Кузнецова - Комментарий на Письмо евреям

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Валентина Николаевна Кузнецова -  Комментарий на Письмо евреям
Из всех текстов Нового Завета Письмо евреям, вероятно, самое загадочное. Кто-то очень точно сказал, что мы о нем ничего не знаем: неизвестно, кто его написал, кому оно было написано, где было написано, когда написано и по какой причине. Впрочем, мы не знаем даже, письмо это или нет. Поэтому в этом Введении читатели вряд ли получат ответы, но зато узнают, как пытались ответить на эти вопросы ученые, исследователи и богословы как в древние времена, так и в наши дни. 
 

Валентина Николаевна Кузнецова -  Комментарий на Письмо евреям

М.: ИД «Жизнь с Богом», Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, ОПУ осн. прот. А. Менем, 2018. - 288 с. 
ISBN 978-5-903612-41-3 
 

Валентина Николаевна Кузнецова -  Комментарий на Письмо евреям - Содержание

КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ
  • Авторство 
  • Жанр текста  
  • Кому предназначено это произведение 
  • Время и место написания 
  • Причины написания письма 
  • Основные богословские идеи письма 
  • Трудности письма
  • Структура и план письма 
ТЕКСТ И КОММЕНТАРИЙ 
 
СЫН ПРЕВЫШЕ ВСЕГО (1.1-2.18) 
  • 1.1- 4 Бог говорит через Сына
  • 1.5- 14 Иисус выше ангелов 
  • 2.1- 4 Первое предостережение. Величие спасения  
  • 2.5- 18 Иисус - Зачинатель спасения 
  • Экскурс: Божья доброта 
МИЛОСЕРДНЫЙ И ВЕРНЫЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИК (3.1-4.13)  
  • 3.1- 6 Сын выше Моисея 
  • Экскурс: Христос 
  • 3.7-19 Второе предостережение. Великий отдых народа Божьего... 
  • 4.1- 11 Предостережение и обещание 
  • 4.12- 13 Сила Божьего Слова 
  • СОВЕРШЕННЫЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИК (4.14-5.10)  
  • 4.14- 16 Великий Первосвященник 
  • 5.1- 10 Качества, необходимые Первосвященнику 
ПЕРВОСВЯЩЕННИК ИИСУС - ИСТОЧНИК ВЕЧНОГО СПАСЕНИЯ (5.11-6.20) 
  • 5.11- 6.8 Опасность отступничества 
  • 6.9-12 Слова ободрения
  • 6.13- 20 Божье обещание и клятва 
ИИСУС - ИСТИННЫЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИК (7.1-7.28)  
  • 7.1- 3 Священник Мельхиседек 
  • 7.4-10 Величие Мельхиседека 
  • 7.11- 14 Левитское священство 
  • 7.15- 19 Новый Священник 
  • 7.20-28 Первосвященник лучшего Договора 
  • Экскурс: Договор 
СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА КАК ПЕРВОСВЯЩЕННИКА (8.1-10.39)....  
  • 8.1- 6 Первосвященник в небесном Святилище  
  • 8.7- 13 Новые отношения между Богом и людьми 
  • 9.1- 10 Земное и небесное святилища 
  • 9.11- 14 Жертва, открывающая путь в Святилище 
  • 9.15-22 Все очищается кровью  
  • 9.23- 28 Жертва Христа удаляет грехи  
  • 10.1- 10 Истинная жертва  
  • 10.11- 18 Прощение грехов 
  • 10.19- 25 Наставления христианам 
  • 10.26-31 Последствия сознательного греха 
  • 10.32- 39 Ждать осталось недолго! 
ВЕЛИКИЕ ГЕРОИ ВЕРЫ (11.1-12.13) 
  • 11.1- 7 Древние праведники 
  • Экскурс: Ипостась  
  • 11.8-22 Вера патриархов 
  • 11.23- 31 Вера Моисея и его сподвижников  
  • 11.32- 40 Подвижники веры 
  • 12.1- 13 Учитесь стойкости 
ЖИЗНЬ ХРИСТИАН ВО ВРАЖДЕБНОМ МИРЕ (12.14-13.25) 
  • 12.14-17 Бойтесь отступничества 
  • 12.18-24 Синай и Сион 
  • 12.25-29 Так слушайте Бога! 
  • 13.1- 6 Принципы христианской жизни 
  • 13.7- 17 Наставления членам общины 
  • 13.17-19 Еще раз о повиновении 
  • 13.20- 25 Завершение письма 

