Кузнецова - Письма апостола Павла Титу и 1-2 Тимофею

Кузнецова Валентина - Письма апостола Павла: Титу и 1-2 Тимофею. Перевод и комментарий
Христос (евр. Машйах, «Мессия») — это титул, который переводится с греческого как «Помазанник», так что точнее было бы переводить «Иисус Помазанник», как и делается в некоторых переводах. Апостол Павел довольно часто употребляет словосочетание «Христос Иисус», то есть Помазанник Иисус. Что же значит «помазанник»? В еврейской традиции цари (2 Цар 2.4), священники (Числ (3.3) и пророки (Ис 61.1) помазались оливковым маслом в знак того, что Бог даровал им Свой Святой Дух, дающий им способность исполнять возложенную на них миссию. Но постепенно так стал называться только долгожданный царь народа Израиля, потомок Давида, который, по мнению большинства народа, должен был свергнуть иноземное иго (в это время Иудея находилась под властью римлян) и восстановить былое могущество Израиля.
 
Затем эта фигура земного могущественного царя и победоносного полководца все чаще стала видеться в эсхатологическом свете: он явится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет освобождение не только от языческих захватчиков, но и от грехов. Но вряд ли кто-то мог предположить, что может прийти такой Помазанник, как Иисус. Во время земной жизни Иисуса Его мессианское достоинство было открыто только небольшому числу Его учеников. Иисус вкладывал в это понятие новый, духовный смысл, который и был воспринят Церковью. Но когда христианство выходит за пределы Палестины, в эллинистической среде слово «Помазанник» скоро перестанет быть понятным для большинства людей и станет восприниматься как второе имя Иисуса. 
 

Кузнецова Валентина - Письма апостола Павла: Титу и 1-2 Тимофею. Перевод и комментарий

М.: ОПУ осн. прот. А. Менем, 2019. 272 с. 
ISBN 978-5-903612-44-4 
 

Кузнецова Валентина - Письма апостола Павла: Титу и 1-2 Тимофею. Перевод и комментарий - Содержание

ПАСТЫРСКИЕ ПИСЬМА 
ОБЩЕЕ КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ 
  • Авторство Пастырских писем  
  • Аргументы против авторства 
  • Аргументы за авторство 
  • Адресаты писем 
  • Время написания 
  • Место написания 
ПИСЬМО ТИТУ 
КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ 
  • Личность Тита 
  • Содержание письма 
  • План письма 
  • 1.1-4 Приветствие 
  • Экскурс: Христос 
  • Экскурс: Спаситель 
ЗДРАВОЕ УЧЕНИЕ (1.5-16) 
  • 1.5-9 Качества старейшин 
  • Экскурс: Старейшины 
  • 1.10-16 Лжеучителя 
ПРОПОВЕДЬ ЗДРАВОГО УЧЕНИЯ (2.1-15) 
  • 2.1-10 Наставления верующим разного возрста и социального положения 
  • 2.11-15 Дожидайтесь Господа 
  • Экскурс: Божья доброта 
  • 3.1-8а Поведение христиан в языческом окружении 
  • 3.86-11 Дела, а не слова 
ЗАВЕРШЕНИЕ ПИСЬМА (3.12-15) 
 
ПЕРВОЕ ПИСЬМО ТИМОФЕЮ 
КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ 
  • Личность Тимофея 
  • Содержание письма
  • План письма 
  • 1.1-2 Приветствие 
ПОРУЧЕНИЯ ТИМОФЕЮ (1.3-4.16) 
  • 1.3-11 Опасность лжеучений 
  • 1.12-17 Греховное прошлое автора и благодарственная молитва 
  • 1.18-20 Достойная битва 
  • 2.1-8а Наставления о молитве 
  • 2.9-15 Наставления женщинам 
  • 6 3.1-7 Качества руководителей церкви 
  • 3.8-13 Качества помощников руководителей 
  • 3.14-16 Тайна нашей веры 
  • 4.1-5 Предсказание об отступничестве 
  • 4.6-16 Наставления служителю Христа 
ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩИНЫ (5.1-6.10) 
  • 5.1-2 Церковь как семья 
  • 5.3-16 Забота о вдовах 
  • 5.17-25 Наставления о старейшинах 
  • 6.1-2а Наставления рабам 
  • 6.26-5 Приверженцы ложного учения 
  • 6.6-10 Истинное богатство 
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ (6.11-19) 
  • 6.11-16 Духовная битва с силами зла 
  • 6.17-19 Наставления богачам и завершение письма 
ВТОРОЕ ПИСЬМО ТИМОФЕЮ 
КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ 
  • Содержание письма 
  • План письма 
  • 1.1-2 Приветствие 
ПРИМЕР ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ (1.3-3.17) 
  • 1.3-14 Благодарственная молитва 
  • 1.15-18 О сотрудниках апостола 
  • 2.1-7 Верный воин Христа 
  • 2.8-13 Страдать и терпеть 
  • 2.14-26 Испытанный работник 
  • 3.1-9 Падение нравов в последние времена
  • 3.10-17 Последние наставления 
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ (4.1-22) 
  • 4.1-5 Призыв проповедовать Радостную Весть 
  • 4.6-8 Личное свидетельство 
  • 4.9-18 Личные наставления и просьбы 
  • 4.19-22 Завершение письма 
БИБЛИОГРАФИЯ 
СОКРАЩЕНИЯ 
 

Кузнецова Валентина - Письма апостола Павла: Титу и 1-2 Тимофею. Перевод и комментарий - Общее краткое введение

 
Название «Пастырские письма» появилось в XVIII веке. Цель такого наименования — обозначить группу из трех писем, автором которых назывался апостол Павел, а адресатами его ближайшие помощники Тимофей и Тит. Это два письма Тимофею и одно Титу. Хотя они адресованы конкретным лицам, тем не менее это не личные письма, потому что их содержание — советы и наставления, как исполнять пастырские обязанности в христианских общинах. В этом письма отличаются от Письма Филемону, которое действительно является частным письмом по личному вопросу. В Пастырских письмах автор дает указания, как провести точную черту между ортодоксией и ересью, он настаивает на том, что «правильно» верующие христиане должны отделиться от еретиков и крепко держаться той традиции, которую им передал Павел. Ведь апостол видит в Тимофее и в Тите своих преемников, особенно потому, что он сознает, особенно во 2-м Письме Тимофею, приближение мученической кончины (4.6-8). Здесь отражено изменение атмосферы в Церкви. Как говорил известный библеист Раймонд Браун, «если новозаветным символом миссионерства является рыбак, то символом заботы о тех, кто уловлен миссионерами, является пастырь».
 
Письма объединяет в одну группу очень большое сходство в содержании (борьба с лжеучениями, назначение старейшин, епископов и диаконов, советы и распоряжения, касающиеся жизни Церкви), у них также очень похожи форма, язык, словарь и стиль. Но они резко отличаются от других писем, в адресе которых стоит имя Павла. Вот почему не утихают споры об аутентичности писем: действительно ли они написаны Павлом или эти письми псевдонимные? Ведь различия настолько значительны, что не могут не броситься в глаза, и в наше время большинство ученых отказываются признавать их письмами апостола. Кстати, это в той или иной степени признают даже православные исследователи, обычно придерживающиеся более консервативных взглядов. Так, например, епископ Кассиан (Безобразов) говорит, что возникает ощущение нового этапа в жизни Церкви: нужно бережно хранить, блюсти и назидать то, что уже начинает восприниматься как сокровищница первоначального Предания.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 7 (3 votes)
Аватар пользователя brat Andron