Литтл - Теодицея сотворенного мироустройства

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Брюс Литтл - Теодицея сотворенного мироустройства. Бог и бессмысленное зло
Ясным осенним утром 11 сентября 2001 года Америке пришлось внезапно осознать истину, которую многие до того отчаянно пытались скрывать от самих себя: зло реально. Пораженные масштабами злодеяния американцы, пусть нехотя и ненадолго, признали и другую истину: Бог есть. Таким образом, на протяжении очень краткого периода недавней истории американское общество верило одновременно в существование зла и в существование Бога.
Первое невозможно было отрицать, второе казалось необходимым; но мысль о сосуществовании Бога и зла вновь подняла извечный вопрос: если Бог всемогущ и всеблаг, то почему в мире, который сотворен и храним Богом, возможно зло в таких чудовищных масштабах?
 

Брюс Литтл - Теодицея сотворенного мироустройства. Бог и бессмысленное зло

Симферополь: ДИАЙПИ, 2008 г. - 232 с.
ISBN 978-966-491- (Укр.)
ISBN 0-7618-2989-Х (США)
 

Брюс Литтл - Теодицея сотворенного мироустройства. Бог и бессмысленное зло – Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ  
БЛАГОДАРНОСТИ  
Глава 1. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ТЕОДИЦЕИ?  
  • Обзор теодицей большего блага  
  • Основание для аргумента  
  • Суть аргумента
  • Уточнение терминов
  • Свобода воли  
  • Благо
  • Зло
  • Всемогущество
  • Всеведение
  • Вера / вера в Бога
  • Формулировка эмпирического аргумента от зла
  • Эдвард Мадден и Питер Хар
  • Джон Л. Маки
  • Уильям Роу
  • Необходимость новой теодицеи
Глава 2. ТЕОДИЦЕИ БОЛЬШЕГО БЛАГА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
  • Блаженный Августин
  • Страдания и Божья справедливость
  • Воля и зло
  • Бессмысленное зло
  • Страдания животных
  • Выводы
  • Фома Аквинский
  • Всемогущество и благость Бога
  • Зло как отсутствие блага
  • Причина зла
  • Зло и человеческая свобода
  • Причины нынешних страданий
  • Выводы
  • Готфрид фон Лейбниц
  • Лучший из всех возможных миров
  • Значение слова «мир»
  • Источник зла
  • Свобода воли
  • Этот мир включает в себя всё
  • Зло в лучшем из возможных миров
  • Большее благо
  • Выводы
  • Заключение
Глава 3. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ТЕОДИЦЕЙ БОЛЬШЕГО БЛАГА
  • Джон Хик
  • Грехопадение
  • Чтобы любить, человек должен быть свободен
  • Необходимость эпистемологической дистанции
  • Большее благо как результат зла
  • Универсализм
  • Страдания невинных и духовное совершенствование
  • Выводы
  • Ричард Суинберн
  • Либертарианская свобода воли
  • Когнитивная способность Бога
  • Большее благо как результат зла
  • Природное зло не бессмысленно
  • Большее благо - либо в этой жизни, либо после смерти
  • Вывод
  • Майкл Петерсон
  • Эмпирическая версия аргумента от зла
  • Либертарианская свобода
  • Божье всеведение
  • Решение проблемы бессмысленного зла
  • Доктрина ада
  • Критика теодицеи большего блага
  • Выводы
  • Заключение
Глава 4. НЕУБЕДИТЕЛЬНОСТЬ ТЕОДИЦЕЙ БОЛЬШЕГО БЛАГА
  • Задача теодицеи
  • Опровергнуть или нейтрализовать
  • Объяснения теодицеи большего блага
  • Всевластие Бога
  • Благо за пределами нашего кругозора
  • Все содействует ко благу
  • Недостатки теодицеи большего блага
  • ТББ подразумевает, что для блага необходимо зло
  • Цель оправдывает средства
  • ТББ подрывает основание социальной справедливости
  • ТББ ставит под сомнение ценность молитвы
  • Релятивизация концепции блага 1
  • Кто воспользуется благом?
  • Отсутствие объективных критериев измерения добра и зла
  • ТББ неприменима к злу, совершаемому в мыслях
  • Концепция большего блага ограничивает Бога
  • Вывод
Глава 5. ОСНОВАНИЯ ТЕОДИЦЕИ СОТВОРЕННОГО МИРОУСТРОЙСТВА
  • Внесем ясность
  • Основные элементы теодицеи сотворенного мироустройства
  • Природа Бога и творения
  • Бог и человек
  • Два разума
  • Моральный порядок сотворенной реальности
  • Физический порядок сотворенной реальности
  • Ограничивающая роль Божьих обетований
  • Божье всевластие и молитва
  • Убеждение и человеческая свобода
  • Среднее знание и лучший из возможных миров
  • Среднее знание
  • Лучший из возможных миров
  • Заключение
Глава 6. ТЕОДИЦЕЯ СОТВОРЕННОГО МИРОУСТРОЙСТВА
  • Теодицея сотворенного мироустройства
  • Связь между несотворенной и сотворенной реальностью
  • Может ли Бог предотвратить все чудовищные злодеяния?
  • Связь между сотворенной и несотворенной реальностью
  • Принцип причины и следствия
  • Свобода нравственного выбора и социальная справедливость
  • Свобода нравственного выбора и ее необходимость для истинной любви
  • Страдания праведников ради праведности
  • Страдания праведников из-за несовершенства этого мира
  • Природное зло
  • Лучший из всех возможных миров
  • Обзор теодицеи сотворенного мироустройства
  • Практическое применение теодицеи сотворенного мироустройства
  • Заключение
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
 

