Ларше - Бог не хочет страдания людей

Жан-Клод Ларше - Бог не хочет страдания людей
Книга о животрепещущей проблеме страдания в человеческой жизни. Исследуя наиболее известные места Библии и восточнохристианской православной святоотеческой письменности Жан-Клод Ларше опровергает расхожее представление о христианстве как о религии страдания.
 
Христианство, и в особенности на Западе, представлялось и представляется вплоть до сегодняшнего дня религией, оправдывающей страдание и превозносящей его ценность.
 
Такое оправдание поддерживается по большей части отношением к прародительскому греху, представленным в рамках августиновского взгляда, который очень почитается на Западе. [С точки зрения блж. Августина,] этот грех якобы был включен в человеческую природу, все его унаследовали при рождении, все были в нем виновны и все должны заплатить за него главную плату в виде страдания и смерти. Помимо этого страдание часто понималось как наказание, которое люди должны понести за свои личные грехи.
 
Что касается повышенной оценки страдания в христианском богословии в целом, то она связана с тем фактом, что Сам Сын Божий, воплотившись, перенес страдания и крестную смерть, чтобы спасти всех людей. Но еще более эта значимость страдания была усилена тенденцией богословия, а также стремлением христианских конфессий Запада (католицизма и протестантизма) поставить Страсти и Смерть Христа в центр сотериологии.
 
 

Жан-Клод Ларше - Бог не хочет страдания людей

 
Пер. С. М. Бичуцкого и П. К. Доброцветова. — М.: Паломник, 2014. — 160 с.
ISBN 978-5-88060-055-7
 

Жан-Клод Ларше - Бог не хочет страдания людей - Содержание

 

1.БОГ НЕ СОЗДАВАЛ СТРАДАНИЯ

Страдание чуждо замыслу Бога и не было создано Им
Бог — творец бед есть верование еретическое
Утверждение того, что зло было создано Богом, есть отрицание Благого Бога и, соответственно, отрицание Самого Бога
Страдание является частью тех реальностей, которые противоестественны и состоят в отсутствии добра
Человек в его райском состоянии не знал страдания

2. СВЯЗЬ СТРАДАНИЯ С ГРЕХОМ

I. СТРАДАНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ПРАРОДИТЕЛЬСКОГО ГРЕХА
Страдание имеет в качестве первопричины прародительский грех
Страдание как следствие прародительского греха вошло в природу всех людей, несмотря на то что они не были ни виновны в нем, ни ответственны за него
Страдание может также иметь причиной личные грехи людей, но оно не обязательно является следствием личного греха и личной виновности
Диавольская и бесовская деятельность — другая причина существования страдания в мире
Страдание не является наказанием Бога за грех, но его естественным и необходимым следствием

3. СВЯЗЬ СТРАДАНИЯ С ГРЕХОМ

II. СТРАДАНИЕ КАК ИСТОЧНИК И ПРИЧИНА ГРЕХА
Дурные страсти развиваются на основе удовольствия и скорби
Удовольствие и скорбь являются источниками искажения нравственного сознания
Удовольствие и скорбь устанавливают над падшим человеком тиранию, толкая его к греху и страстям
Страстность — преимущественная сфера воздействия бесов на человека

4. ПРИМЕР ИОВА

Бог не является причиной бед, которые произошли с Иовом
Беды, которые происходят с Иовом, не являются наказанием за его личные грехи
Иов законно отказывается устанавливать связь между своей личной виновностью и бедами, которые с ним происходят
Диавол — главная причина страданий и прочих бед Иова
С этой точки зрения Иову приходится страдать именно потому, что он праведен и не грешник
Иов винит падшую природу человека как вторичную причину своего страдания
Страдание Иова как искушение
Исключительный характер Иова
Иов — провозвестник Христа
Иов — прообраз Христа
Иов — прообраз христианина

5. ПОВЕДЕНИЕ ХРИСТАВСТРАДАНИИ И ЕГО ПОБЕДА ΗАД СТРАДАНИЕМ

Изначальная бесстрастность человеческой природы Христа
Добровольное принятие страдания Христом
Поведение Иисуса Христа в страдании
Неизменность человеческой воли Христа во время страдания
Победа Христа над страданием

6. ВОЛЯ ХРИСТА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ЛЮДИ БОЛЫШЕ НЕ СТРАДАЛИ

