуло людям серьёзное отношение к своему мировоззренческому и религиозному выбору и отстояло их право на выбор. Языческий мир встретил христианство устало-разочарованной репликой Понтия Пилата: «Что есть истина?» Римский чиновник не ждал ответа: он был убеждён в том, что ответа на его вопрос быть вообще не может. Он не желал продолжения разговора на тему, которая казалась недостаточно серьёзной, чтобы привлекать внимание образованных и деловых людей…
 
А затем в течение ещё трехсот лет этот сюжет будет повторяться вновь и вновь. Христианская проповедь — возмущение язычников дерзкой самоуверенностью христиан — арест — увещание к рассудительности — отказ от произнесения примиряющих слов («Вы правы. Я не то хотел сказать!») — казнь… То, что было для христиан самым радостным в их новой вере, — именно это было самым возмутительным в глазах остальных. Христиане радовались, что они нашли Бога. Не семейного гения, не племенного божка, не подполковника «космической иерархии», но — Абсолютного Бога. В христианстве Абсолют, Первоединое, Первопричина, Первоисток, Бог, Господь и Спаситель — Одно. «Отец вернулся!!!»
 
На этот радостный крик соседи умудренно отвечали: «Да быть такого не может. С Отцом общаться нельзя вообще. И потом, если бы Он и вернулся, Он это сделал бы иначе. Во-первых, Он пришёл бы не к вам, презренным евреям, а к нам, благородным римлянам. Во-вторых, Он это сделал бы с триумфом, подобным тем торжествам, что устраивают наши императоры, возвращаясь домой с войны. И уж конечно, Он не дал бы Себя распять. Не может быть Владыкой Вселенной Тот, Кто даже похоронен был в чужой могиле!»
 
Но христиане помнили предупреждение ап. Павла: Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол. 2, 8-10). Вот так: Тот, Кто был распят по решению не самого высокого римского чиновника, есть глава всякого начальства и власти.
 

диакон Андрей Кураев - Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир? Размышления на пороге III тысячелетия

Москва, Эксмо, Яуза, 2004
ISBN 5-699-08748-6
 

диакон Андрей Кураев - Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир? Размышления на пороге III тысячелетия - Содержание

  • ЧТО ХРИСТИАНСТВО ПРИНЕСЛО В МИР
    • 1. ВСЕГДА ЛИ ПЛОХА ФАМИЛЬЯРНОСТЬ?
    • 2. СВОБОДА СОВЕСТИ: ХРИСТИАНСКИЙ ДАР, ОТВЕРГНУТЫЙ ХРИСТИАНСКОЙ ИНКВИЗИЦИЕЙ
    • 3. КАК ЧЕЛОВЕК СТАЛ БОЛЬШЕ МИРА
    • 4. СЛЁЗНЫЙ ДАР
    • 5. НЕ-КОСМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
    • 6. ХРИСТИАНСКАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
    • 7. ПЕЙЗАЖ, СВОБОДНЫЙ ОТ ДЕМОНОВ
    • 8. ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ: ПУТЬ К НАУКЕ
  • ЕСЛИ БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ КАК СРАВНИВАТЬ ВЕРЫ?
  • РАБОТА ШАМАНА
  • БОГИ, ЗАСЛОНИВШИЕ БОГА
  • МОГУТ ЛИ ЗАКОН ИЛИ ЭНЕРГИЯ БЫТЬ СУБЪЕКТОМ ЛЮБВИ?
  • БУДДИЗМ: БЕЗБОЖНОЕ БЕССТРАСТИЕ
  • ИСЛАМ: ВЕСТЬ О БОГЕ НЕ БЕРУЩЕМ КРЕСТ
  • ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: БОГ-РЕВНИТЕЛЬ
  • «БХАГАВАД-ГИТА»: «ИНДИЙСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ».
  • И ВСЕ-ТАКИ ЕВАНГЕЛИЕ…
  • УСТАРЕЛ ЛИ НОВЫЙ ЗАВЕТ? В ГОСТЯХ У «ХРИСТА»-ВИССАРИОНА
  • В ПОИСКАХ «ТРЕТЬЕГО ЗАВЕТА»
  • ПОЛИТЕИЗМ, ПАНТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ
  • ЕСЛИ ПРАВЫ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»
  • ЖЕСТОК ЛИ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ? С КЕМ ШЛА ВОЙНА?
  • УРОКИ ТЕРПЕНИЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
  • ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ИЗРАИЛЬ ИЗБРАН?
  • О ЧЕМ МОЛЧИТ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
  • ТРУД ПЕДАГОГА
  • КТО МОЖЕТ НЕ ИДТИ НА ВОЙНУ?
  • РАДИ ЧЕГО ВЕДЁТСЯ ВОЙНА?
  • ЖЕРТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ И БОЖЕСКАЯ
  • БУДДИСТСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
  • РЕЛИГИОЗНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ В ИНДИИ.
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В АНТИЧНОМ МИРЕ
  • КАК ПРИНОСИЛИ ЖЕРТВЫ В ИЕРУСАЛИМСКОМ ХРАМЕ
  • ЗАЧЕМ ХОДИТЬ В ХРАМ, ЕСЛИ БОГ У МЕНЯ В ДУШЕ?
  • МОЖНО ЛИ СПАСТИСЬ ВНЕ ЦЕРКВИ? ВОЗДУШНАЯ БЛОКАДА ИЛИ ГДЕ ЖИВУТ ДЕМОНЫ
  • ПОТЕРЯННОЕ БЕССМЕРТИЕ
  • БОГОСЛОВИЕ ЧЕРНОБЫЛЯ
  • АПОСТОЛЬСКАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ
  • ПРОТЕСТАНТ В «ЧЕРНОБЫЛЕ»
  • ГРЕХ БЕЗ ПРОЩЕНИЯ
  • СТРАШНЫЙ СУД
  • ВИНОВНО ЛИ ХРИСТИАНСТВО В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ?
  • БЫЛ ЛИ ИИСУС В ИНДИИ?
  • ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ? АПОСТОЛЫ КАК СВИДЕТЕЛИ
  • ИСКАЖЁН ЛИ ТЕКСТ НОВОГО ЗАВЕТА?
  • ЧТО ГЛАВНОЕ В ЕВАНГЕЛИИ?
  • БОЛЬ ВСЕХ РЕЛИГИЙ
  • БОГ В ПОИСКАХ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИЧАСТИЕ: РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ ДЛЯ ПЛОТИ
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТА
  • ГЛАВНОЕ РАЗЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВИЯ И ПРОТЕСТАНТИЗМА
  • О РЕЛИГИИ ВНЕ МОРАЛИ (ВМЕСТО РЕЗЮМЕ)