Брюс Литтл - Теодицея сотворенного мироустройства. Бог и бессмысленное зло – Пркдисловие

 
Пожалуй, самый древний и самый убедительный аргумент против существования Бога, в Которого верят христиане, - это аргумент от зла. И если раньше многие просто не сталкивались лично с чудовищными страданиями, то сейчас все изменилось. Теперь расстояния и границы не мешают нам видеть и знать. В наш информационный век мы постоянно сталкиваемся с невыразимыми страданиями во всем мире, мы видим голодающих детей, террористические акты, стихийные бедствия. 11 сентября 2001 года, когда в прямом эфире показывали рушащиеся башни Всемирного торгового центра, оцепеневшие от ужаса зрители стали задаваться вопросами, о которых прежде не задумывались. Видя зло и страдания такого масштаба, человек испытывает не только ужас, но и желание найти разумное объяснение случившемуся. В таких случаях люди часто обращаются к Богу с просьбой о помощи или с вопросом, почему Он допустил это. А так как знанием о Боге обладает прежде всего церковь, именно христианам чаще всего задают вопрос: «Почему?» Спрашивают, как правило, не о том, почему в мире существует зло, а о том, почему всеведущий, всемогущий и всеблагой Бог не предотвращает такие ужасающие проявления зла, как Холокост. Нет сомнения, что Он мог бы это сделать, не жертвуя при этом неким большим благом.
 
Христиане не должны отворачиваться от вопросов о зле и страдании. Они утверждают, что именно их вера формирует мировоззрение, позволяющее понять этот мир; мировоззрение, в рамках которого найдутся ответы на самые трудные вопросы. Христианская вера состоит из взаимосвязанных убеждений и образует христианское мировоззрение. Это значит, что каким бы ни был ответ христиан на вопрос о зле, этот ответ не должен противоречить основополагающим убеждениям христианства. Христианин должен не просто ответить на вопросы о зле, но его ответы должны соответствовать главным доктринам христианской веры. Как будет показано далее, любой ответ на вопрос о зле неизбежно взаимосвязан почти со всеми основными доктринами христианской веры.  
 
На протяжении столетий ответом церкви на аргумент от зла была теодицея большего блага, принимавшая разные формы. Оправдывая действия Бога, допускающего в мире зло, эта теодицея утверждает, что Бог допускает лишь то зло, из которого впоследствии произойдет большее благо или посредством которого будет предотвращено еще большее зло. Это значит, что бессмысленного зла нет; всякое зло и страдание имеет предназначенную Богом цель. Но такая позиция неизбежно (и напрасно) ставит теиста перед необходимостью отвечать на многие серьезные вопросы. В последнее время многие пытались отвечать на эти вопросы, показывая на конкретных примерах, как результатом зла становится большее благо. Но объяснения эти, судя по всему, оказались несостоятельными. Мне кажется, что после событий 11 сентября 2001 года это стало очевидным. Церковь не смогла сказать ничего вразумительного в ответ на обрушившийся на нее шквал вопросов. А потом мир перестал задавать вопросы - к сожалению, и для церкви, и для мира. В этой книге я намерен показать, что данные церковью ответы оказались неудовлетворительными, потому что были основаны на теодицее большего блага, которая ущербна в самом своем основании.
 
Эта книга преследует двойную цель: во-первых, познакомить читателя с историей теодицеи большего блага; во-вторых, показать ее недостатки и предложить новую теодицею, признающую и Божий Промысел, и существование бессмысленного зла. Мы называем эту теодицею «теодицеей сотворенного мироустройства», поскольку она основана на понимании созданного Богом порядка как необходимого условия для осмысленного общения бесконечного Бога с конечным человеком. Этим порядком мироздания определяется то, каким образом Бог строит отношения с творением в целом и с человеком, в частности. Бог решил ограничить проявления некоторых Своих атрибутов, чтобы человек мог реализовать свой нравственный потенциал.
 
Брюс Литтл
Уэйк-Форест, Северная Каролина май 2004 г.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя warden