Валентина Николаевна Кузнецова -  Комментарий на Письмо евреям - Авторство

 
Если принадлежность части писем апостола Павла стала подвергаться сомнению только в XIX и в XX веке, то авторство этого текста вызывало недоумение уже в раннехристианские времена. Каких только имен не предлагали в качестве автора! Наиболее часто говорили о спутнике Павла Варнаве и о Клименте Римском. Иногда выдвигалась странная гипотеза, что письмо написал сам Павел, но почему-то на арамейском. Свое же имя апостол якобы решил не ставить в зачине письме, чтобы не оттолкнуть этим тех евреев из христиан, которые по-прежнему соблюдали заповеди Закона и относились к Павлу недоброжелательно, считая его предателем своего народа. А так как язык и стиль письма совершенно точно не может принадлежать Павлу, то оно якобы было переведено на греческий язык Лукой. Так, например, считал Кальвин, объяснявший хороший греческий язык тем, что письмо было написано Лукой или Климентом Римским. Иногда говорили о Прискилле и Аквиле, Аристионе, евангелисте Филиппе, Эпафрасе и даже о Деве Марии! 
 
И хотя примерно с конца II века очень многие стали признавать письмо принадлежащим Павлу, споры все равно не прекращались. Так, например, Мартин Лютер предположил, что его автор — Аполлос. И эта гипотеза выглядит чрезвычайно правдоподобной. Из Деяний апостолов мы знаем, что Аполлос был родом из Александрии, а многое в письме свидетельствует о влиянии александрийской школы экзегезы. О нем говорится, что это был очень образованный и красноречивый человек, и письмо свидетельствует об этом. Он был знатоком не только Писания, но и культурной традиции эллинистического иудаизма. Кроме того, побывав в Коринфе, он так пленил своей эрудицией и красноречием коринфян, что те даже образовали особую группу, назвав себя приверженцами Аполлоса. И еще одна примечательная деталь: в Письме евреям наш анонимный автор упрекает членов своей общины в том, что они по-прежнему питаются молоком, хотя им уже давно пора перейти на твердую пищу и самим стать учителями, а не довольствоваться ролью учеников. Но Павел, прибыв в Коринф после того, как Аполлос его уже покинул, с иронией, если не с изрядной долей сарказма высмеивает коринфян за их самоуверенность и убежденность в собственной «духовности». Они, видите ли, обижаются на своего апостола, что он не открывает им «тайн», не «кормит» их твердой пищей, а по-прежнему «питает» молоком, словно младенцев. Казалось бы, никто лучше Аполлоса не подходит на роль автора Письма евреям. Действительно, в его лице соединились эллинистически-александрийская образованность и личные отношения с апостолом Павлом. Но, во-первых, у нас нет ни строчки, написанной им, так что мы не в состоянии провести литературоведческую экспертизу, а во-вторых, судя то тому, что нам известно из двух обширных писем Павла о христианах Коринфа, они мало похожи на людей, которых бы заинтересовали учения о жертвоприношениях, о левитских священниках и первосвященниках, о Мельхиседеке, об устройстве храма и обо всем том, что составляет главное содержание этого письма. Напротив, насколько мы понимаем, коринфяне были людьми, увлеченными духовностью, дарами Духа, пророчествами и особенно говорением на неведомых языках как доказательством того, что они уже достигли ангельского уровня. Вряд ли их можно было бы упрекнуть в том, что они потихоньку склоняются к еврейским культовым установлениям. Так что придется отбросить столь привлекательную гипотезу...
 
Но у нас остается еще один кандидат на авторство, причем для очень многих христиан в нашей стране вовсе и не кандидат, а самый настоящий автор. Апостол Павел... Это тоже загадка, ведь Павел всегда писал свои письма по принятым в те временам стандартам: он начинал письма с адреса; в их зачине ставил свое имя, затем имя или имена адресатов, после чего следовала молитва за адресатов. Здесь же нет ничего, что указывало бы на то, что это письмо. Нет стандартного адреса и нет никакой информации об авторе. И только последние два стиха, в которых упомянут Тимофей, дают некоторое основание считать письмо принадлежащим Павлу, как если бы в те времена был только один человек с таким именем. 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя brat Nicaeec