диакон Андрей Кураев - Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир? Размышления на пороге III тысячелетия - Что Христианство принесло в мир

 
Для многих людей двухтысячный год — это повод заговорить об устарелости христианства. Вслушайтесь в голос человека, входившего в государственный российский комитет по встрече юбилея — “Среди движений-2000 моё любимое носит название “Зеро”. Его сторонники, мусульмане африканского происхождения, живущие в Америке, во избежание религиозных распрей предлагают обнулить календарь. Они боятся, что с наступлением 2000 года, когда христиане будут праздновать победу своей религии, со стороны фанатиков других вероисповеданий последует мощный террористический взрыв. Поэтому единственным спасением может стать объявление 2000 года годом “Зеро”, не отягощённым ничьим рождением. Начнётся новый отсчёт времени, и, возможно, вокруг такого календаря объединятся люди разных религий”. Так, во имя “мира между религиями” у христиан будет отобрана их святыня. Марат Гельман, чьи мысли только что были процитированы, придумал и символику встречи “года Зеро”, которой начали украшать даже государственные юбилейные мероприятия: цифра ХХХ стилизована под песочные часы с тремя чашечками, в двух из которых “песок просыпался, а в третьем только начинает” Мол, время христианства истекло.
 
Что ж, значит надо задуматься над тем, что именно христианство принесло людям. Как объяснить людям светского склада, что дары, принесённые христианством, не устарели? И поскольку речь идёт о диалоге с людьми светскими, это означает, что сначала разговор пойдёт о том, что важно в их системе ценностей, но менее важно в нашей, христианской. Для светских людей важна культура, то есть то, что для христиан является чем-то вторичным и служебным. Сравните две фразы: «Троице-Сергиева Лавра является центром древнерусской культуры» и «Основатель Троице-Сергиевой лавры Прп. Сергий Радонежский ушёл в пустынь для того, чтобы создать центр древнерусской культуры». Первая из них очевидно верна, а вторая столь же очевидно нелепа. И, значит, культура вторична по отношению к собственно духовному подвигу… И все же сейчас речь пойдёт о переменах в культуре.
 
Но прежде начала этого разговора я вынужден сделать предупреждение. Христианство раскрывает свою новизну через сопоставление с тем миром, который оно пришло обновить. Нельзя сказать, чтобы весь мир согласился на это обновление. Поэтому языческий мир не остался в прошлом: и сегодня он противопоставляет себя христианству. Хорошим тоном, например, считается высмеивать «нелепости библейских мифов». Что делали в подобной ситуации древнехристианские апологеты? — Они совмещали защиту Священного Писания и разъяснение христианской веры с обнажением нелепиц, противоречий и безнравственности в мифах самих язычников.
 
Правда, древним апологетам было проще вести свою полемику: их современники знали свои мифы, и порой достаточно было лишь намёка на самый гнусный из них — и становилось понятно, что, имея такое бревно в собственном глазу, язычники весьма некстати пустились на поиски сучков в Евангельском оке. Сегодняшние неоязычники сводят язычество просто к «близости к природе» и абстрактному «космизму». Что ж, тем более необходимо показать им, что такое реальное, историческое язычество. Не то, которое они реконструируют по своему вкусу, пользуясь двумя-тремя брошюрками, а то, которое существовало в действительности, которое предшествовало христианству и сопротивлялось Церкви.
 
Если же ставить задачу ознакомления с реальным, неприукрашенным язычеством — то надо быть готовым к тому, что некоторые, мягко говоря, малопривлекательные вещи вылезут наружу из языческих кладовок. Некоторые цитаты из языческой литературы и образцы языческой мифологии, которые встретятся читателю в этой главе, могут показаться довольно-таки неприличными. Прошу прощения за это у православного читателя, но наши светские современники порой столь тщательно забивают себе и голову, и нос, что им бывает очень трудно объяснить, что вот эта вот штука издаёт вонь, а не аромат. “Что вы, что вы! Зачем же так нетерпимо, так категорично! Может, это фиалки!”. И пока не подведёшь их к соответствующей куче вплотную и сапогом не расшевелишь лежащее, они будут твердить свою мантру про “общечеловеческие ценности” и “одинаковую духовность всех религий”.
 
Впрочем, и православному читателю будет полезно сопроводить эту нашу экскурсию, чтобы осознать глубину различий между христианством и язычеством. Ибо ты не будешь иметь верное представление о своём доме, пока однажды не выйдешь из него и не посмотришь на него извне. Так что же христианство внесло в человеческий дом, а что попробовало вымести из него? Самые важные устои любой культуры — это сумма представлений человека о себе самом, об истоках и целях своего бытия в мире, о самом окружающем мире и его отношениях с Богом. Вот именно в этом базовом опыте самопознания христианство и произвело наболее значительные сдвиги.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя Андрон