Цель Христа состоит в том, чтобы страдание было уничтожено и чтобы люди в конечном счете не страдали вовсе
Окончательное исчезновение страдания в Царствии Небесном
Христос даровал начатки уничтожения страдания в Царствии Небесном в облегчении страданий тех, кто обращался к Нему
Облегчить людям их страдания — важнейшая задача христианского милосердия
Ничего нельзя добавить к страданиям Христа
Христос не оправдывал страдание

7. НОВЫЙ СТАТУС СТРАДАНИЯ В ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Почему продолжает существовать страдание?
Страдание остается реальностью, которую надо перенести как можно лучше
Страдание получает во Христе и для христиан новый статус: оно теряет свою власть приводить к греху и страстям и может быть, наоборот, использовано как средство победы над ними
Быть духовно отстраненным и бесстрастным по отношению к страданию
Страдание как возможность (но не источник или необходимое условие) духовного роста
Первоначальные условия правильного использования страдания — смирение, терпение, надежда, молитва и любовь к Богу
Смирение
Терпение
Надежда
Молитва
Любовь Божия
Иметь Иисуса Христа в качестве Образца и Учителя
Хотя и имеется возможность извлечь из страдания некоторую духовную пользу, однако не следует искать его с этой целью
Тяготы аскезы и их значение
Страдание само по себе не является источником духовных благ, которые можно из него извлечь
Фактически страдание представляет собой испытание, из которого важно выйти победителем
Действие благодати в страдании. Условия и значение
Заключение
Библиография

 

Жан-Клод Ларше - Бог не хочет страдания людей - Введение

 
В отличие от восточного христианства, которое придает большее значение Воскресению, сделав праздник Пасхи самым большим праздником, давая почувствовать в литургических службах Страстной Пятницы будущую победу Христа над смертью, западное христианство возвышает страдание и Распятие Христа, смешивая их в одно общее событие и делая из него главный факт Его спасительного Домостроительства.
 
Сверх того, оно понимало это как «искупление», воспринимаемое само по себе как выкуп, который принес Христос через Свои страдания и Свою смерть, заменяя Собою людей, отдавая за них долг, который они имеют по отношению к Богу, или искупая таким образом оскорбление, нанесенное Богу грехом людей. Поэтому Великой Пятнице придавалось значение, которое в сознании людей часто затмевало саму Пасху, в то время как рассматриваемые сквозь призму благоговения перед «крестным путем» страдания Христа анализировались, разбирались и прославлялись в представлении, где воображение часто переходило границы, дозволенные нам Священным Писанием и Священным Преданием.
 
Тогда как восточное христианство в своей иконографии Страстей, Распятия и Положения во Гроб представляло Сына Божия бесстрастным и спокойным, уже победившим страдание и смерть, западное христианство, начиная с готического искусства, способствовало развитию религиозной иконографии, представлявшей Христа в те же моменты Его спасительного Домостроительства драматическим образом, стараясь с возможно большей реалистичностью показать Его страдания.
 
Параллельно развивалось на Западе благочестие, сосредоточенное на культе страданий Христовых и на подражании христианина страдающему Христу. Страдание не только принимали, но и искали в нем наилучший (преимущественный) путь спасения вкупе с идеей о том, что оно якобы позволяет получить либо «искупление грехов», либо «заслуги», способствующие спасению, или с идеей о том, что оно дает в высшей степени единение со Христом. После того как его стали рассматривать как наказание за грех, страдание нашло здесь обратное и дополнительное оправдание как средство избежания греха. Эта концепция и эта форма благочестия дали место болезненному культу страдания, достигшему апогея в течении долористов, а также в феномене стигматов, хотя и маргинальном, но примечательном.
 
Такое представление о страдании, хотя оно в значительной мере было исправлено и очищено от излишеств в лоне Католической церкви, продолжает в различной степени налагать отпечаток не только на сознание людей, но также и на коллективное бессознательное западных обществ. Оно имело и до сих пор имеет важные последствия, многие из которых обернулись против самого христианства. Как подчеркивает автор одного философского эссе, посвященного страданию, «тот факт, что христианство на Западе некогда прославляло страдание, и тот факт, что оно прославляет его иногда и сейчас, является духовной катастрофой, следствием которой было и остается приведение к отчаянию и возмущению умов».
 
Так, «философии подозрения», которые основаны на философской критике христианства, отчасти развивались как раз против такого представления: критика Ницше направлена на его этические импликации (поскольку они ведут к культу слабости); Маркс критиковал импликации экономические (поскольку они ведут к смирению перед нищетой), а Фрейд — психологические (поскольку они способствуют фрустрации и даже некоторым извращениям, таким как мазохизм).
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя sobesednik